Главные вкладки

    Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»
    методическая разработка на тему

    Черяпкина Людмила Александровна

    Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                          МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №14» 

    Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»

    Возраст детей: 3-4 лет

    Срок реализации: 1 год

                                                                                   Составитель:    

                                                                                             Черяпкина Л. А.

    Саранск 2016-2017 гг.


    СОДЕРЖАНИЕ

    1.

    Паспорт программы

    3

    2.

    Пояснительная записка

    4

    3.

    Учебно-тематический план

    8

    4.

    Календарно-тематический план

    мероприятий

    10

    5.

    Методическое обеспечение

    13

    6.

    Список литературы

    14

    7.

    Приложения

    17


    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

    Наименование программы

    Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»

    Руководитель программы

    Воспитатель

    Горбунова Мария Александровна

    Организация-исполнитель

    МАДОУ «ЦРР - Детский сад №14»

    г.о. Саранск

    Адрес организации

    исполнителя

    г. Саранск ул. Полежаева д. 115 «а»

    Цель программы

    Пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей 3-4 лет в семье.

    Направленность программы

    Познавательно-экологическая

    Срок реализации программы

    1 год

    Вид программы

    Уровень реализации программы

     экспериментальный

     дошкольное  образование

    Система реализации контроля за исполнением программы

    координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

    практическую работу осуществляет педагогический коллектив

    Ожидаемые конечные результаты программы

    • повышение уровня экологической культуры родителей;
    • посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
    • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий, повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Направленность программы эколого-биологическая способствует расширению экологических знаний, повышению культуры взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной, формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

    2. Новизна программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического просвещения родителей. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение, но и мотивацию оказывать посильную помощь нашей природе. Благодаря включению родителей в освоение данной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Эффективность экологического воспитания в семье зависит от уровня эколого-педагогической культуры родителей, поднять который возможно при правильной организации экологического просвещения, осуществляемого педагогами дошкольного образовательного учреждения.

    3. Актуальность программы. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему развитие экологического сознания и установление закономерностей его формирования так важны для воспитания развивающейся личности.

    Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно – временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности.

    Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы родного края.

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

    Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе, болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

    Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

    Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

    Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке, как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

    Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

    4. Отличительные особенности программы: программа основана на использовании регионального компонента, ориентирована на изучение растительного и животного мира Республики Мордовия и, в частности, города Саранск, простейшими взаимосвязями в природе, характерными для Мордовии. Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования родителей и детей.

    5. Педагогическая целесообразность программы  состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации родителей не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды. Благодаря включению детей в освоение данной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть прекрасное в природе, умение оказывать окружающей среде посильную помощь. Воспитываются такие

    личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю, умение работать в коллективе.

    6. Цель программы - пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей 3-4 лет в семье.

    7. Задачи программы.

    - формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;

    - учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

    -расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;

    - подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней

    - повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений;

    - побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и республики.

    9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 учебный год.

    10. Ожидаемые результаты:

    • повышения уровня экологической культуры родителей;
    • посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
    • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
    • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

    11. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

    - анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;

    - беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;

    - совместные досуги, праздники, викторины и т. д.;

    - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т.д.;

    - привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;

    - выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок – передвижек; 

    - природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек и т.д.).

    - разработка маршрута экологической тропы, оформление и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр на экологической тропе.

    Деятельность по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

    Месяц

    Наименование

    мероприятий

    Количество мероприятий

    Теоретические

    Практические

    Сентябрь

    Анкета для родителей «Как привить ребенку любовь к природе»

    1

    Родительское собрание «Природа и мы»

    1

    Беседа «Научим ребенка любить все живое»

    1

    Фотовыставка «Мой домашний питомец»

    1

    Октябрь

    Выставка-конкурс «Осенняя фантазия»

    1

    Участие в городском конкурсе «Синичкин день»

    1

    Ноябрь

    Семейный экологический проект «Здравствуй, дерево»

    1

    Памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»

    1

    Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору крышек от пластиковых бутылок для «дорожки здоровья»)

    1

    Декабрь

    Семейный экологический проект «Птицы возле нашего дома»

    1

    Домашнее задание для родителей «Кормушка для птиц» (поделки из доступных материалов)

    1

    Совместный проект с родителями «Луковые истории»

    1

    Январь

    Конкурс снежных поделок на участке

    1

    Акция «Сбережем птиц»

    1

    Февраль

    Круглый стол «Воспитание доброты к природе».

