КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ"
консультация (младшая группа) на тему

Велисевич Инна Валерьевна

Эффективность оздоровительной работы с детьми младшего возраста будет зависеть от использования средств оздоровления и уровня владения педагогами методикой организации и проведения традиционных (закаливание водой, воздухом, солнцем в сочетании с «тропой здоровья» и физическими упражнениями), а также нетрадиционных способов оздоровления (ароматерапия, фитотерапия, цветотерапия, фитонцидотерапия, металлотерапия игротерапия, камнетеропия и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей31.23 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ»

«Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать

Из детей не атлетов, акробатов или людей спорта,

А лишь здоровых, уравновешенных физически

И нравственно людей».

С.Я.Эйнгорн

Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте признается одной из наиболее важных. Здоровье ребенка – это главное, а детство – это период в развитии движений. Учить детей движениям не только нужно, но необходимо. Особое внимание необходимо уделять физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успеха в вершине познания мира.

Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период в жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Ведущее место занимают нетрадиционные формы работы по укреплению здоровья ребенка.        

Необходимость использования нетрадиционных форм работы влияет на благо здоровья детей.

Применение нетрадиционных форм обеспечивают повышение интереса к физкультуре.

Главная цель физического воспитания в  детском саду состоит в том, чтобы удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят; обеспечить овладение дошкольниками двигательных умений и навык; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Одна из основных задач в дошкольном учреждении – охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма.

«Лишь осуществляя комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно-образовательной работы по укреплению физического, психического и сексуального здоровья детей и их оптимального физического развития».  

Ю.Ф.Змановский

Комплекс нетрадиционной оздоровительной работы с детьми, которую могут использовать родители в семье.

 

1.Дыхательная гимнастика.

   Дыхательная гимнастика играет значимую роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.  Ее необходимо включать в повседневную жизнь ребенка.

   С помощью этой гимнастики повышается  общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям. У детей развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается кровообращение в легких. Эта гимнастика  восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, исправляет развившиеся в процессе заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника, улучшает нервно-психическое состояние.

    В младшем возрасте дыхательные упражнения выполняются ежедневно в медленном  и среднем темпе с небольшим  (4-5раз) количеством повторений два раза в день утром и вечером.

     2.Пальчиковая гимнастика.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Регулярные упражнения с предметами  улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение. В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

      После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).    

 3.Точечный массаж для профилактики и лечения насморка.

  (по А. А. Уманской).                                                                              

 Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж дает хорошие результаты в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов. Этот  элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения.

        Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и др. органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон.

4. Арома - терапия и фито - терапия.

    Природа всегда готова щедро дарить естественное средство для оздоровления и маленьким и взрослым. Детям, часто болеющим ОРВИ, рекомендована  фито - терапия  для общего оздоровления и повышения иммунитета.    Мелиса, ромашка, цветы календулы, мята, душица, зверобой – обладают противовоспалительными действиями.

Шиповник, пустырник, ромашка, календула, мелиса – обладают общеукрепляющими и седативными действиями.

    Также лекарственные травы используются  для целебных подушечек, которые обладают успокаивающими и бактерицидными свойствами. Лепестки душицы, цветки ромашки аптечной, валерьяны, мелисса и шишки хмеля помогают от бессонницы, головной боли, невроза. Молодые побеги хвои также способствуют крепкому сну, полезны и при простудных, легочных и сердечных заболеваниях. Календула, лаванда, полынь, листья тополя используются для профилактики лечения гриппа и ОРЗ, при бессоннице и головной боли.

    На целебных подушечках можно спать либо положить их в изголовье постели. Они освежают, очищают и ароматизируют воздух, способствуют крепкому сну – недаром их еще называют «снотворными». Аромат такой подушечки не должен вызывать аллергии у ребенка и должен вызывать душевный покой.

5.Релаксация перед сном.

