Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада"
консультация (младшая группа) на тему

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребёнок привыкает по – своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которых хотелось бы Вам рассказать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx51.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада»

        При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

        Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребёнок привыкает по – своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которых хотелось бы Вам рассказать.

        Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы ребёнка:

        - тревога, связанная со сменой обстановки ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей, и режима. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в детский сад;

        - отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду;

        - избыток впечатлений. В детском саду ребёнок испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

        По тому, как дети приспосабливаются  к садику, их можно разделить на три основные группы:

        - лёгкая адаптация – почти половина детей составляет самую благополучную группу – они посещают детский сад без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3 – 4 недели. С таким ребёнком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребёнок не болеет. Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём – либо. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним;

        - средняя степень адаптации – в эту группу попадают дети без нервных расстройств – они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. При этом типе адаптации заболеваемость ребёнка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребёнку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет;

        - тяжёлая степень адаптации – дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому ещё прибавляются и простудные заболевания.

        Как подготовить ребёнка к посещению детского сада?

        Нужно заранее рассказать ребёнку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Что интересного его ждёт при посещении детского сада. Например: «Детский сад это такой красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мама и папа работают. Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нём много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В садике очень интересно и весело». Можно использовать рассказы из своей жизни, о том, как вы ходили в детский сад.

        Подготовьте ребёнка к расставанию с мамой. Можно оставлять ненадолго с другими родственниками. При этом подчёркивая, что мама ушла по делам и обязательно придёт.

        Постройте режим дня приближённый к режиму детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения ДОУ, а как минимум за две недели. Для того, чтобы легко вставать утром, лучше лечь не позже 20:30.

        Рацион питания так же должен быть приближён к меню детского сада. Если ребёнок видит на тарелке более менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питьё – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, различные котлеты (мясные, куриные), тушёные овощи, супы.

        Создайте условия, чтобы ребёнок мог самостоятельно одеваться и умываться для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания – не было много пуговиц и завязок. Кроме этого приучайте ребёнка при  раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вешать свою одежду. Также проследите, чтобы всё, чем пользуется ребёнок, зубная паста, щётка, одежда, обувь, находилась так, чтобы ребёнок мог самостоятельно её достать. Стимулируйте ребёнка к самостоятельности.

         У детей трёх лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идёт не вместе, а параллельно. Поэтому учитывая, что ребёнок, приходя в детский сад, попадает в окружение сверстников нужно научить ребёнка играть в окружении детей. Для этого надо посещать детские площадки, где ребёнок может играть с другими детьми, научите пользоваться игрушками.

        При начале посещения детского сада нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребёнка, об особенностях поведения, т.е. как можно больше дать информации о ребёнке. Не оставлять ребёнка первые дни не больше чем на 2 часа. Учтите, что дети будут уставать, не только морально, но и физически, т.к. всё это взаимосвязано – поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребёнок мог находиться в тишине.

        Уважаемые родители, помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультфильмы. Подчёркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошёл в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать. Удачи Вам!

        

 

Консультация для родителей первой младшей группы «Адаптация детей к условиям детского сада»

     При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

       Выделяют два вида адаптации:

1.Биологическая адаптация –это перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая  приспособление к новым условиям. Именно при биологической адаптации возникает снижение защитных функций  организма, вследствие чего дети могут начать болеть, чаще, чем это было тогда, когда они находились дома. Но все это временно, как только организм привыкнет к изменениям все это пройдет.

   2. Социальная адаптация – это перестройка своей жизни, привычек под   новые условия.

  С какими трудностями могут столкнуться родители, когда дети начинают посещать детский сад

 - повышенная плаксивость.

 -капризность.

 - нервозность.

 - резкая смена настроения.

 - появление вредных привычек (сосать палец, брать в рот разные предметы, что-то накручивать и т.п.).

- изменение поведения и привычек детей.

 

       Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

1.     Возраст

2.    Состояние здоровья.

3.    Уровень развития.

4.    Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5.    Сформированность предметной и игровой деятельности.

6.    Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

       Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

1.    Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2.    Наличие у ребенка своеобразных привычек.

3.    Неумение занять себя игрушкой.

4.    Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

5.    Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

            Как подготовить ребенка к посещению детского сада?

