Родительское собрание "Воспитываем любовью"
методическая разработка на тему

Кабурова Любовь Ивановна

Все жизненные тропы начинаются в семье. Семья - это особый мир, где ребёнок учится жить, любить. Как помочь молодым родителям показать ребёнку свою любовь - об этом сценарий родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit.sobr_._vospitanie_lyubovyu.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.И. Кабурова,

педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9»,

г. Братск, Иркутская область

             Главная тенденция современного психолога - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач, не давать советов, не решать все за них.

            Есть поговорка:  « Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» - так и с обучением. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто, требует от него критической переоценки собственного опыта, предполагает  собственную активность обучающегося при консультативной роли обучающего, поэтому  эффективными считаю  групповые формы работы с родителями. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь от взрослых и детей, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения.  

            Представленная  работа является опытом группового  взаимодействия, который  создает условия для самостоятельной, активной, осознанной перестройки отношений самими родителями.

«Воспитываем  любовью» -

родительское собрание  с интерактивными формами взаимодействия

             Цели:  Способствовать гармонизации детско – родительских  взаимоотношений через осознание родителями необходимости позитивных  эмоциональных воздействий на развитие личности ребёнка.

             Задачи:

 1. Выявить особенности отношения родителей к своему ребёнку.

 2.Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить   внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления    любви к нему.

  3.Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.

 4.Повысить родительскую компетентность в вопросах  эмоционального развития  ребёнка.

Форма проведения: Психологическая гостиная с элементами тренинга.

Материалы и оборудование: панно «Цветок ожиданий», шифоновые разноцветные шарфы, рисунки детей «Моя семья», карточки с практическими заданиями, мяч, таблица рефлексии, памятки для родителей «Шпаргалочки для мамочки», мультимедийная установка, экран, магнитофон.

Ход:

            Уважаемые родители, я рада Вас снова видеть и нашу встречу предлагаю начать с традиционного приветствия.

1. Приветствие «Здравствуй, добрый человек!»

 Все в кругу. Ведущий прикасается ладонями к ладоням стоящего справа, улыбается и произносит: «Здравствуй, добрый человек!». Так по кругу. Ведущий заключает словами: «Здравствуйте, добрые люди! Речь сегодня пойдет о воспитании наших детей. Тема нашей психологической гостиной «Воспитание любовью». Мы с Вами сегодня здесь собрались, потому что у каждого из нас есть ребёнок. А что для Вас ребёнок?»

2. Разминка «Ребёнок – это…» (по кругу мяч, родитель говорит свои ассоциации к слову «ребёнок»)

Вывод: Ребёнок – это и счастье, и удача, и трудности. Много всего.  Давайте свои ожидания от встречи оформим в виде панно.

3. Панно «Цветок ожиданий» (на панно цветок без лепестков) Предлагаю: если в воспитании ребёнка все ладно, да складно, приклеить красный лепесток. Если возникают вопросы по поводу воспитания, трудные ситуации или Вас просто заинтересовала эта тема – синий. Вот такой разноцветный цветок получился! Особенно много синих лепестков, значит возникает много вопросов по поводу воспитания ребёнка.

Присаживайтесь удобно, предлагаю проговорить по 1 ситуации, которые вызывают вопросы.

( по кругу)

Вывод: У всех вопросов есть одно общее - трудности понимания  своего ребёнка, применение мер своего воздействия на него.

4. Результаты обследования родительского отношения к детям.

На предыдущей встрече мы провели диагностическое исследование вашего родительского отношения к ребёнку. (Приложение1. Тест ОРО. Авторы: Варга, Столин)

Давайте посмотрим результаты (на экране в обобщённом виде)

На экране – наши результаты в обобщённом виде в процентном соотношении. С каждым родителем будет проведено индивидуальное консультирование по предпочитаемому Вами типу отношения к ребёнку.

5. Беседа о родительской любви.

Психологами   выделяется 5 типов отношения к рёбёнку:

  1. «социальная желательность», т. е. как «социум желает, как принято в обществе, как правильно» - родители принимают ребёнка, знают его особенности, верят в его хорошее будущее, в меру заботятся и в меру дают свободу;
  2. «неприятие»- противоположное отношение: могут не показывать, но не любят ребёнка, отторгают его, холодны;
  3. « симбиоз» - слияние с ребёнком, не различают своих и интересов ребёнка, любят до безумия, все за него готовы делать, гиперопека, слуги;
  4. « маленький неудачник» - не верят в успешность ребёнка, считают неумёхой, несамостоятельным, чересчур жалеют;
  5. «авторитаризм» - все по правилам, жесткость, правильность, ни шагу в сторону, гиперопека, нет теплоты.

