Консультация для родителей "Воспитание вежливости"
консультация (старшая группа) на тему

Захарова Наталья Анатольевна

Разбор ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость.». Много лет создавались людьми правила поведения, этика, цель которых была, кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности , прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, разговоре, приеме гостей- словом во всем, с чем мы выходим в общество.

                С чего начинать воспитание культуры? Вот такой совет дал автор книги « Азбука вежливости» Л. Смирнова- Гангнус « Воспитание ребенка необходимо начинать  с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливо-живой сказки, которая должна войти в ваш дом». Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании, ибо возраст от 3 до 7 лет назван психологами игровым.

                 Пусть иногда в комнате ребенка появится Фея « Здрасте», в волшебном фартуке которой секрет. В следующий раз ребенок увидит зонт, оставленный Феей, а к нему прикреплена записка с шуточным замечанием, с указанием на то, какие ребенок допустил оплошности. Ежедневно на стене можно вывешивать оценку- маску: если ребенок вел себя прекрасно- появится улыбающаяся маска Феи, если слегка провинился- маска гнома, а если совсем плохо вел себя- маска дракона.

                     Если мы, взрослые, захотим, то можем на время превратиться в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения. Многократные упражнения способствуют выработки привычки здороваться, прощаться, благодарить, осваивать определенные формы поведения.

                      « Здравствуйте!»- что особого мы сказали друг другу. Просто «здравствуйте», больше ничего. Но на капельку сделалась радостнее жизнь. Мы, взрослые знаем, что вежливое слово становится волшебным, когда в нем появляются лучики солнца и тепла. А как научить ребенка говорить не только все волшебные слова, но говорить их по-особому, приветливо, с улыбкой.

Ситуация:

Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алеша, а ты почему не здороваешься? Сейчас же скажи «здравствуйте». Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи «здравствуйте». Я жду! Господи. и в кого он у меня такой упрямый, не ребенок, а наказание, только позорит меня! Ну скажите, как мне его еще учить?

Как поступить в этом случае?

Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие- после напоминания, а третьи- не здороваются совсем. Не стоит каждый случай, как проявление невежливости. Надо разобраться, почему ребенок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила. Надо объяснить, что здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения. Важен также пример взрослых- сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям. Мы бываем щедры на замечания и скупы на похвалу. Напрасно. Для маленького ребенка очень важно родительское одобрение.

                       Детям трудно понять, что  разговор взрослых перебивать неприлично, а если нужно срочно что то спросить?

Ситуация:

Две мамы разговаривают: Привет! Как жизнь?- Нормально. А ты не торопишься?

-Нет, а куда торопиться? Я с ребенком гуляю, по магазинам ходим.( ребенок, перебивая , дергает мать за рукав) Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же!-

-Не суйся, когда взрослые разговаривают! Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила!

Ребенок:  Ты мне скажи, купишь пистолет? Скажи, купишь?

Мать:        Отстань, дай спокойно поговорить, надоел! Так вот, а на рынке, чего только

                   нет!

Ребенок:   Ну, пойдем в магазин скорее, я хочу пистолет!

Мать:         Что за ребенок! У других дети, как дети, а мой минуту постоять не может, поговорить не дает!

         Как поступить, когда ребенок вмешивается в разговор?

Если ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор. Это может означать:

- он не умеет слушать;

- проявляет агрессию к тому, которого перебивает;

- хочет обратить на себя внимание ( являясь центром семейной вселенной);

- не обладает достаточным запасом терпения;

- не дополучает родительского внимания.

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят. Ибо мы- взрослые будем для них примером для подражания. И фраза «Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас», станет поистине волшебной.

      Что делать, если ребенок употребляет грубые слова, ненормативную лексику?

Не всегда надо заострять внимание, если ребенок маленький, он быстро забудет. Если постарше- надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят. Можно определить место, куда выбрасывать такие слова ( мусорное ведро, мешок). Часто взрослые являются источником заражения ребенка, употребляя лексический мусор.

       Отрывок из стихотворения Э. Асадова « Воспитать человека».

« А что до красот языка родного,

   То все хрестоматии- ерунда,

   Коль чадо от папочки дорогого

   Порой наслышится вдруг такого,

   Что гаснут аж лампочки от стыда!

   Как быть? Да внушить можно то и се,

   А средство, по моему, всем по росту,

   Тут все очень сложно и очень просто-

   Будьте хорошими! Вот и все!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»

Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. ...

Консультация для родителей "Вежливость воспитывается вежливостью".

консультация дает полезные советы по воспитанию вежливости у детей....

Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»

«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый . Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к ...

Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью»

Бу консультациядә әти-әниләргә өчен файдалы киңәшләр....

Консультация для родителей "Вежливость воспитывается вежливостью"

Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность, что облегчает человеку о...

Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью»

Вежливость – способ применения этикета.Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстр...