Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ»
консультация (подготовительная группа)

Насырова Эльвира Ахнафовна

Кейс и квест технологии знакомства детей с  миром профессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx392.94 КБ
Файл nasyrova_wecompress.com_.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Берёзка»

Консультация на тему

«Нетрадиционные формы работы

 по ранней профориентации  в ДОУ»

Выполнила : Насырова Э.А

2020 г.

Нетрадиционные формы работы

 по ранней профориентации  в ДОУ

В современном мире большую роль в образовательной деятельности играет применение нетрадиционных методов и приемов в разных направлениях работы с детьми.

Профориентация не является исключением и так же требует от воспитателей интересных и нестандартных технологий знакомства детей с огромным миром профессий. Именно к таким технологиям относится квест и кейс

 Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету.

Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение».

Сами же квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

Квест – это увлекательная приключенческая игра, как для детей, так и для взрослых, в которой необходимо решать самые разные задачи, для того, чтобы достигнуть определенной цели.

Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе (участок детского сада, город, парк и т.д.), охватывая все окружающее пространство.

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру. 1.Введения 2 Задания 3 Порядок выполнения 4 Оценки

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и обучающим от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

Этапы организации квеста.  (Записать)

Задания квеста могут быть самыми разнообразными:

-загадки;

-ребусы;

-интеллектуальные задания, игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

-пазлы;

-творческие задания;

-игры с песком;

-лабиринты;

-спортивные эстафеты.

План подготовки образовательного квеста (Записать)

1. Разработать сценарий.

2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий.

3. Подготовить музыкальное сопровождение.

4. Разработать презентацию для вступительной части.

5. Оформить наглядные материалы («карты, таблицы, схемы»).

6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий.

7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники);

Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции

Например  профориентационный квест «Путешествие в мир профессий»

Квест проводится на улице в пределах детского сада между подготовительными группами. Каждая команда получает свой маршрутный лист, на котором отмечены станции. Каждая станция имеет  свое задание умственного, двигательного или художественного характера.

1 станция Ребусная-встречает учёный ,который предлагает отгадать ребусы, решать сложные задачи

2 станция Потеряшки- встречает полицейский, вместе с которым дети ищут  потерянные предметы столяра, повара и др.спрятанные по всей территории участка.

3 станция Спортивная дети в роли спасателей, выполняют различные спортвные задания.

4 станция Пантомима дети в роли актеров пред своей командой

5 станция Изобретатели  показывают свои конструкторские способности

6 станция Юные художники демонстрируют свои навыки рисования, дополнив картины профессий нужными инструментами для работы.

Кейс технология

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и на формирование у воспитанников новых качеств и умений по той или иной теме. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология -это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.

Главное предназначение

кейс-технологии —развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации?

Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Цель кейс-технологии - это развитие способности анализировать различные ситуации (проблемы) и находить их решение.

Виды кейсов

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ).

Видео кейс (может содержать фильм,

аудио и видео материалы.

Виды кейс-технологии в дошкольном образовании:

  • анализ конкретных ситуаций;
  • кейс-иллюстрации;
  • проигрывание ролей (ролевое проектирование);
  • фото-кейс.

Разберём по видам

Кейс–«анализ конкретных ситуаций»

«Случай во время обеда»

«Это моя игрушка!»

«Это не я!»

«Вместе мы сильнее!»

кейс-иллюстрация

  • Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Фото-кейс

Фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему.

Аудио-видео-кейс

Темы: «Космос»

«Насекомые»

«Грибы»

«Школа»

«Зимние забавы»

«Животные Севера и жарких стран»

Например : «Какая опасность

таится в сосульке?»

 «Можно ли убегать

от собаки?»

«Как вести себя в грозу?»

 «Можно

ли жить без воды?»

«Как растет цветок?»

«Полезны ли

насекомые?»

«Сколько надо посадить деревьев,

чтоб получился лес?»

В процессе освоения кейс технологий дети учатся:

  • получать необходимую информацию в общении;
  • доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • принимать помощь.
  • вести диалог со взрослыми и сверстниками;
  • применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.


Кейс-технологию может использовать любой педагог, специального дополнительного обучения не требуется. Важно в процессе обсуждения кейса воздерживаться от ответов на вопросы, а давать слово детям, чтобы они сами отвечали на них, также не менее важно анализировать ситуацию через вопросы: «Как ты думаешь, в чём здесь проблема?», «Что бы мы могли сделать?», «Как думаешь, что может произойти, если…?». Очень ценен сам процесс обсуждения, когда в рассуждении рождается решение.

Кейс – это источник разнообразных игр, заданий, решение проблемных ситуаций. Рассмотрим на примере Профессии Полицейский

Алгоритм ознакомления с профессией:

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форма одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Алгоритм решения кейса:

  • Как называется профессия?
  • Как ты догадался?
  • Где работают люди данной профессии?
  • Какая у них форменная одежда?
  • В чём заключаются трудовые действия?
  • Какие орудия труда использует?
  • Какие личностные качества человека помогают в профессии?
  • Какой результат труда данной профессии?
  • В чём заключается польза труда для общества?
  • Что было бы, ели бы не было данной профессии?
  • Что было раньше, что сейчас?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ

Слайд 2

Квест технология Кейс технология

Слайд 3

Квест технологии Квест - это увлекательная командная игра, с определённым сюжетом, в специально подготовленных условиях.

Слайд 7

Структура

Слайд 8

Этапы организации квеста

Слайд 9

План подготовки образовательного квеста: 1. Разработать сценарий. 2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий 3. Подготовить музыкальное сопровождение. 4. Разработать презентацию для вступительной части. 5. Оформить наглядные материалы («карты»). 6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий. 7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания

Слайд 11

Путешествие в мир профессий

Слайд 12

Кейс технология- это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций Кейс технологии

Слайд 24

Кейс «Моя будущая профессия Полицейский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ"

Эффективность оздоровительной работы с детьми младшего возраста будет зависеть от использования средств оздоровления и уровня владения педагогами методикой организации и проведения традиционных (закал...

Консультация к педсовету «Роль семьи в ранней профориентации дошкольников»

Консультация к педсовету  «Роль семьи в ранней профориентации дошкольников»...

Консультация для родителей на тему: «Актуальность ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация:Профориентация детей дошкольного возраста - это новое малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем д...

Консультация на тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями в ДОУ»

       Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском с...

«Встречи с интересными людьми как эффективная форма развития ранней профориентации в ДОУ»

Презентация по теме: Встречи с интересными людьми, как эффективная форма развития ранней профориентации в ДОУ...