Вывод: в основе всех типов отношения к ребёнку лежит всего 3 краеугольных камня: любовь, контроль (опека), включение в дела семьи (самостоятельность). Все 3 составляющих должны быть  равновелики.

        Наверное, Вы не будете спорить со мной, если я скажу: каждая мама любит своего ребёнка, каждая желает ему добра. Но почему от любви вырастают разные «побеги» - разные взрослые? Как Вы считаете? (Ответы)

Великий Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Все мы родом из детства»

6. Ситуации для анализа.

Предлагаю проанализировать 2 воспоминания известных писателей: попробуйте, пожалуйста,  сформулировать то чувство, которое сформировалось у ребёнка.

  1. «Помню: было мне 4-5 лет. Видимо я не хотел убирать игрушки. Тогда отец схватил моего

 любимого медвежонка и размахнулся в сторону открытой печи, в которой горел огонь. Судорожно схватившись за ноги папы, я умолял не бросать в огонь игрушку. Я не помню, сгорел ли медведь… Я помню ощущение силы, которая давила на меня. И я прекрасно понимаю, почему я никогда не могу спорить, даже если ощущаю свою правоту»

Вывод: Сформировалась конформность -  приспособление к чужому мнению

  1. «Припоминаю: летний день, мы с мамой идем босые по дороге. Я держу её за руку.

Птицы поют, солнце припекает, пыль, почти горячая, греет ноги. Мы кого-то встретили, мама стала с ним беседовать, а я отвлёкся на какую-то букашку на травинке и отпустил мамину руку. «Пойдем дальше»,- сказала мама. Я взял её за руку и вдруг услышал смех. Подняв голову, я увидел, что держу за руку чужую женщину. Мгновенный ужас объял меня, растерянность. Но я быстро прибежал к маме и крепко схватил её за руку.  Мы пошли дальше, я крепко держался за маму, и был спокоен и уверен, что все в жизни прекрасно.» (Вывод: Чувство уверенности в поддержке, близости с родным человеком)

7. Релакс-упражнение «Погружение в детство»  - включаю видеозарисовку из 2 частей «Погружение в детство» (1 часть – релакс, 2 часть – танец-импровизация), раздаю цветные шарфы для танца.

Цель: помочь родителям погрузиться в состояние ребёнка, понять его чувства, эмоции.

      В гештальтпсихологии бытует представление о личности, как о луковице, в глубине которой спрятана сущность человека.

      Личность ребенка свободна от шелухи. Слои нарастают по мере приобретения жизненного опыта, как защитная оболочка, которая оберегает ранимую душу. Чем больше душевных ран, тем толще слои.

      Вырастая, мы все реже заглядываем внутрь себя. Мы требуем искренности от детей, хотя уже не пытаемся разобраться со своими переживаниями.

 Предлагаю посмотреть видеозарисовку, на 1 часть максимально расслабиться, а на 2 часть   выразить танцем - импровизацией ассоциации от увиденного - «сбросить слои шелухи». На вторую часть мамы импровизируют танец детства.

8. Работа в 2 компаниях «Я – ребёнок». Предлагаю превратиться в детей. Объединившись в 2 компании (по цвету платков), обсуждают в роли детей: как бы хотели, чтобы мамы выражали им свою любовь.

 Обсуждение: от имени детей: что значит мама любит?? (Добавляют по 1 пункту). Сравнить свои ответы с настоящим ответами детей на экране (диаграмма – 54% -любит, 26%- не знаю, как она это делает, 10% - не любит (часто ругает, не покупает, что хочу…)

9.«Моделирование ситуаций» в парах: По желанию объединяются в пары и моделируют ситуации -  сценки (задания выдаются – Приложение 2)

Цель: Помочь родителям осознать, что чувствует ребёнок в ситуациях приказа, угрозы, критики…

А как вы думаете, что чувствует ребенок, когда мы  посылаем ему такое высказывание? (Обсуждение сценок)

Вывод: Если обобщить высказывания, то можно заметить, что в большинстве случаев:

1) Понять эмоции ребенка мешают свои эмоции;

2) Часто мы ведем себя по стереотипам, заложенными нашими родителями

3)Также мешает отягощенность сопутствующими обстоятельствами: усталость, неприятности на работе, конфликты дома и т.д.

10.Практикум «Тактильный контакт». Из далёкой старины пришёл обычай: петь ребёнку колыбельные песни, качая на руках – почему?

Вывод: тактильный контакт понятнее для ребёнка всех слов.

Упражнения на тактильный контакт: «Паучишка», «Зайка…», «Гномик Гриша»,  «Люлечка», (Приложение 3)

Цель: Расширение способов тактильного контакта с детьми.

Вывод: Любовь должна быть действенная, не какая-то отвлечённая, а вполне ощутимая. Воспитывать любовью – это значит использовать  контакт глаз,  различную интонацию, тактильный контакт, говорить добрые фразы, или  применять контроль, когда нарушено правило безопасности, общения. Ребёнок должен «видеть, слышать, ощущать и чувствовать любовь мамы»

11. Рефлексия «Цветок»

       На память о нашей сегодняшней встрече дарю вам памятки с тактильными упражнениями «Шпаргалочки для мамочки». В них Вы найдёте те упражнения, которые помогут выразить любовь к ребёнку  тактильным способом.  На следующей встрече мы продолжим говорить о воспитании ребёнка, и я предлагаю Вам небольшое, но творческое задание: нарисуйте вашего ребёнка в виде какого-то растения, любого, с которым Вы его ассоциируете. А сегодня, пожалуйста, подойдите к нашему цветку и поменяйте синий лепесток на красный, если считаете, что наша встреча принесла Вам практическую пользу для воспитания вашего ребёнка и Вы получили ответы на свои вопросы.

 Какой красивый вырос у нас цветок! Спасибо Вам за удовольствие общаться с Вами!

Желаю Вам настоящей материнской любви!

     

                                                                                                         Приложение 1

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ МЕРЫ ЗАБОТЫ РОДИТЕЛЯ О РЕБЕНКЕ.

Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться так же вредна, как и ее недостаток. Этот тест поможет вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.

Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы поставьте балл, соответствующий вашему суждению по данному вопросу. Пользуйтесь следующей шкалой:

1 – категорически не согласен,

2 – я не спешил бы с этим согласиться,

3 – это, пожалуй, верно,

4 – совершенно верно, я считаю именно так.

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

3. маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание – это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это скорее всего означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребенка к рутиной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.

13. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться ребенку.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контактов с окружающими.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников ребенок выбирает себе в друзья.

Подведем итоги:

Если вы набрали свыше 40 баллов, то вашу семью, скорее всего, можно назвать детоцентристской, то есть интересы ребенка – главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения, однако у вас она несколько заострена. Это выражается в том, что психологи называют чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все решают за ребенка, стремятся всячески оградить от подлинных и мнимых опасностей, заставляют следовать всем своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам. Ведь верно замечено: «Воспитывать детей – значит, учить их обходиться без нас».

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным или избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если вы набрали менее 25 баллов, то вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских отношениях часто отвлекают ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большего участия и  заботы!

                                                                                                          Приложение 2.

                          «Моделирование ситуаций».

1. Перестань вертеться! Сколько можно сидеть скрючившись? Быстро выпрями спину!

Что несет это сообщение? (приказ)

Какие чувства это сообщение вызывает у ребенка? (обиду, неприятие, враждебные чувства)

2. Ты что там прячешь? Учти, я вижу тебя насквозь!

Угроза, интерпретация.

Страх, негодование, желание проверить последствие. Интерпретация верная – растерянность, смущение, стыд, ложная - обида.

3. Ты чего плачешь? Нашла повод расстраиваться, было бы из-за чего…

Утешение

Игнорирование чувств ребенка

4. Руки у тебя дырявые – вечно все из них вываливается…

Критика, высмеивание;

Разрушают представления ребенка о самом себе, снижают самооценку, или заставляет дать отпор (Я еще покажу всем)

5.Ребёнок: Мама, ты меня любишь?

Мама: говорит, что любит с безразличной интонацией: «Да люблю я тебя, люблю, только отстань

Ребёнок не знает, на что ориентироваться, любят ли его. Чувство неуверенности

6. Ребёнок: Мама, ты меня любишь?

