Рабочая программа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Батуева Наталья Александровна

Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Росинка»

Принято

на педагогическом совете №__1_____

от __27.08.2020_ г.

Согласовано

 со старшим воспитателем

«____»_________2020 г.

____________________

     _________Э.Б. Цырендоржиева

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

д/с «Росинка»

«___»________2020 г.

_________М.Н.Цыренова

Программа по самообразованию

на тему:

«Экологическое воспитание  детей дошкольного возраста посредством       приобщения  к природе»

Старшая группа «Брусничка»

Воспитатель Батуева Н. А.

с. Сужа

2020 г.

Тема:  Экологическое воспитание  детей дошкольного возраста посредством приобщения  к природе.

 Актуальность темы: Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

 Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения

 Задачи:

  • Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
  • Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
  • Учить понимать причинно - следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
  • Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
  • Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
  • Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, к диким животным.
  • Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
  • Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
  • Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах своего города, села.

Срок, содержание плана, практические выходы 2020-2021 учебный год

Месяц

Формы работы

самообразование

с педагогами

с родителями

Сентябрь

 Мониторинг знаний и умений детей.  Пополнение    экологического уголка раздел «Овощи, фрукты, ягоды, грибы»;  развивающей среды,  методических, наглядно-иллюстративных материалов. Разработка содержания наблюдений, прогулок. Подбор методической и детской литературы.

Пополнить картотеку дидактических игр по экологии. Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Фоторепортаж «Воспоминания о лете!».

Консультация для родителей «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Витамины в овощах и фруктах», «Витамины - помощники здоровью?».

Октябрь

Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы»,  дидактические игры по экологическому развитию «Из чего сделаны предметы?».

Пополнение развивающей среды по неживой природе. Составление коллекций материалов. Гербарии растений.

Папка-передвижка «Природа - общий дом».

Ноябрь

Пополнение экологического уголка раздел «Птицы».

Декабрь

Пополнение экологического уголка раздел «Домашние животные». Фотовыставка «Друзья наши меньшие».

Консультация для воспитателей «Перфокарты по разделу «Ребёнок познаёт мир природы»».

Демонстрация наглядных пособий.

Консультации для родителей: «Домашние животные для детей», «Подарите мне щеночка!».

Январь

Пополнение экологического уголка раздел «Человек», раздел «Комнатные растения».

Создание картотек  дидактических игр по разделу «Человек».

Создание атрибутов и их использование в сюжетно - ролевой игре «Медицинский центр».

Консультации для родителей: «Здоровье детей в детском саду», «Гигиена ребенка».

Февраль

Пополнение экологического уголка раздел «Дикие  животные  и их детёныши».

Создание альбома (совместно с родителями) «Наши добрые дела».

Март

Пополнение экологического уголка раздел «Времена года», раздел «Деревья и травы».

Создание метеостанции (флюгер, термометр, солнечные часы, осадкомер).

Апрель

Пополнение экологического уголка раздел «Насекомые».

Изготовление  и демонстрация наглядного пособия «Все о космосе детям», создание мини-музея о космосе.

Коллекционирование (совместно с родителями) «Весенние первоцветы».

  Перспективный план работы по теме самообразования на 2020-2021 г.

Месяц

Тема

Цель

Формы работы

Наблюдения, опыты

Сентябрь

«Осень»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени. Воспитывать чувство любви к родной природе, родному краю, продолжать приобщать детей к  народной культуре. Развивать умение устанавливать причинно-следственную  связь. Развивать внимание, мышление и память.

Беседы:

1. «Почему птицы осенью улетают?»

2. «Осень золотая?»

Чтение стихотворения  А. Ерикеева «Осень». Рассматривание картины «Времена года».

Дидактические игры: «Найди такой листок, с какого дерева»,  «Кто быстрее соберет».

Игра для развития речи «Какая сегодня погода». Развлечение «Осень разноцветная».

Чтение   И. Бунин "Листопад» (отрывок).

Рисование «Золотая осень».

Опыт – Почему листья вянут.

Октябрь

«Что такое природа? Живая и неживая»

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных руками человека, объекты живой природы - от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Беседы

1. «Как дышит человек?» 2.«Путешествие растений»

3. « Отчего небо голубое?»

4. «А если позвать ветер, он прилетит?».

