Программа
проект (средняя группа) на тему

Стрельцова Марина Николаевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx486.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗЕРНОГРАДСКОГО  РАЙОНА  Х,ДОНСКОЙ  ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

                         Кружковая работа в рамках

Дополнительной образовательной программы

                  по патриотическому воспитанию

IMG_20161003_100602

   Воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» Зерноградского района Стрельцова М,Н,

C:\Users\Никита\Desktop\image.jpg

 

 Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья –

Это все называется Родина,

                                    Дорогая, родная земля!

Даже солнце здесь светит теплее,

И ромашки красивей цветут.

                               И горжусь я землею своею –

                               Здесь хорошие люди живут…

                                                     


                          Информационная карта программы.

Полное название программы

«Я -патриот»

Цель программы

 формирование социально-активной личности;

Ожидаемые результаты

- повышение уровня компетентности педагогов в вопросах; патриотического воспитания;

-уважение к  родителям, родственникам, привязанность к семье;

-знание  названия хутора, улицы;

-знание государственной символики;

- знание истории родного хутора, Ростовской области, страны;

-желание стать защитником Родины.

Территория, представляющая программу

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение х.Донской детский сад «Теремок»

Автор программы

Стрельцова М.Н.

Руководитель программы                                                                                                                                                                                                                                                  

Заведующий МБДОУ «Теремок»  

И.Г.Мыстрова.

Участники программы

Воспитатель,  воспитанники МБДОУ,

 родители воспитанников.

Место проведения

МБДОУ д/с « Теремок».

 

                                                                           


ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.

Пояснительная записка

1.Введение.

2.Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами

     3.Цель и задачи программы

4.Система программных мероприятий

5.Механизм реализации программы

6.Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

                                                       

                                 Пояснительная записка.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений.

 В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое  воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен,  сориентирован на:

  1. Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;
  2. Социальную солидарность – свобода личное и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

 Таким образом, применительно к ребенку 6-7 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей

     Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

       - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

       - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

       - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

       - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической,

                                                           

культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

  - истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

                     Актуальность проблемы.

         Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

         Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

         Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

                                                               

Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть

его нравственное воспитание, тем больше должно его не

учить, а приучать к хорошим чувствам,                                                          наклонностям и  манерам.

Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству

                                                               Виссарион  Григорьевич  Белинский.

                                                                     

  1. Введение.

     Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства  начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а,  следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике./ «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/

     Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

              Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства РФ определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время». 

                                                                           

           

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Зерноградского  района -  детский сад «Теремок» работает по программе «От рождения до школы».                      

 Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.

            Программа «Я - патриот» разработана для детей в возрасте с 4 до 7 лет.

В основу программы положены принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Сочетание научности и доступности исторического материала.
  • Наглядность.
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
  • Профессиональная компетентность педагога.
  • Учет  региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье,

                                               

посёлку, стране.                                  

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

           Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам:

1 блок - «Моя семья»

2 блок - «Родной хутор» 

3 блок - «Родная страна»

            Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 блок «Моя семья».

        Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Николаю «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

- корни каждого - в истории и традициях семьи; 

- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций; 

- счастье семьи - счастье и благополучие народа.

К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

                                                           

2 блок  «Родной хутор». 

            Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, хутором. Важно показать ребенку, что родной хутор славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.  Хутор Донской – это частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству

3 блок - «Родная страна».

             Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

Систему работы можно представить следующим образом:

семья→детский сад→родная улица→ родной хутор→родная страна.

          Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свою Ростовскую область,  и всегда помнил слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати - поле».

         Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:  

  • Семейный альбом (приложение № 1)
  • Мой  родной Донской (приложение №2)
  • Проект «День Российского флага» (приложение №3)

                                             

  • Наши деды надевают ордена (приложение № 4)
  • Наша Армия родная  (приложение №5)

2.Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями.

          Почему возникла  необходимость в разработке программы?

 В последнее время, в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства). Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»-телеманию, виртаманию, интернет-манию.

         Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс - страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.

                                                           

1. В программе, по которой работает  детский сад, определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, хутору, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.

 

2.Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.

3.Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.

Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:

  • Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, хутору.
  • Формированию бережного отношения к природе.
  • Воспитанию уважения к труду.

                                               

  • Развитие интереса к русским традициям.
  • Расширению представлений о городах России.
  • Знакомству детей с символами государства.
  • Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  • Толерантного отношения к другим народам.

Поставив перед собой эту задачу, столкнулись с проблемой - обилие материала для проведения систематической работы.