    1

    Рекомендации по подбору художественной литературы для детей по экологическому воспитанию

    1

    Презентация проекта «Луковые истории» с участием родителей

    1

    Март

    Консультация для родителей «Играя, познаем природу»

    1

    Конкурс экологического плаката среди родителей «Мы друзья природы»

    1

    Апрель

    Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!»

    1

    Выставка работ «Вторая жизнь ненужных вещей»

    1

    Проведение конкурса рисунков, посвященных Дню Земли

    1

    Проведение субботника по благоустройству детской площадки и территории детского сада.

    1

    Май

    Фотовыставка «Моя малая Родина»

    1

    Подготовка участка к летнему периоду

    1

    Июнь

    Конкурс рисунков на асфальте «Наш дом – планета Земля»

    1

    Мероприятие, посвященное Всемирному Дню окружающей среды

    1

    Июль

    Консультация «Вода и опасность»

    1

    Эколого-туристический проект «Путешествие по лету»

    1

    Август

    Консультация «Прогулки по лесу» (о правилах поведения в лесу)

    1

    Итого:

    11

    22

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

     МЕРОПРИЯТИЙ

    Тема

    Количество мероприятий

    Содержание

    Анкета для родителей «Экологическое воспитание ребенка 3-4 лет в семье»

    1

    Анкета направлена на выявление отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье

    Родительское собрание «Природа и мы»

    1

    Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного воздействия с окружающей средой.

    Беседа «Научим ребенка любить все живое»

    1

    Способствовать достижению единой точки зрения, что воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

    Фотовыставка «Мой домашний питомец»

    1

    Данная выставка о совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на воспитание любви и уважения к домашним животным.

    Выставка-конкурс «Осенняя фантазия»

    1

    Конкурс предполагает более тесному сотрудничеству ребенка и родителей, раскрытию их творческих способностей.

    Участие в городском конкурсе «Синичкин день»

    1

    Формирование этического отношения детей к окружающей природе.

    Семейный экологический проект «По тропинкам эко-сада»

    1

    Совместная работа с родителями по созданию благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.

    Памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»

    1

    Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

    Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору крышек от пластиковых бутылок для «дорожки здоровья»)

    1

    Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно

    Семейный экологический проект «Птицы возле нашего дома»

    1

    Формирование первооснов экологического мышления ребёнка через

    наблюдение за природными объектами - птицами, живущими рядом с человеком.

    Домашнее задание для родителей «Кормушка для птиц» (поделки из доступных материалов)

    1

    Функциональная детская поделка с помощью взрослых, которая научит детей бережно относиться к природе и ее обитателями.

    Совместный проект с родителями «Луковые истории»

    1

    Подбор информации о разновидностях лука, способах его выращивания и применения в кулинарии

    Конкурс снежных поделок на участке

    1

    Создать оптимальные условия для двигательной активности детей в зимний период

    Акция «Сбережем птиц»

    1

    Обратить внимание родителей и детей на проблемы охраны окружающей среды, птиц, их гнездования.

    Круглый стол «Воспитание доброты к природе»

    1

    Воспитание бережного отношении к природе достигается только при непосредственном участии  ребенка в природе и примере взрослых бережного и заботливого отношения к ней.

    Рекомендации по подбору художественной литературы для детей по экологическому воспитанию

    1

    Приложение

    Презентация проекта «Луковые истории» с участием родителей

    1

    Фотоотчет, презентации по проекту

    Консультация для родителей «Играя, познаем природу»

    1

    Обучающая игра используется, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

    Конкурс экологического плаката среди родителей «Мы друзья природы»

    1

    Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей, развивать совместное творчество детей и родителей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

    Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!»

    1

    Установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй, сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития своих детей,  повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

    Выставка работ «Вторая жизнь ненужных вещей»

    1

    Показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды.

    Проведение конкурса рисунков, посвященных Дню Земли

    1

    Привлечение внимания детей и их родителей к проблемам охраны окружающей среды и проблемам взаимоотношений человека и природы через эстетическое восприятие природы и развитие творческих способностей.

    Проведение субботника по благоустройству детской площадки и территории детского сада.

    1

    Привлечение родителей к проведению субботника: сбор и вывоз мусора, перекопка огорода и цветников, побелка деревьев, продумывание дизайна летней детской площадки.

    Фотовыставка «Моя малая Родина»

    1

    Расширение знаний и представлений детей о своей малой родине при непосредственном участии в фотографировании совместно с родителями.

    Подготовка участка к летнему периоду

    1

    Активное участие родителей и детей по реализации семейных проектов по дизайну детской площадки в летний период.

    Конкурс рисунков на асфальте «Наш дом – планета Земля»

    1

    Подготовка к Международному дню Защиты детей: помощь в приобретении мела для рисования на асфальте, атрибутов для презентации рисунков.

    Мероприятие, посвященное Всемирному Дню окружающей среды

    1

    Привлечение родителей  к организации мероприятия, показать детям важность бережного отношения к природе, привить чувство любви ко всему живому на Земле, расширить и углубить знания об окружающей среде.

    Консультация «Вода и опасность»

    1

    Агитация родителей к проявлению бдительности нахождения ребенка на водоемах и открытых местностях.

    Эколого-туристический проект «Путешествие по лету»

    1

    Подготовка материала по совместному отдыху родителей и детей.

    Консультация «Прогулки по лесу» (о правилах поведения в лесу)

    1

    Напоминание родителям о безопасном нахождении и о правилах поведения в лесу.

    Методическое обеспечение

    Методические материалы: литература (методическая, научно – познавательная, художественная), иллюстрации дидактические игры и игрушки, глобус, муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов; консультации по экологическому воспитанию в семье, анкеты, сценарии совместных мероприятий.

    Технические средства: компьютер, проектор, экран,  аудиозаписи, презентации, обучающие видеозаписи.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Список литературы для педагогов и родителей

    1. Баталова, Н. Дидактическое пособие «На лесной поляне» / Н. Баталова, О. Глухова // Дошкольное воспитание. – 2016. – С. 100-101.
    2. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева  //  Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
    3. Богданец, Т. П. Экология для самых маленьких : книга для родителей и детей 3-4 лет / Т.П.Богданец. – М. : Дрофа, 2008. - 16c.
    4. Бортинкова, М. «Зеленая дверца». Место ранней социализации в семейном воспитании / М. Бортникова, О. Варпаховская, Ю. Мухаметшина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 4.
    5. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов /  Л. И. Егоренков. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
    6. Ерофеева, Т. «Зеленая дверца» в большой социальный мир / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 6. – С. 9.
    7. Зеленкова, О. С.  Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / О. С. Зеленкова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
    8. Кирипова, Ю. Подвижные игры зимой для родителей с детьми младшего дошкольного возраста / Ю. Кирипова // Дошкольная педагогика. – 2015. – №10. – С. 34-37.
    9. Корнилова, В. «Экологическое окно» в детском саду : методические рекомендации / В. Корнилова. – М. : Сфера, 2017. – 64 с.
    10. Котляр, И. А. Психолого-педагогические принципы проектирования детской площадки на территории детского сада / И. А. Котляр,  М. В. Соколова,  Е. Г. Шеина // Детский сад : теория и практика. – 2015. – № 10. – С. 92-101.
    11. Лаврова, С. А. Занимательная ботаника для малышей / С. А. Лаврова. – М. : Белый город, 2008. - 144 с.
    12. Миронов, А. Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников / А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2016. – С. 36-43.
    13.  Михайлова, Е. Вода в природе и жизни человека. Экологический проект / Е. Михайлова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 40.
    14.  Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46
    15.  Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
    16.  Шарманова, С. Б.  Интеграция физического и экологического воспитания в младших группах дошкольного образовательного учреждения / С. Б. Шарманова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 48-53.

