Конспект родительского собрания во 2 младшей группе на тему "Воспитание юного исследователя"
материал (младшая группа) по теме

  Журавлева Алла Александровна

конспект содержит теоретическую часть проведения родительского собрания и дан ряд экспериментов, которые можно провести с детьми в домашних условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

во второй младшей группе

«Воспитание юного исследователя»

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития познавательного интереса, познавательной активности, мышления, воображения и самостоятельности дошкольников.

Задачи:

- раскрыть актуальность детского экспериментирования на сегодняшний день;

- расширить представления родителей о значении экспериментирования в жизни ребенка;

- познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

- дать рекомендации родителям для того, чтобы их ребенок проявлял познавательную активность и самостоятельность.

Форма проведения: лаборатория

Оборудование и материалы: 3 стола, оборудованные материалами, необходимыми для проведения экспериментов.

Ход родительского собрания:

Вводная часть.

Родители входят в зал. Воспитатели в белой спецодежде научных работников встречают родителей.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание будем проводить мы – Журавлева А.А. и Литвинова А.В., научные сотрудники детской экспериментальной лаборатории «Мудрая Сова». Перед нами на столе находятся обыкновенные пластиковые бутылки, наполненные водой. Но хочу заметить, уважаемые родители, что вода в этих бутылках не простая, она – волшебная. Стоит только закрыть глаза, загадать желание, потрясти бутылку, и у того, у кого вода поменяет цвет, желание непременно сбудется. А чтобы это доказать, я порошу трех родителей выйти ко мне.

(Родители выходят, загадывают желание, трясут бутылку с водой, и у каждого родителя вода в бутылке меняет цвет, родители садятся на свои места).

- Посмотрите, желания всех, кто выходил ко мне, непременно сбудутся, вода в одной бутылке стала зеленой, в другой – синей и красной! Но как же так произошло? Каким образом вода поменяла цвет? (предположения родителей).

- Уважаемые родители, вы сами видели, как простой опыт с водой у нас, у взрослых людей вызвал бурю эмоций, интерес, радость от полученного результата, а что говорить о детях?

- Я не зря начала наше собрание с опыта, потому что, как вы, наверное, уже поняли, речь будет идти о детском экспериментировании и его значении в развитии ребенка младшего дошкольного возраста, также сегодня мы поэкспериментируем сами, узнаем, что необходимо делать, чтобы дети проявляли познавательную активность, и подведем итоги в конце нашего собрания.

Основная часть.

Глядя на детей нашей группы, мы каждый день видим, что практически ни один ребенок не сидит на месте. Ребята постоянно двигаются, что-то рассматривают, разбирают, складывают, обследуют, с интересом наблюдают за окружающим миром. И чтобы их познавательная деятельность не была стихийной, их нужно направлять.

Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека, требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Всему этому способствует детский эксперимент.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. 

 - Как вы думаете, когда ребенок начинает экспериментировать? (ответы родителей).

На самом деле ребенок начинает экспериментировать  не в год, не в два года, а с пеленок. Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, дотронусь до игрушки – она зазвенит. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.

- Подумайте над словами Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю…».  Как вы понимаете это выражение? (ответы родителей).

К сожалению, не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, попробовать на вкус снег или раскрасить окно в комнате гуашью. Хотя именно эти, кажущиеся на первый взгляд, неправильные, нелепые действия ребенка способствуют развитию любознательности и познавательной активности, а в дальнейшем развитию уже осознанного экспериментирования в более старшем возрасте.

Кроме того, в процессе опытов  и экспериментов:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности.

От своих открытий дети испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

- Уважаемые родители, так как мы сейчас находимся в детской экспериментальной лаборатории, я хочу предложить вам почувствовать себя настоящими экспериментаторами и провести несколько несложных опытов.

 (Родители проводят эксперименты и обсуждают полученные результаты и причины, по которым появились именно эти результаты).

Опыт № 1 «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, шприцом, салфеткой. Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, салфетка, ванночка с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!» Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, салфетку и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите  опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду салфеткой и перелейте её в другую ёмкостью. То же самое проделайте и со шприцом.

Опыт № 2 «Соломинка»

 Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материалы и оборудование: Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс), емкость с водой.

Ход: рассматриваются трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Воспитатель предлагает родителям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить)

- Уважаемые родители, вы сейчас были настоящими экспериментаторами: подбирали материалы, проводили эксперимент и делали умозаключения.

- Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность действовать с изучаемыми объектами окружающего мира. Для этого в нашей группе создан «Центр экспериментирования – «Мудрая Сова».

Задачи центра экспериментирования: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет; развивать компетенции: самостоятельность, инициативность, чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе, мышление.

Центр экспериментирования включает в себя центры: центр песка и воды, центр науки и естествознания.

В этих центрах дети смогут:

- насыпать или наливать равное количество песка и воды в сосуды разной формы;

- переливать воду в пластмассовые бутылочки разной величины;

- сравнивать свойства сухого и мокрого песка;

- пересыпать песок и плескаться в воде, просеивать песок и зарывать в нем предметы;

- пипеткой капать в воду различные красители и многое другое.

Также в этих центрах:

- развиваются представления о физических качествах предметов и явлений;

- развивается тактильная чувствительность пальцев рук;

- формируются элементарные математические представления;

- развивается восприятие различных цветов, вкусов, запахов;

- развивается умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;

- обогащаются эмоциональные переживания ребенка.

 В нашем центре экспериментирования выделены:

  1. Место для постоянной выставки, где размещаются редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)
  2. Место для приборов (баночки, колбы, бутылки, пипетки и т.д.).
  3. Место для проведения опытов.
  4. Место для различных материалов (песок, вода, опилки, стружка и др.).

Что может быть в центре экспериментирования в младшей группе:

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки;

- ткани;

- песок, глина;

- наборы игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- простейшие приборы и приспособления;

- лупы, сосуды для воды, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком».

Заключительная часть.

В заключении, хотелось бы сказать, что детство – это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее будет идти его развитие.

А вы, в свою очередь, должны эту деятельность поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия. Я хочу раздать вам памятки, в которых подробно описано, как вы себя должны вести, как вы должны действовать по отношению к своему ребенку. Вы обязательно должны принять данные рекомендации во внимание.

Кроме того, уважаемые родители, ни одну воспитательную или образовательную задачу мы не можем реализовать в полной мере без вашего участия, без вашей помощи. Поэтому предлагаю вам принять участие в пополнении нашего центра экспериментирования «Мудрая Сова». Вы можете приносить природные материалы, различный инвентарь, атрибуты для экспериментирования - халатики, тапочки, перчатки, шапочки, образцы разных видов тканей, вы можете сделать схемы, таблицы к опытам, обозначить на картинке свойства какого-либо материала или явления.

На этом наше собрание закончено. До скорой встречи.

Список литературы

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: Сфера, 2015.
  2. Лемени-Македона П. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей. - М.: Эксмо, - 2014.
  3. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.
  4. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет. Методические рекомендации.
  5. Окслейд К. Научные опыты для детей. -  М.: Эксмо, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

План:1.     Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.2.     Решение проблематичных ситуаций.3.     Сов...

Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”....

Конспект родительского собрания в младшей группе«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».Родительское собрание...

Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в младшей группе.Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»...

Конспект родительского собрания 2 младшей группе «Мы рады знакомству» Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.

Конспект родительского собрания 2 младшей группе«Мы рады знакомству»Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.  Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; ...

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей в младшем возрасте»

Обсуждение с родителями проблемы формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста (сообщение воспитателя по теме собрания, анализ родительских анкет "Навыки самообслуживания у дете...