      Из массы впечатлений, получаемых ребенком, необходимо  отобрать  наиболее  доступные ему.

                                                         

Цель и задачи программы.

Цель: формирование социально-активной личности, воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному хутору  и родной стране.

Задачи:

-    формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

-    воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;

- сформировать комплекс нормативно - правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания.

-   ориентировать  родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

-   воспитывать любовь и уважение к своему хутору, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

-  прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага.

-  воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

                                                         

4.Система программных мероприятий.

  1. Нормативно - правовое обеспечение:

                  Примерные виды интеграции области «Социализации».

По задачам и содержанию

психолого-педагогической работы

По средствам

 организации и

оптимизации образовательного

процесса

Коммуникация  

 (развитие свободного общения со взрослыми и

детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, социуме, государстве, мире).

«Труд» (формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)

«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности)

«Труд» (накопление опыта двигательной активности)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализации»

                                                       

                  Формы организации образовательного процесса

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Игры

Чтение

Беседы

Наблюдения

Педагогические ситуации

Экскурсии

Ситуации морального выбора

Групп.

Подгрупп.

Инд.

Формирование первичных личностных, семейных, представлений, представлений об обществе, стране, мире

Совместная работа детей с родителями (домашние задание)

ИЗО деятельность

Викторина

Групп.

Подгрупп.

Инд.

Освоение прав  детей

Беседы

Педагогические ситуации

   

                                     

                                                             

 Ожидаемый результат.  

Дети должны знать:

  1. Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  2. Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  3. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  4. Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями);
  5.  столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
  6. Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  7. Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  8. Название планеты, на которой мы живем;
  9. Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

                                                     

                   Перспективное планирование.

Сентябрь

Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Цель: определение уровня знаний детей о Родине.

Октябрь

1.«Давайте познакомимся»

2. «Земля – наш общий дом»

3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»

4. «С чего начинается Родина?»

Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.

Цель: формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?

Ноябрь

1. «Малая родина. За что мы любим свой посёлок»

2. «Щедрые дары природы»

 3.«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

4. «История возникновения герба родного посёлка»

Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного посёлка – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Декабрь

1. «Что такое генеалогическое  дерево»

2. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»

 3. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»

4. «Право ребёнка на охрану физического здоровья»

Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека.

Цель: познакомить детей с их правом на имя, отчество, фамилию.

Цель: познакомить детей с правом на жизнь и воспитание в семье.

Цель: познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья.

Январь

Февраль

1. « Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»

2. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»

3. «Права и    обязанности  ребёнка»

4.Викторина «Права ребенка»

1. «Как жили славяне»

2. «Забавы вокруг  печки»

3. «Защитники  земли русской»

4. «Есть такая профессия – Родину защищать»

(рисование)

Цель: познакомить детей с их правом на охрану духовного и нравственного здоровья.

Цель: познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении.

Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.

Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своим правам.

Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.

Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.

Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

1. «Мужчины и женщины в семье»

2. «Отражение народных традиций в национальном   костюме»

3. «Русские народные  промыслы»

4. «Как живут в деревне? Добрые избы»

Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.

Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.

Апрель

1. «Многонациональная Родина»

2. «Что такое    героизм?»

3. «Боевая слава нашего народа»

4. «Знаменитые земляки»

Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.

Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и  уважение к защитникам Родины.

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Май

1. «День Победы»

2. «Мой поселок: вчера и сегодня»

3. « Поляна детства»

4. «Мы – патриоты»

Итоговое  интегрированное НОД    на тему: «С чего начинается Родина»

Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Цель: познакомить детей с историей возникновения посёлка «Елшанка», его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.

Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.

Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.

Цель:Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

4.2.Организационное обеспечение.

Возможны изменения в организации режима занятий.

- проведение комплекса мероприятий по военно - патриотической работе, создание музейных экспозиций, проведение месячников «Защитник Отечества», реализация образовательных проектов;

- разработка конкретных рекомендаций по патриотическому воспитанию;

- привлечение ветеранских организаций при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций;

4.3. Материально- техническое обеспечение:

    В ДОУ имеется музыкальный и физкультурный залы, оснащенные необходимым оборудованием и музыкальными инструментами, патриотический  уголок «Я помню, я горжусь».

4.4. Информационно- методическое обеспечение:

Методическая база: теоретическая и методическая литература:

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской.

4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах  ребёнка.

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России.

6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей.

7.Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, Д.М.Маханева, Санкт- Петербург.

