Родительское собрание на тему "Роль совместного отдыха детей и родителей"
материал (подготовительная группа) на тему

Князева Марина Андреевна

Способствовать формированию осознания необходимости совместного отдыха родителей и их детей; продумать формы совместного отдыха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie_rol_sovmest._otdyha.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания.

Тема: Роль совместного отдыха детей и родителей.

Форма проведения: круглый стол.

Цель: выявить необходимость совместного отдыха родителей и их детей.

Задачи: проанализировать возможные формы отдыха родителей и их детей; способствовать формированию осознания необходимости совместного отдыха родителей и их детей; продумать формы совместного отдыха.

План проведения.

  1. Вступительное слово.
  2. Информация педагога.
  3. Этап проведения теста «Я и мой ребенок».
  4. Анализ результатов теста «Рисунок семьи».
  5. Рисование родителями своего ребенка.
  6. Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей.»
  7. Обсуждение темы «Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?»
  8. Подведение итогов собрания . Принятие решения.

Ход мероприятия.

Подготовительный этап.

  1. Проведение исследования воспитанников группы с помощью опроса «Моя семья» (приложение 1).
  2. Подготовка теоретического материала. Информация, подготовленная воспитателем, должна содержать достоверные данные, подтверждающие возможность и необходимость совместного отдыха родителей и их детей, а также способствовать формированию у родителей ответственности за организацию отдыха их детей.
  3. Подготовка наглядного оформления родительского собрания (детские рисунки на темы «Я отдыхаю», «Мы отдыхаем»).

Организационный этап.

  1. Родители воспитанников рассаживаются, столы расставлены по кругу.
  2. На столах разложены чистые листы бумаги, цветные карандаши, ручки, жетоны.

Вступительная часть.

Воспитатель, ведущий собрание, сообщает родителям тему, цель родительского собрания и задачи, которые призвано оно решить.

Воспитатель: Традиционное приветствие мы проведем с использованием фразы: «Здравствуйте, мне приятно вам сказать….».

Информация педагога.

В течении первых трех лет жизни человека приобретает больше, чем за всю последующую жизнь. Огромные изменения происходят и в течении всего дошкольного возраста, но к 6-7 годам он становится совершенно другим человеком. Шестилетний ребенок может вынести двухлетнего малыша из загоревшегося помещения. Отказаться от незаслуженной награды. Пожертвовать развлечением, чтобы помочь матери. За эти годы дошкольного детства в психике детей возникает целый ряд таких черт и особенностей, которые раньше полностью отсутствовали. Эти изменения внешне менее радикальны и выразительны, чем появление ходьбы и речи, но имеют не меньшее значение.

Уже с первых дней своей жизни ребенок начинает активно осваивать окружающий мир с его законами и правилами. Ему необходимо добыть, переработать и запомнить огромное количество познавательной информации, освоить правила взаимодействия людей друг с другом и др.

Зачастую происходит обременение детской памяти всевозможными правилами, которые часто ребенок не запоминает, а поэтому тут же забывает или пытается их очень неудачно соблюдать.

Если родители хотят, чтобы дети выполнили хорошо какое-либо действие, выполненное до этого неверно, нужно ласковыми словами и уговорами постараться заставить переделать это несколько раз. Таким образом можно искоренять в детях недостатки и прививать привычки.

Исследования показывают, что на развитие ребенка влияют: наследственность; родители; окружающая среда; образовательное учреждение.

Образовательное учреждение имеет небольшую долю в развитии ребенка, гораздо большее влияние оказывает семья.

Поэтому основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. Кому если не родителям известны все тонкости характера ребенка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребенку природа, а также и предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность. Надо стремиться создать все условия для ребенка, чтобы он смог хорошо сделать то, что он может и то, что он хочет. Это можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка создается взрослыми. А лучше создать ее во время отдыха.

- Возможен ли совместный отдых родителей и детей?

- Нужен ли такой отдых?

- В чем необходимость такого отдыха?

Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы. Каждый из родителей организует совместный отдых со своими детьми по-своему.

Тест «Я и мой ребенок» (приложение 2)

Воспитатель: Сделайте соответствующие выводы о характере взаимоотношений между вами и вашими детьми.

Роль родителей в воспитании ребенка невозможно переоценить. Вы – главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания.

Современный ритм жизни не позволяет вам много времени свободно общаться с вашим ребенком. Каждая свободная минута заполнена разговорами, заботами, хлопотами. И все-таки необходимо находить время для дотупных форм проведения совместного отдыха с детьми.