  Нужно заранее рассказать ребенку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Что интересного его ждет при посещении детского сада. Например: “Детский сад это такой  красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мамы и папы работают, Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нем много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В садике очень интересно и весело”. Можно использовать рассказы из своей жизни, о том, как вы ходили в детский сад.

 Подготовить к расставанию с мамой. Можно оставлять ненадолго с другими родственниками. При этом подчеркивая, что мама ушла по делам и обязательно придет.

Построить режим дня приближенный к режиму дня детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения ДОУ, а как минимум за 2 недели. (7:30 – подъем, умывание, одевание;  8:10 – крайнее время для прихода в сад; 8:30 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник, 17.30 – ужин).  Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.

Рацион питания так же должен быть приближен к меню детского сада. Если ребенок видит на тарелке более менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно супы.

Приучение к самостоятельности – создайте условия, чтобы он мог самостоятельно одеваться и умываться для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания – не было много пуговиц и завязок. Кроме этого приучайте ребенка при раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вещать свою одежду. Также проследите, чтобы все, чем пользуется ребенок, зубная щетка, одежда, обувь, находилась так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать. Стимулируйте ребенка к самостоятельности, одно одели вместе другое он сам.

Выработка культурно-гигиенических навыков – мытье рук, вытирание рук и лица, пользование индивидуальными предметами гигиены (носовой платок, полотенце), опрятно есть.

У детей до 3-х лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идет не вместе, а рядом, параллельно. Поэтому учитывая, что ребенок, приходя в детский сад, попадает в окружение сверстников нужно научить ребенка играть в окружении детей. Для этого посещайте детские площадки, где ребенок может играть с другими детьми, научите его совместно пользоваться игрушками.

При начале посещения детского сада  нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребенка, об особенностях поведения, т. е как можно больше дать информации о ребенке. Не оставлять ребенка первые дни не больше чем на 2-3 часа. Учтите, что дети будут уставать,  не только морально, но и физически, т.к все это взаимосвязано – поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребенок мог находиться в тишине. Избегайте посещений публичных мест, большого скопления людей.

Никогда не говорите при ребенке о том, что ему скоро предстоит пойти в детский сад, и вы очень этим обеспокоены - как он там будет один, смогут ли ему уделять внимание воспитатели,  будут ли они добрые и т.п.

                           Не делайте ошибок!!!

 

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь плохо себя  вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу,  предстоит оставаться в садике на весь день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день.

Консультация.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть  каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы Вам рассказать.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,  но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.

Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Средняя степень адаптации - в эту группу опадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет.
Поведение ребенка:
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений на замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и нередко во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений.
Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие), недержание мочи, короткие вспышки температуры (адаптационные свечи); бывают сложные психические реакции организма (например; ложный круп, обмороки, сыпь). Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка:
Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Ребенок может впадать в оцепенение, как манекен, выходя из него только при открывании входной двери. Или, наоборот бурно и агрессивно реагировать на любую попытку контакта. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается. Бывают случаи навязчивого поведения. Так малыш может все время ходить за няней или воспитателем, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придет?», или раскачиваться на стуле, впадая в состояние. Hо, постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома и правильного поведения родителей. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо Вас и воспитателей, поможет только педиатр или психолог!
Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в два-три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и легче, Вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций .
Рекомендации родителям.
•    Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
•    Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами.
•    Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему.
•    Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
•    Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
•    Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Посоветуйтесь с воспитателями, они подскажут, как лучше одевать ребенка.
•    Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
•    Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
•    При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
•    При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

Дорогие родители! Заканчивая свои рекомендации, хотелось бы заострить Ваше внимание не нескольких моментах.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы в шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же самому может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или платочек.

Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность, и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.


Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он  учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать. Удачи Вам

Консультация для родителей

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ».

Когда ребенок впервые оформляется в детский сад, доктор обычно пишет в карте: ожидается период адаптации средней тяжести.

Что же такое — период адаптации? 

Это время, в течение которого ребенок привыкает к новым условиям жизни: ежедневному посещению детского сада.

Принято считать что период адаптации длится у ребенка один месяц. В это время ребенку в детском саду рекомендуют укороченное пребывание в группе в течение дня и не делают прививок.