    Сон - естественный отдых организма. Он предохраняет клетки головного мозга от истощения и разрушения, восстанавливает энергию, расходуемую при бодрствовании. Во время сна нормализуются все обменные процессы.     Систематическое недосыпание ведет к нарушению в здоровье, поэтому, большое значение нужно уделять для организации засыпания детей.  Можно использовать спокойную мелодию для релаксации или произносить в образах формулу аутогенной тренировки, а также использовать  маятники и  ароматизированные подушечки.

6. Гимнастика после сна.

    Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение. Проснувшись, улыбнуться. Затем, лежа на спине, дети растирают ладони, поглаживают руки от кистей вверх, ладонями растирают ушные раковины, круговыми движениями поглаживают живот. Затем дети отбрасывают одеяло и закрываются одеялом (элемент оздоровительного закаливания). Убирается из-под головы подушка, одеяло откидывается, и выполняются  упражнения,  лежа на спине, темп медленный и (или) средний.

 7.Использование массажных дорожек.

      Хождение по «дорожке здоровья» (со следами), направлено на исправление и коррекцию неправильного положения стопы. Способствует расслаблению и укреплению мышц стопы.  Это интенсивный метод закаливания стоп, а также профилактика плоскостопия и рефлексотерапия.

 8.Игры в сухом бассейне.

    «Сухой»  бассейн представляет собой емкость из плотного поролона, обтянутого дерматином, диаметром около 2м и глубиной около 80см, которая заполнена пластмассовыми шариками.

    Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела, развивается координация движений, связочно-мышечный аппарат. Упражнения, выполняемые в бассейне, способствуют более быстрому освоению основ техники плавательных движений.

9.Психологическая гимнастика.

   Это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека и его сознанием существуют тесные связи.

    Учитывая это, физические упражнения можно использовать и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей. С помощью этих упражнений у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.

Кроме нетрадиционных форм, можно так же использовать - традиционные формы. Традиционные формы в основном применяются в детском саду.

  • - упражнения - гимнастика
  • - подвижные спортивные игры
  • - физические занятия
  • - праздники и развлечения
  • - ритмическая гимнастика.

Это способствует развитию способности переносить статистические нагрузки, формируется умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Все это направлено на достижение крепкого здоровья, хороших физических качеств на овладение профессиональными знаниями. Результативным периодом в приобретении полезных умений детьми и улучшении здоровья считается дошкольный возраст.

По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:

  • новорожденный – первые 4 недели жизни;
  • грудной (младенческий) – до 1 года;
  • ранний детский – от 1 года до 3 лет;
  • дошкольный – от 3 до 6 лет.

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост, масса тела и ОГК.

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью

В период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5-6 см, массы – около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8-10 см. Такой бурный рост связан со сдвигами, происходящими в организме. Неизменный показатель нормального развития малыша – это рост. С 3 до 4 лет малыш набирает 6 см. Вес увеличивается медленно, ведь ребёнок невероятно активен в этом возрасте. В среднем при нормальном развитии ребенка младшего дошкольного возраста, он набирает 2 кг. Если малыш, по вашему мнению, не ест достаточно много, стоит разработать рацион так, чтоб небольшие порции содержали достаточно калорий. Девочки в этом возрасте весят меньше – 13-18 кг и рост 97-109 см. До четырёх лет у детишек появляются все 20 молочных зубов.

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Рост мышечной ткани происходит, в основном, за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6-7 лет) – мышцы рук. К пяти годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

В 3 года улучшаются навыки движения: малыш быстро и хорошо бегает, способен контролировать темп; легко ловит мячик и удерживает равновесие; ходит по ступенькам, чередуя ноги вверх и вниз; самостоятельно передвигается на трёхколёсном транспорте. Детки этого возраста стремятся одеваться самостоятельно, проявляют интерес к застегиванию пуговиц, обуваются (без шнурков). В три года и шесть месяцев малыш легко находит нужные вещи, улучшается ориентация в пространстве. Мелкая моторика быстро развивается, если родители давали ребёнку небольшие предметы под присмотром. Он способен резать бумагу, есть ложкой или пользоваться стаканом или бутылкой.