Анализ результатов теста «Рисунок семьи».

Попробуем узнать, как ребенок относится к вам. Представляется интерпретация теста «Рисунок семьи» (приложение 3).

В ходе ознакомления с результатами теста может быть выявлено:

- дружна ли семья;

- все ли члены семьи являются обязательными для ребенка;

- к кому из членов семьи ребенок испытывает негативное отношение;

- какое место отводит ребенок каждому члену семьи и себе;

- кто из членов семьи наиболее близок ребенку, а кто находится от него в отдалении;

- заняты ли члены семьи общим делом на рисунке ребенка.

Интерпретацию теста в общих чертах может выполнить психолог. Рисуночные тесты выдаются родителям и краткие характеристики элементов детского рисунка.

Рисование родителями рисунка своего ребенка.

Рисунки родителей дополняют выставку, подготовленную к родительскому собранию воспитанниками группы.

Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей».

Можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей и детей:

- Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры; разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.

- Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе придумывают и создают какой-либо творческий проект – оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к праздникам, выполнение художественных работ.

- Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.

- Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.

- Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка. В игре можно увидеть, как ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справится с постигшей неудачей, как справляется с проигрышем в игре.

Совместная деятельность родителей и их детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-театрализаций, которые позволяют увидеть возможности ребенка для развития творчества, найти творческие решения поставленной игровой задачи. Родителям при организации игр- театрализаций лучше брать хорошо известные детям сказки. Перед игрой желательно сказку еще раз перечитать, распределить роли между всеми членами семьи, продумать костюмы, отвести время на подготовку, пригласить зрителей.

Обсуждение темы «Какие формы совместного

отдыха выбирает ваша семья».

На столе перед собравшимися 6 коробочек с надписями:

- интеллектуальная деятельность;

- творческая деятельность;

- трудовая деятельность;

- спортивная деятельность;

- игровая деятельность;

- другие виды совместного отдыха.

Родителям предлагается опустить жетоны в коробочку с обозначениями. Затем подсчитать жетоны и выявить наиболее популярный вид совместного семейного отдыха и наименее популярный. Принимается решение о проведении в группе совместного мероприятия в форме, которая по мнению родителей, является самой популярной и провести в группе мероприятие в форме наименее популярной по мнению родителей.

Подведение итогов родительского собрания.

Заканчивается наше собрание. Вы получили информацию  не только о своих детях, но и о себе, рассмотрели систему отношений «родители – дети». Ответьте пожалуйста, о какой системе отношений в нашем дошкольном учреждении вы хотели бы получить информацию на следующем родительском собрании:

- воспитатель – ребенок;

- воспитатель – воспитатель;

- воспитатель – администрация;

- родители – дети;

- воспитатели – родители;

- ребенок – ребенок;

Примерный вариант решения родительского собрания.

1. В результате опроса родителей группы выявлено, что наиболее популярной формой совместного отдыха родителей и детей является………

2. В группе нужно провести мероприятие с использованием указанных форм организации совместного отдыха родителей и детей:

- популярной формы - ………

- непопулярной формы - …….

3. Следующее родительское собрание целесообразно провести по теме, раскрывающей  систему отношений -……………

Приложение 1. Опрос «Моя семья».

Продолжи предложение:

1. Наша семья состоит из….(человек).

2. Она (какая)… (дружная, веселая, хорошая и т.п.)

3. Обычно вечером я…..(сижу один, читаю, смотрю телевизор и т.п..)

4. В выходные дни моя семья….(отдыхает за городом, ссорится, занимаются каждый своим делом….)

5. Моя мама….(уходит по своим делам, готовит, стирает, играет с детьми и т. п.)

6. Мой папа….(помогает маме, мастерит, лежит на диване и т.п.)

7. Я хочу, чтобы….(все вместе чаще отдыхали, и т.п.)

Приложение 2. Тест для родителей «Я и мой ребенок».

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить свои дела и заняться своим ребенком?

А) могу и всегда так поступаю;

Б) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на возраст?

А) могу и всегда так поступаю;

Б) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А) могу и всегда так поступаю;

Б) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А) Могу и всегда так поступаю;

Б) Могу, но не всегда так поступаю;

В) Не могу.

5. Сохранять самообладание, даже, если поступок ребенка вывел из себя?