 Игра «Живое - неживое», «Летает - не летает», «Угадай, что в мешочке», «Съедобное - несъедобное».

 Чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки», «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

« Воздух – невидимка»

Закреплять знания детей о  «Воздухе», его свойствах и ролью в жизни живых существ, познакомить с некоторыми правилами экологической безопасности. Закрепить знания детей об органах слуха, органах  дыхания человека и животных. Познакомить с природными причинами возникновения ветра, ролью в жизни живых организмов. Проявлять познавательный интерес в проведении опытов с воздухом. Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде. Разбудить в детях эмоциональное отношение к животным, подвести их к пониманию необходимости бережного к ним отношения.

Беседы

1.«А воздух совсем ничего не весит?»

2.«Можно ли нарисовать невидимку?»

3.«Для чего проветривают комнату?»

4.«Как мы дышим»

5. « Как мы чувствуем запах» 6.«Летающие семена»

 

Непосредственно-образовательная деятельность «Воздух, ветер, человек».  «Он невидимый, и все же без него мы жить не можем».  

Чтение художественной литературы, загадок про воздух.  Г. Юдин «Главное чудо света»,     О. Кургузов «По следам «Почемучки», И. Токмакова «Ветренно», С.  Жупанин «Нарисую ветер», С. Михалков «Три ветра».

Экскурсии по участку,  наблюдения и опыты с воздухом. Игры превращения и др.

Надувание мыльных пузырей. Надувание шаров.

 

Ноябрь

«Вода вокруг нас».

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Показать, где и в каком виде существует вода в окружающем мире. Закреплять  знания о свойствах воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, учить делать выводы. Развивать познавательный интерес к воде.

Непосредственно-образовательная деятельность «Ходят капельки по кругу».

 1. Рассматривание  глобуса: каким цветом изображена вода на нем; путешествие по глобусу по океанам, морям, рекам, озерам и т.д.

2. Беседа по теме «Эта волшебница вода», «Для чего нужна вода?», «Как она помогает нам?», «Куда бежит река»  и др.

3. Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Речка»,   О. Григорьев «Какой дождь?», А. Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Махорина «Первый мороз», загадывание загадок о природных явлениях.

4. Художественное творчество:  рисование – «Облака», «Туча и дождь», «Река», «Аквариум», «Что растет в воде», «Кто живет в реке».  

Наблюдения: «Облака», «Дождь и снег».   Опыты: «Какой бывает вода».  Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды).

Взаимодей-ствие воды и снега.

 

«Что  мы знаем о птицах?»

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, издаваемым звукам. Дать элементарные представления, чем кормят птиц зимой. Закрепить классификацию птиц. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Закрепить представления о пользе птиц.

 Беседы

1.«Почему совы могут охотиться в темноте?»

2.«Зачем птицы зарываются в снег?»

3.« Где живут зимой птицы – в Африке?»

4.«Что для птиц страшнее холод или голод?»

5. «Как помочь птицам зимой?»

 Отгадывание загадок.

 Дидактические игры: «Кто, где живет», «Нарисуй птицам дорожку в сказку».

Рассматривание альбома «Пернатые друзья».

 Слушание пения птиц (аудио запись «Голоса птиц»).

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой».

Просмотр слайдов из серии «Птицы нашего края».

Беседа:

1. «Что мы знаем о птицах», 2.«Перелетные птицы», 3.«Зимующие птицы».

Чтение художественной литературы: Б. Коваль «Грач», В. Флинт «Скворец», О. Высотская «Мастерица зима», Н. Сладков «Воробей», А. Барто «Вороны» и др.; «Перелет птиц», Гуси-лебеди», «Птички и кошка».

Наблюдение, и сравнение птиц Наблюдение за птицами на прогулке.

Декабрь

Домашние животные

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

Беседы

1.«Кто стал первым домашним животным?»

2.«А почему кошка так часто умывается?»

3.«А животные умеют разговаривать?»

Отгадывание загадок о домашних животных.

Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных.

Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные.

 Дидактические игры: «Назови детенышей»,  «Какая польза от домашних животных», «Кто, где живет».

Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по модели).

Чтение сказки «Как собака друга искала».

Драматизация сказки «Три поросенка».

Игры: «Кто как голос подает?», «Узнай зверя по описанию»,  

«Четвертый лишний», «Сложи картинку», « Составь рассказ описание» и др.

