Развитие словесно-логического мышления детей через игру
консультация на тему

Литарская Светлана Михайловна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Развитие словесно-логического мышления детей через игру»

Подготовила:

Литарская С.М.

Москва

2014

Развитие словесно-логического мышления через игру

Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамидку, дом из кубиков и т.д.) до сюжетно-ролевых, имеющих правила (например, в магазин, в больницу и т.д.).

Младшие дошкольники играют чаще в одиночку. В предметных, конструкторских играх происходит развитие восприятия, памяти, мышления, двигательных навыков.

К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в них – имитация определенных отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяют игры-соревнования, в которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребёнок строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов.

В игре поэтапно развивается восприятие ребёнка, а именно на основе восприятия формируется и мышление. На первом этапе перцептивные действия начинают функционировать непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если для сравнения ребёнку будут даваться эталоны (шар, пирамида, куб, др. геометрические фигуры). На втором этапе дети знакомяться с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребёнок учиться замещать их образами, в результате чего необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает.

К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логтческое мышление. Оно предпологает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь родителей и воспитателей, т.к. известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Игра может быть широко использована для обучения. В игре происходит формирование познавательного интереса, накапливаются знания, развиваются способности. Для активизации творческого мышления, развития творческих способностей, коррекции психических процессов могут быть использованы развивающие игры.

Принципы использования развивающих игр:

  1. Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
  2. Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности. Следует постоянно поощрять детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно. Ребёнку должно быть знакомо чувство успеха.
  3. Игровые задания должны быть посильными, понятными, нов то же время содержать элемент трудности, ребёнку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
  4. В игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребёнком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
  5. Начинать следует с простых игр, постепенно их усложняя и модифицируя.
  6. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.

Специально подобранные упражнения, игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. В своей работе с использованием лингвистических и дидактических игр, логических задач, стихов-небылиц с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса, воспитатели опираются на сенсорные процессы.

Можно попросить описать любой предмет или игрушку. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? Можно сделать игру более интересной, развивать не только речь, но и воображение, попросив ребёнка рассказать о данном предмете сказку или необычную фантастическую историю. Например, яблоко. Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идёт о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идёт тоже о яблоке или яблоках.

Знакомим ребёнка со свойствами предметов.

Предлагаем спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать ребёнку внешний вид, то есть свойства спрятанного предмета. Если ребёнок правильно сможет назвать игрушку или предмет (а это может быть какой-либо фрукт, сладости, конфеты), то получит её в подарок.

Знакомство со свойствами предметов можно проводить следующим образом: попросите ребёнка назвать как можно больше определений для известных ему общеупотребляемых слов. Допустим, слово «книга». Обязательно надо дать пример: «красочная книга». Затем задаёте вопрос «Какая ещё бывает книга?» Время выполнения задания сначала может быть неограниченным, можно помогать ребёнку. Но затем, предлагая новое слова (карандаш, кресло, диван, автомобиль и т.д.) ограничьте время выполнения задания 3 минутами. Результаты оцениваются по двум показателям: скорость и количество определений и их оригинальность.

Знакомство со свойствами предметов можно проводить в виде игры.

Игра «Кто летает?»

Игра способствует формированию внимания ребёнка и его интеллектуальных способностей, учит ребёнка выделять главные, существенные признаки предметов. Игра проводиться так: ведущий говорит следующее: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например, стрекозу отвечайте: «Летает», - и показывайте крылья. Если я вас спрошу: «Поросёнок летает?», молчите и поднимайте руки.  Итак, отвечайте. Орёл летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолёт летает? Собака летает? Змей летит? Вертолёт летает?»

Одним из видов упражнений для знакомства с признаками предметов могут стать загадки. Для шестилетних детей, возможно, эта форма работы будет немного трудной, но следует её всё-таки попробовать.

  1. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт.
  2. Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло созывает.
  3. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком.

Ответы: 1-кошка; 2-курица; 3-собака.

Следующее задание можно предложить ребёнку для лучшего знакомства со способами применения или использования предметов. Задача: перечислить ка можно больше способов применения предмета. Обязательно приводим пример: «газета используется для чтения. Ты можешь придумать и другие примеры её использования?». Можно рекомендовать и другие предметы для данного задания: книга, тетрадь, консервная банка, ведро, лопата, табурет и т.д. Сначала не следует ограничивать время выполнения задания. Затем, когда ребёнок будет полностью понимать, что от него требуется, ограничьте время 3 минутами. Оценивается беглость или скорость, а также оригинальность предложенных способов использования предметов. Это задание будет развивать речь, мышление и творческие способности ребёнка.