А) Могу и всегда так поступаю;

Б) Могу, но не всегда так поступаю;

В) Не могу.

6. Поставить себя на место ребенка?

А) Могу и всегда так поступаю;

Б) Могу, но не всегда так поступаю;

В) Не могу.

7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

А) Могу и всегда так поступаю;

Б) Могу, но не всегда так поступаю;

В) Не могу.

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А) Могу и всегда так поступаю;

Б) Могу, но не всегда так поступаю;

В) Не могу.

9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А) Могу и всегда так поступаю;

Б) Могу, но не всегда так поступаю;

В) Не могу.

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А) Могу и всегда так поступаю;

Б) Могу, но не всегда так поступаю;

В) Не могу.

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как хочет?

А) Могу и всегда так поступаю;

Б) Могу, но не всегда так поступаю;

В) Не могу.

12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?

А) Могу и всегда так поступаю;

Б) Могу, но не всегда так поступаю;

В) Не могу.

Ключ к тесту:

Ответ «А» - 3 очка;

Ответ «Б» - 2 очка;

Ответ «В» - 1 очко.

Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

13 – 27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а, возможно того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Приложение 3. Тест «Рисунок семьи».

«Рисунок семьи» - методика, которая направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье.

Интерпретация.

1. Отсутствие или присутствие на рисунке автора или члена семьи.

Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны или те , с которыми существуют конфликтные отношения. На вопрос об их отсутствии ребенок может ответить «не хватило места», «боюсь, что плохо получится».

Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место».

Автор может пропустить себя в знак протеста, считая, что его забыли. В этом случае можно говорить о соперничестве.

2. Присутствие на рисунке только автора или члена семьи.

Иногда на просьбу нарисовать свою семью ребенок рисует только какого-нибудь члена семьи. Так автор подчеркивает его важность в своей жизни. Если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это самый важный и самый любимый для автора человек, который понимает его и занимается с ним.

Если ребенок рисует только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера, то это может свидетельствовать об о наличии эгоцентричности. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».

 Одиночная фигура автора может быть маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Так бывает с появлением семье младшего ребенка, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.

3. Размер фигуры автора или членов семьи.

Если автором нарисованы все члены семьи, то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть правильно распределены по росту, но могут быть и искажения. Если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это можно интерпретировать как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом, сестрой. Большой рост автора с тщательно прорисованными деталями подчеркивает его значимое положение в семье.

Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то ребенок, скорее всего, страдает от своей незначительности для родителей.

Маленькая фигура автора рядом с большой, хорошо прорисованной фигурой члена семьи может свидетельствовать о привилегированном положении этого члена семьи по сравнению с автором. Член семьи может быть нарисован выше всех или только выше автора, тогда неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.

4. Расположение фигур на листе.

На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии. Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Таким образом дети показывают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура.

Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех. Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого.

В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым. Чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором – мать, на третьем – себя.

Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью, или выполняющих свои дела рядом друг с другом, или стоящих плотно друг к другу, держащихся за руки или протягивающие руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию.

При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой, члены семьи менее ориентированы на совместные действия.

Если члены семьи расположены близко друг к другу, значит автор благожелательно воспринимает своего брата, сестру, а если держаться за руки, значит между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они далеко стоят друг от друга, разделены другими персонажами или предметами, то между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительное положение кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительского собрания в старшей группе Тема. Роль совместного отдыха детей и родителей

Познакомить родителей с разнообразными формами проведения совместного семейного отдыха, с учетом их интересов, возможностей....

Родительское собрание в средней группе №2 « Теремок» на тему «Роль совместного отдыха детей и родителей»

Родительское собрание в средней группе№2 "Теремок"  на тему " Роль совместного отдыха детей и родителей"...

Презентация родительского собрания в средней группе №2 « Теремок» на тему «Роль совместного отдыха детей и родителей»

Презентация родительского собрания в средней группе№2 "Теремок"  на тему " Роль совместного отдыха детей и родителей"...

Родительское собрание "Роль совместного отдыха детей и родителей"

Цель: выявить необходимость совместного отдыха родителей и их детей. Задачи:- проанализировать возможные формы отдыха родителей и их детей;- способствовать формированию осознания необходимо...

Родительское собрание "Роль совместного отдыха детей и родителей"

Форма проведения: круглый стол  Цели: Выявить необходимость совместного отдыха родителей и детей;Показать роль совместного отдыха детей и родителей в укреплении здоровья и расширении кр...