Именно в течение первого месяца от начала посещения детского сада большинство детей (90%), заболевают ОРВИ. Через месяц ребенок считается адаптировавшимся к посещению детского сада. На самом деле продолжительность периода адаптации у каждого ребенка своя, индивидуальная, одни дети привыкают к садику быстрее, другие медленнее, третьи вообще наотрез отказываются от посещения детского сада или болеют так часто и долго, что маме приходится сидеть с ребенком дома или искать ему няньку.

В период адаптации ребенок испытывает стресс. Он неожиданно для себя остается в детском саду среди других детей, с незнакомой тетей, в чужой обстановке. Любимая мамочка вдруг куда-то уходит. Отсутствие рядом мамы — главный стрессовый фактор для ребенка, особенно, если раньше он с ней никогда не расставался. Чем младше ребенок, тем труднее объяснить ему, почему мама уходит и оставляет его с тетей. Но, поскольку вариантов у ребенка нет, ему приходится приспосабливаться к новым условиям жизни.

Привыкание происходит не сразу, поэтому получается, что ребенок испытывает длительный стресс, который, как всем известно, действует на весь организм, причем особенно сильно на слабые места этого организма. Поэтому все хронические заболевания в первые месяцы посещения детского сада могут обостриться.

С другой стороны у ребенка резко расширяется круг общения: он внезапно оказывается в группе из 20-30 детей и нескольких воспитателей. У каждого из них своя, новая для ребенка микрофлора, которая может вызвать заболевание в его ослабленном стрессом организме, иммунитета к этим микробам у ребенка пока еще нет. У кого-то из детей окажется не долеченным насморк — в результате во вновь сформированной группе возникает вспышка ОРЗ.

Добавляются и другие факторы: перегревание и переохлаждение, отказ от еды в детском саду, не засыпание в детском саду, запоры (намеренная задержка стула) — все это способствует развитию простудных заболеваний у детей.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей. В таком случае лучше прекратить посещение садика на год, укрепить здоровье ребенка, а через год начать посещение садика снова.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

*возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

*состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

*сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

*индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

*условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

*уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

*глубокий сон;

*хороший аппетит;

*бодрое эмоциональное состояние;

*полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

*соответствующая возрасту прибавка в весе.

Во время привыкания к садику не рекомендуется.

  • Пугать и наказывать ребенка садиком: (Вот пойдешь в дет.сад, там тебя научат, как надо себя вести),
  • Плохо говорить о воспитателях при ребенке,
  • Приучать еще к чему- то новому или отучать от чего-то, возлагать на ребенка новые обязанности,
  • Резко менять режим дня во время болезни,  по праздникам, в выходной .

Рекомендуется.

  • Папе отводить ребенка в садик. Обычно к папе ребенок привязан меньше, поэтому  с ним легче расстаться. Кроме этого, рекомендуется не затягивать процедуру прощания.
  • Договариваться с ребенком, когда Вы его заберете и стараться не опаздывать.
  • Давать с собой первое время любимую игрушку или мамино фото, так малышу будет комфортнее.

Когда лучше отдать ребенка в садик.

На сегодняшний день дети обычно впервые идут в детский сад в возрасте от 1,5 до 4х лет. Четких рекомендаций, когда ребенку лучше пойти в садик не существует. Но рекомендуется отдать ребенка в садик до 5- 6 лет, чтобы он получил навыки социального общения со сверстниками, которые не могут дать ему родители.

Если ребенок до 1 года идет в садик:

  • Ребенок адаптируется легче, т.к. у него еще нет выраженной эмоциональной привязанности к родителям, и в садике   он быстрее привыкает к сверстникам и воспитателям. В дальнейшем он будет легче, чем другие адаптироваться к новым условиям жизни.
  • Такой ребенок в дальнейшем может оказаться не способным к длительной эмоциональной привязанности к родителям, жене, детям.
  • У такого ребенка еще не сформирована иммунная система, а начало посещения садика для большинства детей совпадает с прекращением грудного вскармливания. Такие дети первый год  будут часто болеть.

Если ребенок идет в садик в 2-3 года:

Это самый частый возраст, когда дети впервые идут в садик и одновременно самый сложный для ребенка с психологической точки зрения, потому что

  • у такого ребенка еще нет потребности общения со сверстниками,  ему вполне хватает домашнего общения,
  • дети нуждаются в близком общении с родителями, и  в персональном внимании,
  • дети боятся незнакомых людей и необычных ситуаций,
  • для мальчиков до 3х лет очень важна эмоциональная связь с матерью.

