Консультация для родителей
консультация (старшая группа) на тему

Макарова Ася Владиславовна

Консультация для родителей "Что такое детское проектирование". Раскрывает вопросы и цели проектной деятельности в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое «детское проектирование»

   Что такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время?

        В поле дошкольного образования это комплексная деятельность детей, которые без специального провозглашаемой дидактической задачи со стороны взрослых осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственной, личной, социально-политической. Другими словами, это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование. Например, в детском саду должен состояться праздник. В результате совместных обсуждений определяются сроки, состав участников и приглашённых; намечается содержание и план - сценарий; распределяются обязанности и роли каждого; приобретается всё необходимое. Это так называемый подготовительный этап.

        Далее наступает этап реализации, когда взрослые и дети оформляют зал и групповые комнаты, репетируют и т. д.

        Презентацией продукта совместной деятельности является сам детский праздник, после которого остаются яркие впечатления и понимание, что удалось лучше, а что ещё не получилось.

        Количество участников проекта может изменяться, в процессе подготовки могут вноситься коррективы. Неизменным остаются следующие положения: каждый ребенок выполняет только то, что ему интересно и что у него получается; взрослые не делают ничего такого, с чем дети могут справиться сами.

        По мнению основоположника «педагогики делания» (метода проектов), прогрессивного педагога ХХ столетия Джона Дьюи, ребёнок – это солнце, вокруг которого всё вращается.

Одно из центральных понятий учения Дж. Дьюи -  опыт, который определяется как способность человека предвидеть результат своей деятельности в интеллектуальной, нравственной и социальных сферах. Опыт немыслим без активности личности и всегда эмоционален, поэтому процесс развития ребенка возможен лишь как деятельность, которая формирует личный опыт. Поэтому достоинство любого проекта определяется степенью заинтересованности детей при достижении поставленной цели.

        Из теории и практики дошкольного воспитания хорошо известно, что уважение к личности ребёнка, принятие его запросов и интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребёнка.

        В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдается следующие условия:

-учёт интересов каждого ребёнка;

-деятельность детей без принуждения;

-предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

-совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

-тематика из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

        В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть альбомы рисунков, фотографий и рассказов («Домашние любимцы», «Путешествие к морю», «Зимние развлечения» и др.); изготовление макета по русским сказкам; выставки («Детская мода», «Мастерим своими руками»).

        Как же происходит освоение дошкольником проектной деятельности?

        До пяти лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Внимательное отношение к потребностям каждого ребёнка, изучение его интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

       

              Этапы освоения дошкольниками проектных действий

Дети 4-5 лет

  1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей)
  2. Определение взрослым цели проекта, его мотивация.
  3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности.
  4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («делание вместе»), выполнение детьми отдельных несложных поручений.
  5. Совместный анализ выполнения проекта.

Дети 5-6 лет

  1. Обозначение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон
  2. Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
  3. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.
  4. Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.
  5. Обсуждение результата работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
  6. Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.

 В нашем детском саду мы не первый год в своей работе используем проектную деятельность. Эта творческая работа очень понравилась нашим ребятам. Для того чтобы детское проектирование было успешным необходимо учитывать интересы ребёнка.

Тема животного мира нашим 4-5 летним детям понятна и близка. На подготовительном этапе мы прочитали много рассказов и сказок о животных таких авторов как: В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Р. Киплинга. На занятиях по изодеятельности рисовали и сделали аппликацию диких и домашних животных.  И вот уже с рисунков на нас смотрят: забавная обезьянка и очаровательный пушистый кот с зелёными глазами, а огромный слон обливает себя прохладной водой. Но ребята не просто сделали работы, но и придумали небольшие рассказы о своих животных. Вот теперь у нас получилась красочная «книга», которая займет своё место в музее детского сада.

В этом году на занятиях по окружающему миру на тему «Животный мир жарких стран» мы впервые использовали индивидуальные мини проекты. Ребятам это понравилось, и они с вниманием и заинтересованностью слушали сообщения о жирафе и крокодиле. В свою очередь докладчики очень старались, подготовили интересную и необычную информацию о животных.

Конечно, отсутствие необходимого опыта не позволяет ребёнку пяти лет в полной мере проявить самостоятельность.  Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Но выполняя эти творческие познавательные задания, наши ребята накапливают необходимый социальный опыт, который им пригодится в дальнейшей учебной деятельности.

Подготовила воспитатель Макарова А.В.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...