Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»
методическая разработка на тему

Черяпкина Людмила Александровна

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №14» 

Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»

Возраст детей: 3-4 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                               Составитель:    

                                                                                         Черяпкина Л. А.

Саранск 2016-2017 гг.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

8

4.

Календарно-тематический план

мероприятий

10

5.

Методическое обеспечение

13

6.

Список литературы

14

7.

Приложения

17


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»

Руководитель программы

Воспитатель

Горбунова Мария Александровна

Организация-исполнитель

МАДОУ «ЦРР - Детский сад №14»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Полежаева д. 115 «а»

Цель программы

Пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей 3-4 лет в семье.

Направленность программы

Познавательно-экологическая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 экспериментальный

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

  • повышение уровня экологической культуры родителей;
  • посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий, повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы эколого-биологическая способствует расширению экологических знаний, повышению культуры взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной, формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

2. Новизна программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического просвещения родителей. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение, но и мотивацию оказывать посильную помощь нашей природе. Благодаря включению родителей в освоение данной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Эффективность экологического воспитания в семье зависит от уровня эколого-педагогической культуры родителей, поднять который возможно при правильной организации экологического просвещения, осуществляемого педагогами дошкольного образовательного учреждения.

3. Актуальность программы. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему развитие экологического сознания и установление закономерностей его формирования так важны для воспитания развивающейся личности.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно – временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы родного края.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе, болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке, как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

4. Отличительные особенности программы: программа основана на использовании регионального компонента, ориентирована на изучение растительного и животного мира Республики Мордовия и, в частности, города Саранск, простейшими взаимосвязями в природе, характерными для Мордовии. Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования родителей и детей.

5. Педагогическая целесообразность программы  состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации родителей не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды. Благодаря включению детей в освоение данной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть прекрасное в природе, умение оказывать окружающей среде посильную помощь. Воспитываются такие

личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю, умение работать в коллективе.

6. Цель программы - пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей 3-4 лет в семье.

7. Задачи программы.

- формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;

- учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

-расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;

- подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней

- повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений;

- побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и республики.

9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 учебный год.

10. Ожидаемые результаты:

  • повышения уровня экологической культуры родителей;
  • посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

11. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;

- беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;

- совместные досуги, праздники, викторины и т. д.;

- участие в выставках, смотрах-конкурсах и т.д.;

- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;

- выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок – передвижек; 

- природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек и т.д.).

- разработка маршрута экологической тропы, оформление и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр на экологической тропе.

Деятельность по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Месяц

Наименование

мероприятий

Количество мероприятий

Теоретические

Практические

Сентябрь

Анкета для родителей «Как привить ребенку любовь к природе»

1

Родительское собрание «Природа и мы»

1

Беседа «Научим ребенка любить все живое»

1

Фотовыставка «Мой домашний питомец»

1

Октябрь

Выставка-конкурс «Осенняя фантазия»

1

Участие в городском конкурсе «Синичкин день»

1

Ноябрь

Семейный экологический проект «Здравствуй, дерево»

1

Памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»

1

Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору крышек от пластиковых бутылок для «дорожки здоровья»)

1

Декабрь

Семейный экологический проект «Птицы возле нашего дома»

1

Домашнее задание для родителей «Кормушка для птиц» (поделки из доступных материалов)

1

Совместный проект с родителями «Луковые истории»

1

Январь

Конкурс снежных поделок на участке

1

Акция «Сбережем птиц»

1

Февраль

Круглый стол «Воспитание доброты к природе».

1

Рекомендации по подбору художественной литературы для детей по экологическому воспитанию

1

Презентация проекта «Луковые истории» с участием родителей

1

Март

Консультация для родителей «Играя, познаем природу»

1

Конкурс экологического плаката среди родителей «Мы друзья природы»

1

Апрель

Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!»

1

Выставка работ «Вторая жизнь ненужных вещей»

1

Проведение конкурса рисунков, посвященных Дню Земли

1

Проведение субботника по благоустройству детской площадки и территории детского сада.