Зато: 

  • у таких детей значительно более зрелая иммунная система и меньше риск частых простудных заболеваний,
  • они уже владеют некоторыми навыками самообслуживания, чем больше этих навыков, тем лучше  для ребенка.

После 3х лет:

  • дети нуждаются в общении со сверстниками, взрослыми, в расширении круга общения,
  • постепенно исчезают детские страхи, боязнь незнакомых людей и новой обстановки,
  • дети владеют навыками самообслуживания,
  • достаточно сформирована иммунная система.

Психологи рекомендуют отдавать в детский сад девочек с 3х лет, а мальчиков с 3,5. Но не нужно забывать, что каждый ребенок индивидуальность и оптимальный период для начала посещения садика для каждого ребенка свой.

Как же помочь ребенку быстрее адаптироваться?

Начнем с самых простых способов: научить.

Чем больше ребенок будет уметь делать сам, тем легче ему будет в садике.

Хорошо, если он умеет сам пить из чашки и есть ложкой — не будет сидеть за столом, ждать, когда его накормят и нервничать, или не откажется совсем есть в садике, потому, что воспитатели не умеют кормить, да еще и развлекать, так как мама. Ребенок будет сытым и спокойным, а не голодным и капризным.

Сам одевается и раздевается — не будет ждать своей очереди, чтобы его одели на прогулку или раздели после нее — не перегреется.

Сам пользуется унитазом, садится на горшок или хотя бы просится на него — не будет ходить в мокрых штанах или намеренно задерживать стул.

Чем лучше ребенок разговаривает — тем легче ему общаться с детьми и воспитателями — выражать свои желания. Нужно познакомить ребенка с другими детьми, а заодно и с их родителями — расширять круг общения.

Надо гулять там, где много детей, учить ребенка не бояться их и не обижать других, а играть с ними. Можно погулять на территории садика, объяснить ребенку, что скоро он будет сюда ходить каждый день, рассказать, что он будет делать в садике. Гулять на территории садика вечером, чтобы ребенок видел, как родители забирают детей.

Нужно сделать режим ребенка максимально приближенным к расписанию садика. Вставать утром пораньше, завтракать, обедать спать и полдничать, как в садике, между завтраком и обедом выйти погулять.

Ознакомиться с меню садика и максимально приблизить к нему рацион питания ребенка.

Укрепить здоровье.

Достаточно частое посещение детского сада, происходит с постоянными заболеваниями маленького ребенка. Это связано с тем, что его могут окружать не совсем здоровые детки, приходящие в сад с насморком или кашлем, или посещающие сад, сразу после болезни. А ведь постоянные заболевания вредят и малышу, и родителям. Потому лучший способ бороться с этим, укреплять ребенку иммунитет. Но как это сделать? 
Во-первых, нужно изменить обстановку дома, особенно если перед этим ваш ребенок рос, как оранжерейный цветок. Это, конечно же, не говорит о том, что в доме должна быть пыль и сквозняки, но стерильная обстановка будет ни к чему. 
Во-вторых, возьмите за правило, ежедневно, после сада или прогулки обрабатывать ребенку носоглотку при помощи слабого соляного раствора. Его можно приготовить как в домашних условиях, так и приобрести специальные препараты в аптеке. Если ваш ребенок часто болеет, то в период гриппа, можно смазывать нос при помощи оксолиновой мази, которая защищает от бактерий. 
В-третьих, измените питание своего малыша. Не смотря на то, что большую часть своей жизни ребенок проводить в садике, именно дома он может в полноценном объеме получать сбалансированное, а главное витаминизированное питание. Обязательно введите в рацион ребенка фрукты и ягоды в любом виде, так как именно в них наибольшее количество полезных и нужных для иммунитета витаминов, а также микроэлементов. А также давайте ребенку пить обыкновенную воду, ведь именно с ней могут ходить бактерии и микробы. 
В-четвертых, если ребенок часто болеет, стоит посетить педиатра, который сможет прописать необходимые иммунопрепараты, а также физиопроцедуры. Иммунопрепаратов сейчас достаточно большое количество, именно поэтому посоветовать нечто единое достаточно трудно, а вот врач сможет сделать правильную рекомендацию. Что касается процедур, то иногда они являются самым действенным решением, потому если врач не предлагает их самостоятельно, возможно, стоит задать ему вопрос о возможности их посещения.
В-пятых, это, конечно же, прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Не важно, на улице дождь или снег, жара или мороз, стоит совершить хотя бы небольшую прогулку. Свежий воздух всегда хорошо влияет на здоровье ребенка, поднимая его иммунитет.
В-шестых, как бы не казалось следующее высказывание многих психологов категоричным, доля правды в нем есть. «Дабы ребенок никогда не болел, родители должны заботиться не только о его физическом здоровье, но и о моральном воспитании». Действительно, если ребенок не счастлив, ему не уделяют внимание и не помогают решать его, хоть и маленькие проблемы, он начнет грустить, а это приводит к нарушению нервной системы, а в итоге ведет к заболеванию. Следите за тем, чтобы ваш ребенок, как можно больше смеялся и тогда он будет не только здоровым, но и счастливым! 