8. «Беседы о великих соотечественниках», И.А.Агапова, М.А. Давыдова. «Дошкольникам о защитниках Отечества», Л.А.Кондрыкинская.

9.«Дошкольнику - об истории и культуре России», Г.Н.Данилина.

  • Информация в родительских уголках.
  • Планирование работы по патриотическому воспитанию.

  5.Механизм реализации программы.    

Воспитание патриотических чувств - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку  разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Исполнители обеспечивают реализацию программы по 3 блокам:

  1. Информационно - аналитический блок.

Задачи:

Привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей.

  • Анкетирование родителей;
  • Анализ состояния воспитательно- образовательной работы;
  • Анализ уровня знаний дошкольников по данной теме.

5.2. Практический блок.

 Задачи:

  • Изучение педагогам  методических источников, составление и обсуждение перспективного плана по патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.
  • Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий.

5.3. Контрольно - оценочный блок.

Задачи:

  • Анализ эффективности мероприятий;
  • Контроль за проведением мероприятий;
  • Анализ полученных результатов.
  • Внесение коррективов в программу на основе полученных результатов.

        Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это - то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению.

         Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши  воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.  

6.Организация управления программой и контроль хода ее реализации.

  • Контроль проведения плановых мероприятий;
  • Отчет о реализации программы на педсовете;
  • Корректировка содержания планов.

7.Оценка эффективности реализации программы.

-  положительное отношение к родному краю;

-улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);

- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу;

- проведение праздничных мероприятий и конкурсов по патриотической тематике;

-готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;

- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.

   

Анализ состояния воспитательно  - образовательной работы.

Критерии оценки

Оценка педагога

1

Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному хутору,  символике нашей страны, природе России.

2

Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии)

3

Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

4

Дает детям элементарные представления:

Об истории государства

Об истории быта народов России

О традициях

О народных праздниках

О народной игрушке, истории ее возникновения

5

Знакомит с устным народным творчеством

6

Дает представления об географических и природных компонентах:

Размерах страны и ее природных богатствах,

Природно- климатических зонах и условиях жизни людей в них

7

Формирует бережное отношение к природе

8

Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы)

9

Знакомит детей с символикой государства:

Флагами (государственный, военно- морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города, района), их назначением

10

Знакомит с историей родного хутора, его улицами.

11

Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения

12

Создает в группе соответствующую предметно- развивающую среду: дидактические игры, демонстрационный материал.


Диагностика  детей

Ф.и.ребенка

1.Родная страна:

Название страны

Название города

Домашний адрес

Название достопримечательностей города

Название зеленых зон

Название улиц, площадей

2.Символика

Флаг России

Герб России

Герб родного города

Гимн России

3.История народной культуры и традиций

Народная игрушка

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта

4.Историко- географический и природный компоненты

Природные богатства нашей страны

Различные природно- климатические зоны (тундра, лес

Виды ладшафта(горы, равнина)

5.Личностный компонент

Отношение к окружающей среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия

Умение управлять своими чувствами, договориться

Умение анализировать свои поступки и поступки других


Высокий уровень.

Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно- климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Средний уровень.

Знает название страны, города, свой адрес;  флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать: народные праздники, игрушки;  с помощью взрослого называет природные богатства России, природно - климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей. Не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень.

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно- климатические зоны; не заботится об окружающих , не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки

                                                        Анкета для родителей.

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2.Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

                                          ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Обследование знаний детей

Определение проблемы

↓                                                                 ↓

Подготовка теоретического материала

Подготовка практического материала

↓                                                                                        ↓

Занятия познавательного цикла

Сбор фотоматериалов и оформление альбомов

↓                                                                                        ↓

Занятия по художественной литературе

Организация выставок, конкурсов

↓                                                                                        ↓

Экскурсии, беседы

Составление генеологического древа

↓                                                                                       ↓

Дидактические игры

Продуктивная деятельность

             ↓

Посещение музеев

            ↓

Праздники, развлечения

           ↓

Накопление и оформление практического материала

ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Анкетирование

Составление плана работы с родителями

Определение основных форм работы

Совместные праздники

Смотр- конкурс «Фото из семейного альбома»

Составление генеологического древа

Встречи с ветеранами войны и труда

Конкурсы: «Мамины руки не знают скуки», «Папа может все что угодно», «Папа, мама и я – спортивная семья»

Организация фотовыставки «Наши папы и мамы»

Оформление материалов, методические рекомендации

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...