Чтение художественной литературы, загадывание загадок. В. Танасийчук «Экология в картинках»  («Олени и хищники», «Что делать с кроликами», «Почему белые медведи не живут в лесу»), Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб» и др.

Сравнение животных.

«Зима»

Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Выяснить, почему наступает зима? Почему зимой идет снег? Уточнить приметы зимы. Познакомить  детей с природными явлениями: вьюга, пурга, метель, буран, поземка, изморозь, иней. Воспитывать интерес к  изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Беседы

 1.«Нужно ли человеку готовиться к зиме?»

2. «Живые ли деревья зимой?» 3.«С кем дружит ель?»

4.«Что снится зимой растениям?» 5.«Где рождается снег и иней?»

 Рассматривание картины «Зимние забавы».

Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери».

Рассматривание картины К. Коровин «Зима».

Аппликация «Деревья зимой»  (коллективная, обрывание полосок).

Рисование «Зимушка – зима».

Лепка из снега крупных фигур (совместно с взрослыми).

Чтение сказки «Зимовье»,

 С. Козлов  «Зимняя сказка»,

А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,

 И. Суриков «Зима»,

А. Барто «Ёлка».

Детские впечатления «Я был в зимнем лесу».

Игра «Жидкое  - твердое».

 Подвижные игры «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер».

Опыты со снегом и льдом.  

Январь

Комнатные растения.

Я - Человек.

Познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений.  Учить детей ухаживать за ними, замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни. Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.  Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки.

Познакомить со строением тела человека (скелет, мышцы). Научить заботиться о своем здоровье, соблюдать правила гигиены.

Беседы

 1. «Как растения пьют воду?» 2.«Почему некоторые цветы с колючками?»

3.«А где растения берут воду в пустыне?»

4.«Мир комнатных растений» 5.«Почему не все комнатные растения любят солнышко»

6.  Беседа «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.

Рассматривание картин из серии «Уход за комнатными растениями».

Игра «Какого  растения не стало», «Цветы».

Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы» .

Рассматривание растений.

Дидактические игры «Живые картинки», «Опиши, я отгадаю».

 Рассматривание картины «Цветущий кактус».

 Лепка «Кактус».

Беседы о строении, здоровье и правилах гигиены человека.

 

 Опыт по ознакомлению с потребностям и растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание). Посадка комнатных растений.   Создание альбома «Цветы».

Февраль

« Планета Земля в опасности»

Познакомить детей с животными холодных  и жарких стран, систематизировать знания об этих животных. Рассказать о климатических условиях этих районов и о приспособленности животного мира к ним и о том, что многие виды птиц и животных занесены в Красную книгу. Активизировать в речи детей слова: полярный медведь, пингвин, тюлень, олень, морж. Воспитывать у детей любовь к природе, развивать  интерес и     стремление изучать природу.

Дать детям представление о том, что планета Земля - это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами, морями. Кроме воды есть материки - твердая земля - суша, где живут люди, два полюса: северный и южный. На планете Земля обитает много живых существ.

Непосредственно-образовательная деятельность «Планета земля в опасности!». Беседы

1.«За что белого мишку вписали в Красную книжку?»

2.«Пингвины – птицы, а почему не летают?»

3.«А кого боится  белый медведь?»

4.«Что такое птичий базар?»  

5.«А на севере живут слоны?»    6.«Для чего моржу клыки?» 7.«Зачем тигру полоски, а жирафу пятна?»

8.«Почему у жирафа длинная шея?»

9.«Почему у слонов такие большие уши?»    

 

 

 

Беседы:

1.« Кто загрязняет воздух?»

2.«Нефтяная рыбка»

 3.«Запертая река»

4.«Шмель жужжит о помощи». 5.«Грузовик на батарейках».

Март

« У весны в гостях»

 

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям.

 

Беседы

1.«Что говорит народный календарь о марте?»

 2.«Что хорошего и плохого бывает с приходом весны?»

 3.«Что изменилось в жизни людей с приходом весны?»

Рассматривание картин  К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна»;

А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Стихотворение  С. Вангели «Подснежники».

 Дидактические игры: «Когда это бывает»,

«Где будут первые проталинки?», «Где снег не тает?»,  «Где быстрее наступит весна?».