    Список литературы для детей

    1. Аромштам, М. С. Желудёнок / М. С.Аромштам. – М. : КомпасГид, 2013.-16 c.
    2. Бианки, В. В. Зой и Зоя: сказка / В. В. Бианки. – М. : Облака, 2015. - 28 c.
    3. Бианки, В. В. Как Лис Ежа перехитрил : сказки-несказки / В. В. Бианки.- М. : Махаон, 2016. - 160 c.
    4. Бианки, В. В. Я учил их птицам : [рассказы, повести] / В. В. Бианки; сост. А.М.Бианки. – С.-Пб. : Амфора, 2015. - 317 с.
    5. Браун, К. Что скрывает яблоня?: пер. с англ./ К. Браун. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 35 c.
    6. Волцит, П. М. Подводный мир/ П. М. Волцит. – М, : АСТ: Аванта, 2015. - 47 c.
    7. Грибов, Ю. Т. Мой дедушка – егерь : [рассказ] / Ю. Т. Грибов. – М. : НИГМА, 2015. - 28 c.
    8. Дженкинс, С. Про хвосты, носы и уши : интересные факты о животных : пер. с англ./ С. Дженкинс, Р. Пейдж. – М. : Манн, 2014. - 32c.
    9. Дороченкова М. С. Экологические приключения двух весёлых блошек / М. Дороченкова, А. Кравчук. – М. : БерИнгА, 2016. - 34 с.
    10. Дюбюк, М. Почтальон Мышка : пер. с фр./ М. Дюбюк. – М. : Самокат, 2016. – 32 c.
    11. Казимирова, К. У кого какой костюмчик? : удивительная книга об удивительных животных / К. Казимирова. – Минск : Белфакс, 2008. – 18 с.
    12. Каста, С. Экспедиция Софи: пер. со швед. / С. Каста. – М. : Белая ворона (Albus corvus), 2016.- 48 c.
    13. Колпакова, О. В. Занимательное природоведение для малышей / О. В. Колпакова. – М. : Белый город, 2008. – 144 с.
    14. Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его друзья / В. Г. Кротов. – М. : Центр "Нарния", 2003. - 158 с.
    15. Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его мечты : [сказки] / В.Г.Кротов. – М. : Центр Нарния, 2007. - 157 с.
    16. Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его открытия : [сказки] / В. Г. Кротов. – М. : Центр Нарния, 2006. - 157 с.
    17. Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его чаепития : [сказки] / В. Г. Кротов. – М. : Центр Нарния, 2009. - 138 c.
    18. Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его чудеса : [сказки] / В. Г. Кротов. – М. : Центр Нарния, 2011. - 160 c.
    19. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост / Д. Н. Мамин-Сибиряк. – М. : Астрель, 2015. – 12 с.
    20. Махотин, С. А. Прогулки по лесу / С. А. Махотин.- М. : Белый город : Даръ, 2007. - 144 с.
    21. Образцов, С. В. Маленькие рассказы про животных : [рассказы] / С. В. Образцов. – С.- Пб. : Амфора, 2010. – 47 c.
    22. Одленд, Н. Медведь, который любил обнимать деревья / Н. Одленд, - М. : Самокат, 2013. – 32 c.
    23. Паустовский, К. Г. Корзина с еловыми шишками : рассказы и сказки/ К. Г. Паустовский. – М. : Махаон, 2015. - 125 c.
    24. Сладков, Н. И. Весенние радости : [рассказы] / Н. И. Сладков. – С.-Пб. : Амфора, 2010. – 47 c.
    25. Сладков, Н. И. Лесные сказки / Н. И. Сладков. - М.: АСТ, 2009. – 96 с.
    26. Токмакова, И. П. Медведь / И. П. Токмакова. – СПб. : Речь, 2015. – 16 с.
    27. Толстой, Л. Н. Маленькие рассказы / Л. Н. Толстой. – М. : Детская литература, 2013. – 181с.
    28. Хармс, Д. Храбрый еж / Д. Хармс. – М. : Махаон, 2014. – 96 с.
    29. Хофманн, М. Маленькая берёзка / М.Хофманн. – М. : Добрая книга, 2013. – 48 c.
    30. Чарушин, Е. И. Моя первая зоология / Е. И. Чарушин. - С-Пб. : Амфора, 2010. – 47 c.
    31. Шим, Э. Ю. Рассказы и сказки о природе / Э. Ю. Шим.- М. : Стрекоза, 2010.-60 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

    Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

    Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Мы любим природу»

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию детейдошкольного возраста на тему:«Мы любим природу»...

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Мы любим природу»

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию детейдошкольного возраста на тему:«Мы любим природу»...

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

    В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...