Питание ребенка должно быть полноценным. Содержать достаточное количество белков, жиров, микроэлементов и витаминов: все эти вещества участвуют в образовании антител, а значит укрепляют иммунитет. Поэтому в питании ребенка обязательно должны быть мясо, морская рыба, молоко (кефир), яйца, творог; свежие овощи и фрукты; растительное и сливочное масло.

Чаще всего дети идут в садик в августе-сентябре. А лето самое лучшее время для закаливания: полезно много гулять, делать воздушные ванны,  ходить босиком, купать ребенка в открытых водоемах.

Ребенок, который впервые идет в детский сад, должен быть здоров, а если у него есть хронические заболевания — они должны быть в состоянии ремиссии.

Лучше, если ребенок пойдет в садик не в сентябре, а в мае, июне или хотя бы в начале августа. Тогда начало посещения садика не совпадет с ухудшением погоды и началом волны ОРЗ. Тогда ребенку будет легче адаптироваться к садику и не заболеть.

Обязательно организовать ребенку постепенное привыкание к садику. Многие родители торопят события, стараются скорее оставить ребенка в садике на весь день — это увеличивает риск срыва адаптации и развития заболеваний.

ЧАСТЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ.

1.Неврологические и психологические проблемы.

   Если заранее известно, что ребенок страдает повышенной нервной возбудимостью, скорее всего невролог заранее назначит легкие седативные лекарства: пантогам, глицин, тенотен, микстура с цитралью (эти препараты можно давать 2 раза в день, так что посещать садик они не помешают) — на весь первый месяц в садике, чтобы ребенку было легче адаптироваться.

   Если до садика ребенок был спокойным, и внезапно становится беспокойным в период адаптации к детскому саду: не спит в садике, капризничает, плохо засыпает ночью — на это обязательно стоит обратить внимание. Если, в первые недели посещения садика, обнаруживаются такие симптомы, нужно обратиться к терапевту, который, в свою очередь, посоветует успокаивающее средство.

Ребенок может внезапно начать грызть ногти, сосать палец, могут появиться какие-то навязчивые движения — все это неврологические проблемы, показывающие, что период адаптации протекает у ребенка тяжело — следовательно, нужно обратиться за помощью к неврологу или психоневрологу.

Но кроме лечения ребенка во всех проблемах родителям придется разобраться.  Нужно найти в чем причина и попытаться решить проблему.

  • Ребенка в садике обижают другие дети: обратить на это внимание воспитателя — поговорить с детьми и их родителями,
  • Ребенок боится воспитателя — поговорить с воспитателем, познакомить ребенка с ним поближе,
  • Ребенок боится что мама вечером не придет и оставит его в садике навсегда. Забирать ребенка пораньше, пока за другими детьми еще не пришли — пусть видит, что Вы к нему торопитесь и т.д.

2.Гастроэнтерологические проблемы.

Если ребенок страдает заболеваниями ЖКТ, (чаще всего это дискинезия желчевыводящих путей или реактивный панкреатит), изменение питания + нагрузка на нервную систему во время адаптации тоже могут спровоцировать обострение заболевания.

В этом случае нужно показать ребенка гастроэнтерологу за 1 месяц до посещения садика, и провести курс профилактического лечения заранее, потому что все желчегонные и ферментные препараты дают ребенку перед или во время еды, три раза в день. В садике это будет проблематично.