 Рисование  «Волшебница весна». Театр «Заюшкина избушка».

 В. Берестов «Песенка весенних минут».

М. Пришвин «Мать - и – мачеха», «Одуванчик».

Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной».

Беседы:

1.«Почему у березок белые стволы?»

 2.«Могут ли цветы угадывать время?»

 3.«Почему не у всех растений есть цветы?»

4.«Какое дерево самое высокое?» Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений.

Чтение рассказа «Зеленые страницы».

 Беседа «Мой любимый цветок».

 Дидактические игры: «Собери букет», «Узнай растение».

 Рисование «Поляна цветов».

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

 

Опыт «Что любят растения», «Как развивается растение».

Апрель

Космические просторы

Закреплять  знания  детей с видимыми явлениями Вселенной (звезды, солнце, планеты, спутники). Вызвать интерес к сведениям о мироздании. Закреплять свои знания о Вселенной в других видах деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать ее, правильно обращаться с ней.

Проект «Ждут нас быстрые ракеты для полетов по планетам».

 Беседа о планетах, о планете – Земля, о ближайшей звезде к планете Земля - Солнце; о спутнике Земли – Луне; о космическом телескопе, орбитальной станции, о космонавтах.

2. Рассматривание иллюстраций из серии «Космос», глобуса.

 3. Наблюдение звездного неба.

 4. Загадывание загадок о небесных телах .

5. Чтение художественной литературы о космосе.

Наблюдение за звездным небом.  Экскурсия в мини-музей «Космос».

«Эти удивительные насекомые»

Систематизировать знания о жуках ( майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок.

 Рассматривание иллюстраций.

 Дидактические игры: «Найди насекомых, поедающих листья», «Как спрятаться бабочкам».

 Чтение стихотворений  М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»

из книги В. Зотова "Лесная мозаика».

 Рисование «Божья коровка».

 Лепка «Зеленая гусеница».

Наблюдения за насекомыми.

Май

« Волшебный подводный мир»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Познакомить с некоторыми видами водных растений, с их особенностями и приспособленностью именно к водной среде; разъяснить необходимость охраны животных, растений и их среды обитания.

Беседы:

1 «Обитатели морского дна»

2. «Кто живет в океанариуме?»

 3. «Что делает под водой водолаз?»

4. «Какая самая большая рыба?»

 5. «Какие бывают рыбы?»

 Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

Игра «Мы веселые рыбки».

 Лепка «Рыбка».

 Аппликация «Аквариум» (коллективная).

 Рассказ Л. Берг «Рыбка».

 Опыт «Кто живет в воде», «Зачем лягушке такие лапки».

« Песок, глина, камень, почва»

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

Игры на участке с использованием песка, камней и глины. Знакомство с их свойствами.  Подбор экспонатов для «Лаборатории   Любознаек».

Опыт с песком, глиной: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение).

Рассмотреть песок, глину (сравнить  свойства).

 

                                               Список литературы:

1. Бабаева Т. И. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования.- СПб. Детство - Пресс, 2019г.

2. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство».

-СПб. Детство - Пресс, 2001г.

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Методическое пособие. - М. ТЦ Сфера, 2002г.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. ТЦ Сфера, 2003г.

5. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.  - М. Мозаика-Синтез,2010г.

6. Догерти  Д. Детская энциклопедия. Птицы. - М.РОСМЕН - ПРЕСС,2013г.

7. Хайнс  М. Детская энциклопедия. Моря и океаны. - М.РОСМЕН - ПРЕСС,2013г.

8. Тейлор Б. Детская энциклопедия. Планета Земля. - М.РОСМЕН - ПРЕСС,2012г.

9. Смит М. Детская энциклопедия. Животные. - М.РОСМЕН - ПРЕСС,2013г.

10. Крекелер Г. Эксперименты для детей. - М.РОСМЕН,2016г.

11. Интернет ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...

План работы по самообразованию: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

Содержится план работы и диагнстика по теме самообразования "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания"...

Программа по самообразованию воспитателя. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм»

Администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской областиМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениед/с №10 «Кроха»606540, Россия, Нижегородская область, г.Чкал...

План рабочей программы бесплатного кружка по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой посредством аппликации»

Направленность программы - художественно-эстетическое развитиеИзобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художес...