Мама с ребёнком. Ребёнок жмется к маме, а она отталкивает с раздражением : «Платье помнёшь!»

Ущербность, он для мамы ничто.

7. Ребёнок: Мама, ты меня любишь?

Мама: (говорит с ребёнком, позиция сверху, свысока): «Конечно же, я тебя люблю!»

Позиция    мамы

Чувство ребёнка

Приказ

Обида,  враждебность

Угроза

Страх, желание проверить последствия

Утешение

Игнорирование чувств ребёнка

Критика, высмеивание

Низкая самооценка

Безразличие

Неуверенность, обида

Раздражение

Ущербность, обида

«Сверху»

Растерянность

                                                                                                       Приложение 3

«Шпаргалочки  для мамочки»

                                     

                       Гномик Гриша

    Жил на свете гномик Гриша          (повороты головой)

   Протекла у гнома крыша                (руки над головой домиком)

   По стене бежит вода                         (ладонями сверху вниз)

   Что же делать? Вот беда…              (руки ребёнка в стороны)

   Мы возьмем скорее гвоздик             ( по спинке пальцами)

  И для досок острый лобзик               (постучать рёбрами    

                                                                  ладоней)

  Будем брёвнышки пилить                 (пилим по спинке)

  Будем крышу мы чинить                   (руки домиком над

                                                                   головой)

  1, 2, тук-тук-тук                                  (пилим,  стучим)

  Тук-тук-тук, 1, 2                                 (стучим, пилим)

  Починили Грише крышу                   ( руки домиком над

                                                                    головой)

 Просто красота!                                  ( руки развели вверх)

                               Зайка

Пляшет зайка по лужайке          (мягкой игрушкой прыгать по спинке)

Прыг-скок,прыг-скок

Притаился за кустами серый волк, (мягко проводим игрушкой по спине)

Серый волк

Зайка прыгнул на пригорок        (легко на голову игрушку)

И увидел злого волка

Зайка сразу наутёк,                      (прыгать по спинке игрушкой)

Волк зубами только  -щёлк!        (щёлкнуть зубами)      

                       Звонок

Стенка, стенка, потолок.

2 окошка, дверь,

Дзынь! Звонок!

     

                                         Паучишка

    Пау-паучишка

    Паутинку сшил          (круговые движения по спинке,

                                                               или по  животику)

    Вдруг закапал дождик            (пальцами постучать)

   Паутинку смыл                        (вниз ладонями по спине)

    Солнце снова входит        (ладонями растираем снизу

                                                                                    вверх)

   Стало припекать

   Пау-паучишка трудится опять! (круговые движения

                                                                             по спинке)

                             Шла машина

    Шла машина дождевая             (едем по спинке кулаками)

    Словно туча шла живая            (рисуем на спине тучу)

    Два фонтана впереди                (пальцами полукруги)

    Берегись! Не подходи!              (убегаем пальцами)

           

                             Литература:

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М,:МАСС МЕДМА, 1995.

2. Кэмпбелл Я. Как на самом деле любить детей. – М,:Знание, 1990.

3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.:Речь, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Родительская любовь и воспитание"

Данное собрание используется в подготовительной к школе группе...

Конспект родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"

«Любя своих детей, учите их любить вас, не  научите – будете  плакать на старости лет. Вот, по-моему, одна из самых мудрых  истин  материнства и отцовства»    ...

Сценарий детско - родительской встречи "Любовь к спорту"

Сценарий детско - родительской встречи "Любовь к спорту"...

Родительское собрание "Любовь к ребенку в пяти шагах ", "Зож и Музыка"

Цели:-сплочение родительского коллектива;-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;-пропаганда здорового образа жизни;Оборудование: интерактивное оборудование, мульти...

Конспект (сценарий) родительского собрания По теме: «Что означает слово любовь? Любовь в воспитании детей»

Природа, как и человек, созданы для любви. без любви не растут цветы, не поют птицы. Любовь согревает наши сердца и наполняет их светом, теплом и нежностью. Семья без любви не имеет смысла. В своей ра...

Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»

Расширить представления родителей о формах проявления любви к своему ребёнку, проанализировать ошибки, допускаемые родителями, в общении с детьми, заострить внимание на положительных моментах воспитан...

Методическая разработка конспекта родительского собрания «Любовь к Родине начинается с семьи»

Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм. Зачат...