Принципы заботы с уважением Э. Пиклер
материал на тему

Морозова Елена Александровна

На чувство безопасности у ребенка влияет то, как взрослый относится к его телу. Основы формирования базового доверия к миру приведены в концепции венгерского врача -педиатра, педагога Эмми Пиклер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_zaboty_s_uvazheniem_e._pikler.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы заботы с уважением.

Основы формирования базового доверия к миру в концепции Эмми Пиклер*

  • Принцип постоянности
    Количество ухаживающих взрослых постоянно и ограниченно.
  • Принцип чувствительности
    Взрослые чувствительны к сигналам ребенка и способны менять свое поведение в зависимости от этих сигналов. Взрослый уделяет ребенку все свое внимание, не отвлекается на посторонние дела.
  • Принцип предсказуемости **
    Взрослые создают для ребенка условия предсказуемости текущих и предстоящих событий.
  • Принцип времени
    Взрослый дает ребенку время, ждет его ответа. Время на понимание ситуации и анализ слов взрослого.
  • Принцип доверия ребенку
    Ребенок – компетентный (осведомленный, способный, знающий) и активный партнер при взаимодействии. Он не является объектом для контроля или ухода, воздействий и манипуляций, а воспринимается как активный партнер и участник всех событий. Каждодневные процедуры должны приносить радость и удовольствие.
  • Принцип совместности
    Вместе с ребенком, а не вместо него. Важно не действовать руками ребенка во время каждодневных действий (одевания, купания и др.).
  • Принцип безопасности
    Физическое окружение ребенка безопасно и отвечает его возрастным потребностям. Предоставляйте ребенку возможность двигаться свободно в безопасном пространстве.
  • Принцип невмешательства
    Наблюдайте игру ребенка, не вмешиваясь в процесс пока он к вам не обратится.
  • Принцип честной коммуникации
    Взрослые говорят правду относительно неприятных событий, учитывая особенности тревожности ребенка. Правда - основа доверия.

____________________________

*Эмми Пиклер — венгерский врач - педиатр, педагог

**Принцип предсказуемости (формируем ощущение безопасности)

     

      На чувство безопасности влияет то, как взрослый относится к телу ребёнка. Например, делает действия быстрые и стремительные или неспешные. В жизни много перемен. Важно с первых дней сообщать ребёнку о переменах: я включу свет, я пойду на кухню, я хочу взять тебя на руки. Со временем ребёнок начнёт осознавать предстоящие перемены и готовиться в ним. Очень важно так же не прерывать самостоятельную активность ребёнка, его игру, уметь ждать. Например, мы хотим взять ребёнка, чтобы проверить памперс, а в этот момент ребёнок может делать открытие.

      Любые действия с ребёнком лучше начинать так:

1. Обратитесь к ребёнку по имени.

2. Обратитесь к тому, что ребёнок делает (делал) до вашего прихода, назовите это самыми простыми словами. Например: ты уже на спал, но просто лежал с открытыми глазами, ты катал машину, ты играл с водой.

3. Скажите ребёнку, что вы собираетесь ему предложить сделать. Например: у тебя мокрые ручки, я хочу их вытереть; я достану тебя из кроватки и мы пойдём одеваться; у тебя мокрые штанишки, я хочу их переодеть и т.п.

4. Ничего не делайте сразу после своих слов. Ребёнку нужно время, чтобы понять вас и начать переключаться на новое событие. Некоторые дети «включаются» быстро, другим нужно несколько раз повторить одно и то же или дать чуть больше времени.

      Ожидание, предоставление ребёнку времени даёт ему возможность самому участвовать в том, что вы ему предлагаете. Например, протянуть вам руки для вытирания, приподняться в кроватке вам навстречу, завершить игру с машинкой и начать процесс переодевания.

5. Если ребёнок не воспользовался предоставленным ему временем и не начал сотрудничать, действуйте спокойно, доброжелательно и уверенно: протяните ребёнку руки и скажите то, что вам нужно сказать, например: дай, пожалуйста мне свои ручки, я их вытру; или иди ко мне на ручки, пора подниматься из кровати, мы пойдём одеваться; пожалуйста, оставь ненадолго свою машинку, иди ко мне, я тебя переодену и т. п.

6. Если ребёнок в ответ на вашу просьбу даёт ручки для вытирания, идёт к вам на руки, оставляет машинку и поворачивается к вам, скажите ему «спасибо!»

      Важно:

  • не брать со спины;
  • ничего не делать с ребёнком без предупреждения;
  • всегда предупреждать ребёнка о предстоящих событиях (визиты, поездки, осмотры, процедуры и т.п.);
  • давать ребёнку время на понимание ситуации, на подготовку к предстоящему событию, на анализ ваших слов и переход к действию и т.д. – ребёнку всегда нужно больше времени, чем взрослому;
  • говорить правду о предстоящих неприятных событиях – приём лекарства, болезненная процедура, расставание и т.д. Правда – основа доверия;
  • при уходе за ребенком, в режимных мероприятиях, развивающих занятиях и др. не действовать руками ребёнка. Если всё же необходимо поддерживать руку ребёнка, например, при кормлении, скажите ему: «Я сейчас возьму твою руку и буду немного придерживать её, чтобы ты смог съесть суп».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИНЦИПЫ ЗАБОТЫ С УВАЖЕНИЕМ

Многие взрослые под заботой о ребёнке понимают лишь только то, что бы была чистая одежда, и чтобы он был сыт. В связи с этим упускаются важные моменты для полноценного развития ребёнка. Так всё-...

Реализация принципов «Заботы с уважением» на основе стандартизации проведения режимных процессов

На трудности в процессах межличностного общения воспитанников  дома ребёнка оказывает влияние обедненная социальная среда, характеризующаяся примитивизмом и однообразием социальных контакт...

Консультация для родителей "Поведение детей и родителей на праздниках, как основной принцип уважения друг друга"

Что значит, относиться с уважением к ребенку, взрослым и друг другу. Почему нужно уважать друг друга. И как это объяснить детям....

Консультация для родителей ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА ПРАЗДНИКАХ, КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ

Консультация для родителейПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА ПРАЗДНИКАХ, КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ...

Принципы заботы с уважением

Перевод  материалов  Эми Пиклер, принциы разработаны в  известном венгерском  доме ребенка на улице Лоци. Очень полезный матерал....

Конспект занятия "Забота и уважение"

Цель:- Формировать у детей старшего дошкольного возраста нравственно – этические нормы.- Знакомить детей с пословицами русского народа.- Систематизировать знания детей и развивать познавательные...