Родителям также рекомендуется первый месяц ежедневно внимательно изучать меню по утрам и предупреждать воспитателей, какие продукты сегодня не нужно давать ребенку.  Постепенно ребенок адаптируется к новой пище.    

3.Пищевая аллергия.

Рекомендуется пролечить ребенка заранее, добиться стойкой ремиссии. Первые 2 недели в детском саду подавать ребенку антигистаминные препараты. Таким родителям придется внимательно читать меню каждый день, весь период посещения ребенком садика или, если продуктов — аллергенов мало, сразу договориться с воспитателями, чтобы ребенку их не давали.

Срыв пищеварения и аллергия  могут  возникнуть у ребенка впервые в период адаптации:

  • происходит смена привычного питания на стандартное  — одинаковое для всех.
  • родители, пытаясь утешить ребенка или порадовать его начинают покупать ему сладости, которых до этого ребенок не пробовал или раньше только пробовал иногда, а теперь  стал есть ежедневно.

Вывод: Лучше заранее  ознакомиться с меню в детском саду и попробовать дома новые для ребенка продукты и блюда, которые он теперь будет кушать в садике. И не покупать ребенку новых для него лакомств хотя бы первый месяц.

4.Непредвиденные проблемы.

Проблемы с мочеиспусканием и дефекацией.

Ребенок может снова начать все делать в штанишки, даже если раньше делал это на горшок.

У детей старше 3х лет в садике может возникнуть запор, даже если раньше стул был регулярным. Ребенок начинает произвольно задерживать стул.

Кстати, мокрые и грязные штаны тоже могут быть результатом неудавшейся произвольной задержки мочеиспускания и дефекации.

Придется разобраться родителям:

  • Может оказаться, что Ваш ребенок привык к горшку, а в группе унитаз или  «дырочка в полу», он не знает как этим пользоваться — надо показать и научить.
  • Может помочь «любимый горшок», придется уговорить воспитателей разрешить принести его из дома на время. Ребенок адаптируется к садику, а потом привыкнет к стандартному горшку или унитазу.
  • Можно попробовать выработать у ребенка режим утренней дефекации. Особенно, если известно, что накануне стула не было. Рекомендуется вечером перед сном дать ему 200г. кефира, а утром натощак предложить 200 мл воды комнатной температуры (можно добавить туда лимонный сок) — прохладная вода стимулирует перистальтику. В течение 30 минут после этого нужно ожидать стул, т.е. посадить ребенка на горшок.

Кормить ребенка утром дома не рекомендуется, если Вы хотите, чтобы он кушал в садике.

Нужно обязательно следить, чтобы у ребенка был регулярный стул, иначе токсины из кишечника, вместо того чтобы выводиться наружу, будут всасываться в кровь, что ослабит организм.

Отказ от еды в детском саду.

Чаще всего связан с тем, что ребенок не умеет сам есть ложкой, привык чтобы его кормили, да еще развлекали, например показывали мультики. Надо дома пересмотреть  отношение к процессу еды. Теперь это будет легче — ребенок будет возвращаться из садика голодным.

    Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в детский сад ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

    Период адаптации к детскому саду проходят не только дети, но и родители.  Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского центра под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.

     По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в детский сад, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений.

     Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в детском саду могут возобновиться после болезни, праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности со специалистом устраивать перерыв в середине недели.

    Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку. 
    Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада""

1. Правила адаптации.2. Первый в жизни коллектив.3.Ох уж этот режим.4.Рекомендации родителям  Консультация для родителейПервый в жизни коллектив.Правила адаптации...

Консультация-"Адаптация детей к условиям детского сада"

  Период привыкания к детскому саду – не самый легкий в жизни малыша и его мамы. Вы наверняка будете волноваться о том, как там ваш ребенок, а он первое ...

Консультация для родителей первой младшей группы «Адаптация детей к условиям детского сада»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях...

Консультация для родителей первой младшей группы «Адаптация детей к условиям детского сада»

   При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, кото...

Консультация для родителей детей 2-3 лет в группе кратковременного пребывания «Адаптация детей к условия детского сада»

Адаптация к детскому учреждению - это время, необходимое для приспособления всех функций организма ребенка (физиологических и психологических) к пребыванию в новой обстановке, изначально чуждой ребенк...