Артикуляционная гимнастика
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Бурнашева Ольга Иннокентьевна

Советы для родителей о том, для чего и как заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой.

                           Артикуляционная гимнастика

Для чего нужна артикуляционная гимнастика и как  заниматься с ребенком?

Гимнастика рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно , для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими и сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

                           Артикуляционная гимнастика

Для чего нужна артикуляционная гимнастика и как  заниматься с ребенком?

Гимнастика рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно , для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими и сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально – психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения  звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык «делает». Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы, спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком по 3 – 7 минут ежедневно, чтобы вырабатываемые у него двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Не следует предлагать сразу много упражнений, на начальном этапе достаточно 2 – 3. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Нежелательно выполнять упражнения сразу после еды. Следите за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом, темпом, устойчивостью, наличием или отсутствием лишних движений.

       Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:

-рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов ( Сказка о веселом язычке), которые способствуют появлению интереса

-показ взрослым упражнения;

-выполнение ребенком перед зеркалом;

-контроль взрослого за выполнением упражнения, выявление ошибок;

-выполнение упражнения без зеркала (если возможно).

Вначале может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными. Предлагаю Вам артикуляционные упражнения, с которыми Вы можете заниматься со своим ребенком.

«Окошко»:

широко открыть рот – «жарко»

закрыть рот – «холодно»

«Чистим зубки»:

улыбнуться, открыть рот

кончиком языка почистить поочередно

верхние и нижние зубы

«Месим тесто»:

улыбнуться

пошлепать языком между губами

покусать кончик языка

чередовать эти два упражнения

«Чашечка»:

улыбнуться

широко открыть рот

высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки

«Дудочка»:

зубы сомкнуты

с напряжением вытянуть вперед губы

«Заборчик»:

улыбнуться с напряжением обнажив передние зубы

«Маляр»:

губы в улыбке

приоткрыть рот

кончиком языка «прокрасить» небо, за щеками

«Грибочек»

улыбнуться

присосать широкий язык к небу

поцокать языком

«Киска»

губы в улыбке, рот открыть

кончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой

«Поймаем мышку»

губы в улыбке

приоткрыть рот

произнести «а-а»

прикусить широкий кончик языка

«Лошадка»

вытянуть губы

приоткрыть рот

поцокать узким языком

«Пароход»

губы в улыбке

открыть рот

с напряжением произнести звук «ы-ы-ы»

«Слоник пьет»

вытянуть губы трубочкой

набирать водичку

«Качели»

улыбнуться, открыть рот

кончик языка за верхние зубы, затем за нижние зубы

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...