1

Май

Фотовыставка «Моя малая Родина»

1

Подготовка участка к летнему периоду

1

Июнь

Конкурс рисунков на асфальте «Наш дом – планета Земля»

1

Мероприятие, посвященное Всемирному Дню окружающей среды

1

Июль

Консультация «Вода и опасность»

1

Эколого-туристический проект «Путешествие по лету»

1

Август

Консультация «Прогулки по лесу» (о правилах поведения в лесу)

1

Итого:

11

22

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 МЕРОПРИЯТИЙ

Тема

Количество мероприятий

Содержание

Анкета для родителей «Экологическое воспитание ребенка 3-4 лет в семье»

1

Анкета направлена на выявление отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье

Родительское собрание «Природа и мы»

1

Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного воздействия с окружающей средой.

Беседа «Научим ребенка любить все живое»

1

Способствовать достижению единой точки зрения, что воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

Фотовыставка «Мой домашний питомец»

1

Данная выставка о совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на воспитание любви и уважения к домашним животным.

Выставка-конкурс «Осенняя фантазия»

1

Конкурс предполагает более тесному сотрудничеству ребенка и родителей, раскрытию их творческих способностей.

Участие в городском конкурсе «Синичкин день»

1

Формирование этического отношения детей к окружающей природе.

Семейный экологический проект «По тропинкам эко-сада»

1

Совместная работа с родителями по созданию благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.

Памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»

1

Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору крышек от пластиковых бутылок для «дорожки здоровья»)

1

Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно

Семейный экологический проект «Птицы возле нашего дома»

1

Формирование первооснов экологического мышления ребёнка через

наблюдение за природными объектами - птицами, живущими рядом с человеком.

Домашнее задание для родителей «Кормушка для птиц» (поделки из доступных материалов)

1

Функциональная детская поделка с помощью взрослых, которая научит детей бережно относиться к природе и ее обитателями.

Совместный проект с родителями «Луковые истории»

1

Подбор информации о разновидностях лука, способах его выращивания и применения в кулинарии

Конкурс снежных поделок на участке

1

Создать оптимальные условия для двигательной активности детей в зимний период

Акция «Сбережем птиц»

1

Обратить внимание родителей и детей на проблемы охраны окружающей среды, птиц, их гнездования.

Круглый стол «Воспитание доброты к природе»

1

Воспитание бережного отношении к природе достигается только при непосредственном участии  ребенка в природе и примере взрослых бережного и заботливого отношения к ней.

Рекомендации по подбору художественной литературы для детей по экологическому воспитанию

1

Приложение

Презентация проекта «Луковые истории» с участием родителей

1

Фотоотчет, презентации по проекту

Консультация для родителей «Играя, познаем природу»

1

Обучающая игра используется, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

Конкурс экологического плаката среди родителей «Мы друзья природы»

1

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей, развивать совместное творчество детей и родителей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!»

1

Установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй, сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития своих детей,  повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Выставка работ «Вторая жизнь ненужных вещей»

1

Показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды.

Проведение конкурса рисунков, посвященных Дню Земли

1

Привлечение внимания детей и их родителей к проблемам охраны окружающей среды и проблемам взаимоотношений человека и природы через эстетическое восприятие природы и развитие творческих способностей.

Проведение субботника по благоустройству детской площадки и территории детского сада.

1

Привлечение родителей к проведению субботника: сбор и вывоз мусора, перекопка огорода и цветников, побелка деревьев, продумывание дизайна летней детской площадки.

Фотовыставка «Моя малая Родина»

1

Расширение знаний и представлений детей о своей малой родине при непосредственном участии в фотографировании совместно с родителями.

Подготовка участка к летнему периоду

1

Активное участие родителей и детей по реализации семейных проектов по дизайну детской площадки в летний период.

Конкурс рисунков на асфальте «Наш дом – планета Земля»

1

Подготовка к Международному дню Защиты детей: помощь в приобретении мела для рисования на асфальте, атрибутов для презентации рисунков.