В 4 года двигается малыш значительно лучше в сравнении с предыдущим годом: дети способны прыгать или стоять на одной ноге; поочерёдно бегать и прыгать. В этом году жизни особенностью есть развитие чувства ритма, детей можно смело отправлять на танцы. Малыши просто перепрыгивают через различные препятствия.

ФГОС в сфере физического развития (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты) – программа, главной целью которой является прививание детям необходимости занятий физическими упражнениями и развития выносливости организма.

В ней предложены основные пункты, которые помогут в реализации цели:

  • приобретение и развитие навыков и качеств, которые формируют опорно-двигательный аппарат (скорости, силы, гибкости, выносливости и координации);
  • улучшение и преображение физических умений ребенка с правильно подобранной нагрузкой (совершенствование главных движений);
  • прививание желания к регулярным занятия физической деятельностью и улучшения отдельных качеств навыков.

Все вышеуказанные пункты ФГОС реализуются, учитывая возрастную группу и особенности каждого ребенка. Стоит применять их в разных видах занятий ребенка (взаимодействии, играх, познании и исследованиях окружающего мира).

«Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста».

Трубайчук Л.В.

По диагностической карте «Физическое развитие» можно проследить организацию оздоровительной работы в нашем детском саду. Возраст детей 2 младшая группа.

Так, в младшем возрасте проходил адаптационный период, дети часто болели. Благодаря физическим упражнениям и хорошей организации физкультурно-оздоровительного досуга, легко прошел адаптационный период. Стали активно с интересом выполнять физические упражнения, радоваться успехам, общие показатели основных движений улучшились, хорошо овладели навыками: ползание, лазание, бросание, метание, ловля.

После проведения физкультурно-оздоровительной работы мы видим улучшение состояния физического здоровья.

Подведя итоги диагностирования мы сделали вывод, что в младшем дошкольном возрасте результаты физического развития оказались следующими: 10 человек – 100%.

Ходьба, бег – хорошо 70%, удовлетворительно – 30%.

Прыжки – хорошо 20%, удовлетворительно – 80%.

Лазание и ползание – хорошо 50%, удовлетворительно – 50%.

Метание – хорошо 60%, удовлетворительно 40%.

Посредствам диагностики систематически отслеживается  положительная динамика роста воспитанников. У детей улучшились показатели не только двигательной активности и физической подготовленности, но и физическое развитие, укрепилось самое главное здоровье. В нашем дошкольном учреждении процент заболевания простудными заболеваниями снижается с каждым годом.

                Диагностику физического развития ребенка проводим в начале и в конце года. Оценивая и сопоставляя результаты ребенка и норматив, можно определить прирост физических качеств.

Заключение 

С целью улучшения здоровья детей дошкольного возраста в систему физического воспитания в детском образовательном учреждении должны быть включены различные формы занятий физические упражнениями, повышающие уровень двигательной активности детей (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, игры, упражнения на прогулке и др.).

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.

Эффективность оздоровительной работы с детьми младшего возраста будет зависеть от использования средств оздоровления и уровня владения педагогами методикой организации и проведения традиционных (закаливание водой, воздухом, солнцем в сочетании с «тропой здоровья» и физическими упражнениями), а также нетрадиционных способов оздоровления (ароматерапия, фитотерапия, цветотерапия, фитонцидотерапия, металлотерапия игротерапия, камнетеропия и т.д.).

                                                              ЛИТЕРАТУРА:

Бабенкова Е.Л., Федоровская О.М., Игры, которые лечат. – Москва 2008.

Борисова Е. Н., Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.-Москва 2009..

Гришин В.Г., Осипов Н.Ф,. Малыши открывают спорт..- Москва 1975.

Кельман А.В.  Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возрараста.- Москва 1975.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления.- Москва 2000

Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.- Воронеж 2005.

Никанорова Т.С. , Сергиенко Е.М. Здоровячок. –Воронеж 2007.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. Москва- 2000.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Нетрадиционные методы работы с детьми по профилактике заболеваний в детском саду и семье"

Нетрадиционные методы работы с детьми по профилактике заболеваний в детском саду и семье...

Консультация на тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями в ДОУ»

       Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском с...

Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ»

Кейс и квест технологии знакомства детей с  миром профессий...