Учим ребёнка искать одинаковые свойства или признаки предметов. 

Можно использовать следующие задания:

  • В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые?
  • Среди нескольких игрушек или предметов ребёнку предложите отыскать 2 одинаковые

Учим ребёнка искать различные свойства предметов.

Среди нескольких игрушек или рисунков, или предметов предложите ребёнку отыскать предмет, отличающийся от других. Попросите ребёнка объяснить, чем отличается предмет.

Игры

Тема: Грибы и ягоды.

Словесная игра «Назови и объясни».

Взяли мы с утра корзинки

И пошли в лесок.

И нашли мы под осинкой

Маленький грибок. Какой? (Подосиновик).

А у Пети с Васей

Руки словно в масле.

Отгадайте, малыши,

Что за гриб они нашли? (Маслёнок)

Самый яркий и красивый

И полезный для зверей.

Не клади его в корзину:

Он опасен для людей! (Мухомор)

Словесная игра «Объяснялки»

Объясни происхождение названий (подосиновик, подберёзовик, маслёнок, лисичка, рыжик, мухомор, земляника, черника) употребляя сенсорные понятия.

Логические задачи.

  • Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек – маленькие зелёные. Кто больше соберёт грибов? (Девочки)
  • Шли двое. Остановились. Один у другого спрашивает:

- Это чёрная?

- Нет, красная.

- А почему она белая?

- Потому что зелёная. (О смородине)

Тема: Овощи и фрукты.

Логические задачи.

Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша)

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».

У ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Ребёнок должен разложить картинки в конверты по форме, цвету и величине.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдёшь?»

У каждого ребёнка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и опираясь на сенсорные эталоны, подобрать нужные картинки.

Небылицы. Найти несуразицы в тексте.

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор.

И увидел, как на грядке,

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез.

А зелёная морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла

Сразу овощи нашла.

Тема: Деревья

Словесная игра «Чересчур»

Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот). Одна таблетка помогает, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться). Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной снег растает – будет много воды. Деревья смогут впитать влагу и быстро расти). А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться. Когда снег начнёт таять, воды будет слишком много, поэтому деревья могут сгнить и погибнуть). А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть).

Логическая задача.

На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое)

Тема: Птицы

Небылицы

Взлетела сорока высоко

И вот тараторит сорока

Что сахар ужасно солёный,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки живут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассветом,

Что в море сухо-пресухо,

 Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лёд горячий-горячий,

Что в печке холод собачий,

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравниться!

Тема: Мебель

Логические задач

У стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (5).

Что может быть, как горячим, так и холодным? (Плита, утюг, холодильник).

Небылицы. Путаница

Это стул – на нём лежат,

Это стол – на нём сидят.

Вот кровать – на ней едят.

В шифоньере – гости спят.

В холодильнике – платья висят,

А на диване – продукты лежат.

Словесная игра «Концовки»

Дети должны закончить предложение:

Если стол выше стула, значит стул… (ниже стола)

Если магнитофон меньше телевизора, значит телевизор… (больше магнитофона).

Если диван мягче кресла, значит кресло… (жёстче дивана) и т.д.

Тема: Посуда, пища.

Хитрые вопросы.

Что никогда не поместиться в кастрюлю? (Её собственная крышка)

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

Небылицы. Повар – неумеха

Повар сворил из картошки компот,

От него у детей разболелся живот.

Повар сворил очень сладкие щи,

В щах апельсины и сливы ищи.

На блюдо сложил мясные конфеты,

Детей угостил шоколадной котлетой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет.

материал для родителей детей старшего дошкольного возраста, а так же педагогов детских дошкольных учреждений....

Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет

Цель: формирование педагогической компетенции родителей.Описание: материал для родителей детей старшего дошкольного возраста, а так же педагогов детских дошкольных учреждений.Задачи: - ...

Консультация для родителей "Развитие словесно-логической памяти у детей 5-7 лет"

Определение словесно-логической памяти, её главная роль в усвоении знаний детей в процессе обучения.Помощь игры по развитию памяти.Виды упражнений для развития долговременной памяти....

Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет

Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет...

консультация с родителями детей старших группы на тему: «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет»

Цель: формирование педагогической компетенции родителей по теме: «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет»....