Мероприятие, посвященное Всемирному Дню окружающей среды

1

Привлечение родителей  к организации мероприятия, показать детям важность бережного отношения к природе, привить чувство любви ко всему живому на Земле, расширить и углубить знания об окружающей среде.

Консультация «Вода и опасность»

1

Агитация родителей к проявлению бдительности нахождения ребенка на водоемах и открытых местностях.

Эколого-туристический проект «Путешествие по лету»

1

Подготовка материала по совместному отдыху родителей и детей.

Консультация «Прогулки по лесу» (о правилах поведения в лесу)

1

Напоминание родителям о безопасном нахождении и о правилах поведения в лесу.

Методическое обеспечение

Методические материалы: литература (методическая, научно – познавательная, художественная), иллюстрации дидактические игры и игрушки, глобус, муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов; консультации по экологическому воспитанию в семье, анкеты, сценарии совместных мероприятий.

Технические средства: компьютер, проектор, экран,  аудиозаписи, презентации, обучающие видеозаписи.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов и родителей

  1. Баталова, Н. Дидактическое пособие «На лесной поляне» / Н. Баталова, О. Глухова // Дошкольное воспитание. – 2016. – С. 100-101.
  2. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева  //  Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
  3. Богданец, Т. П. Экология для самых маленьких : книга для родителей и детей 3-4 лет / Т.П.Богданец. – М. : Дрофа, 2008. - 16c.
  4. Бортинкова, М. «Зеленая дверца». Место ранней социализации в семейном воспитании / М. Бортникова, О. Варпаховская, Ю. Мухаметшина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 4.
  5. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов /  Л. И. Егоренков. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
  6. Ерофеева, Т. «Зеленая дверца» в большой социальный мир / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 6. – С. 9.
  7. Зеленкова, О. С.  Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / О. С. Зеленкова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
  8. Кирипова, Ю. Подвижные игры зимой для родителей с детьми младшего дошкольного возраста / Ю. Кирипова // Дошкольная педагогика. – 2015. – №10. – С. 34-37.
  9. Корнилова, В. «Экологическое окно» в детском саду : методические рекомендации / В. Корнилова. – М. : Сфера, 2017. – 64 с.
  10. Котляр, И. А. Психолого-педагогические принципы проектирования детской площадки на территории детского сада / И. А. Котляр,  М. В. Соколова,  Е. Г. Шеина // Детский сад : теория и практика. – 2015. – № 10. – С. 92-101.
  11. Лаврова, С. А. Занимательная ботаника для малышей / С. А. Лаврова. – М. : Белый город, 2008. - 144 с.
  12. Миронов, А. Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников / А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2016. – С. 36-43.
  13.  Михайлова, Е. Вода в природе и жизни человека. Экологический проект / Е. Михайлова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 40.
  14.  Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46
  15.  Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  16.  Шарманова, С. Б.  Интеграция физического и экологического воспитания в младших группах дошкольного образовательного учреждения / С. Б. Шарманова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 48-53.

Список литературы для детей

  1. Аромштам, М. С. Желудёнок / М. С.Аромштам. – М. : КомпасГид, 2013.-16 c.
  2. Бианки, В. В. Зой и Зоя: сказка / В. В. Бианки. – М. : Облака, 2015. - 28 c.
  3. Бианки, В. В. Как Лис Ежа перехитрил : сказки-несказки / В. В. Бианки.- М. : Махаон, 2016. - 160 c.
  4. Бианки, В. В. Я учил их птицам : [рассказы, повести] / В. В. Бианки; сост. А.М.Бианки. – С.-Пб. : Амфора, 2015. - 317 с.
  5. Браун, К. Что скрывает яблоня?: пер. с англ./ К. Браун. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 35 c.
  6. Волцит, П. М. Подводный мир/ П. М. Волцит. – М, : АСТ: Аванта, 2015. - 47 c.
  7. Грибов, Ю. Т. Мой дедушка – егерь : [рассказ] / Ю. Т. Грибов. – М. : НИГМА, 2015. - 28 c.
  8. Дженкинс, С. Про хвосты, носы и уши : интересные факты о животных : пер. с англ./ С. Дженкинс, Р. Пейдж. – М. : Манн, 2014. - 32c.
  9. Дороченкова М. С. Экологические приключения двух весёлых блошек / М. Дороченкова, А. Кравчук. – М. : БерИнгА, 2016. - 34 с.
  10. Дюбюк, М. Почтальон Мышка : пер. с фр./ М. Дюбюк. – М. : Самокат, 2016. – 32 c.
  11. Казимирова, К. У кого какой костюмчик? : удивительная книга об удивительных животных / К. Казимирова. – Минск : Белфакс, 2008. – 18 с.
  12. Каста, С. Экспедиция Софи: пер. со швед. / С. Каста. – М. : Белая ворона (Albus corvus), 2016.- 48 c.
  13. Колпакова, О. В. Занимательное природоведение для малышей / О. В. Колпакова. – М. : Белый город, 2008. – 144 с.
  14. Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его друзья / В. Г. Кротов. – М. : Центр "Нарния", 2003. - 158 с.
  15. Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его мечты : [сказки] / В.Г.Кротов. – М. : Центр Нарния, 2007. - 157 с.
  16. Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его открытия : [сказки] / В. Г. Кротов. – М. : Центр Нарния, 2006. - 157 с.
  17. Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его чаепития : [сказки] / В. Г. Кротов. – М. : Центр Нарния, 2009. - 138 c.
  18. Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его чудеса : [сказки] / В. Г. Кротов. – М. : Центр Нарния, 2011. - 160 c.
  19. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост / Д. Н. Мамин-Сибиряк. – М. : Астрель, 2015. – 12 с.
  20. Махотин, С. А. Прогулки по лесу / С. А. Махотин.- М. : Белый город : Даръ, 2007. - 144 с.
  21. Образцов, С. В. Маленькие рассказы про животных : [рассказы] / С. В. Образцов. – С.- Пб. : Амфора, 2010. – 47 c.
  22. Одленд, Н. Медведь, который любил обнимать деревья / Н. Одленд, - М. : Самокат, 2013. – 32 c.
  23. Паустовский, К. Г. Корзина с еловыми шишками : рассказы и сказки/ К. Г. Паустовский. – М. : Махаон, 2015. - 125 c.
  24. Сладков, Н. И. Весенние радости : [рассказы] / Н. И. Сладков. – С.-Пб. : Амфора, 2010. – 47 c.
  25. Сладков, Н. И. Лесные сказки / Н. И. Сладков. - М.: АСТ, 2009. – 96 с.
  26. Токмакова, И. П. Медведь / И. П. Токмакова. – СПб. : Речь, 2015. – 16 с.
  27. Толстой, Л. Н. Маленькие рассказы / Л. Н. Толстой. – М. : Детская литература, 2013. – 181с.
  28. Хармс, Д. Храбрый еж / Д. Хармс. – М. : Махаон, 2014. – 96 с.
  29. Хофманн, М. Маленькая берёзка / М.Хофманн. – М. : Добрая книга, 2013. – 48 c.
  30. Чарушин, Е. И. Моя первая зоология / Е. И. Чарушин. - С-Пб. : Амфора, 2010. – 47 c.
  31. Шим, Э. Ю. Рассказы и сказки о природе / Э. Ю. Шим.- М. : Стрекоза, 2010.-60 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Мы любим природу»

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детейдошкольного возраста на тему:«Мы любим природу»...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Мы любим природу»

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детейдошкольного возраста на тему:«Мы любим природу»...

РМО «Педагогическое просвещение родителей по развитию у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни и профилактики простудных

РМО педагогов дошкольных образовательных учреждений муниципального образования Калининский район по физическому развитию дошкольников...

Рабочая программа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе»

Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так ка...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Мы любим природу»

Уважаемые родители!  Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно действу...