Семинар-практикум для родителей "Математические занимательные игры для детей"
консультация (средняя группа) на тему

Омельченко Марина Михайловна

Ознакомление родителей с играми математического содержания для домашнего использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар — практикум для родителей

«Математические занимательные игры для детей дома»

Цель: Ознакомление родителей с играми математического содержания для домашнего использования.

Ход семинара:

Воспитатель: Известно, что игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, способствующая самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу в условиях семьи поможет решить ряд педагогических задач.

         Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели (составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат) стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

 Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать и осуществлять постоянный контроль своим действиям, соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок).

         Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

 Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. При подборке игр следует учитывать возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития.

 Предлагаю подборку математических игр по разделам:

 • Геометрические фигуры;

 • Ориентировка в пространстве;

 • Количество и счёт

 • Ориентировка во времени.

 • Логические задачи

 которые мы используем в детском саду во время организованной и свободной образовательной деятельности, и которые можно играть дома.

  1. Геометрические фигуры

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

 • «Кто больше назовет»

 Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке, похожих на геометрические фигуры).  Например:

прямоугольник - дверь, картина, стена, ковёр, оконная рама, крышка стола и т. д.

круг - тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т. д.

трапеция - конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т. д.

овал - огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т. д.

• «Какой фигуры не стало»

 Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза, взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.

• «Что изменилось?»

 Дети рассматривают фигуры, запоминают, как они расположены. После закрывают глаза, а взрослый меняет фигуры местами. Дети должны правильно назвать фигуру и место, где она первоначально располагалась.

• «Выложи фигуру из палочек»

 Дети с помощью счётных палочек выкладывают на столе фигуры по заданию взрослого: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, трапеция.

 • «Сравни фигуры»

 На фланелеграфе (магнитной доске) находятся квадрат и прямоугольник. Взрослый выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? Как можно назвать эти фигуры одним словом? ». Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.

  1. Ориентировка в пространстве

• Кто где? Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

 Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

 • Фигуры высшего пилотажа.   Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)

 Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.

 Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?

 • Игровые задания детям

 — Топни правой ногой 3 раза.

  • Дотронься левой рукой до левого уха
  • Подними вверх правую (левую) руку.
  • Поставь на носок правую (левую) ногу.
  • Поставь на пояс правую (левую) руку.
  • Дотронься левой рукой до правого колена.
  • Повернись на право (налево) .
  • Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и т. д.
  1. Счёт

• Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

 Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10) .

 • Назови числа до 6 (5, 4, 3 и т. д.)

 • Назови числа после 3 (4, 5, 6, 7, и т. д.)

 • Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного) .

 • Счёт цепочкой (поочерёдно, с мячом) .

Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и т. д. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

 • Отложи столько же предметов (счёт на слух)

 Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.

 Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему? »

 Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше, чем услышишь хлопков».

 Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему? »

 • Отсчитай столько же. Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и т. д.

 Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 10, или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 10) .

Цифры

 • Какой цифры не стало. Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.

 • Наведи порядок

 Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.

 • Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.

 • Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.

 • Назови цифру. Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.

• Назови, какие цифры пропущены 1? 3 4? 6? 8?

• Какая цифра должна стоять вместо? 1 2 3 4? 6 7? 9 10 или 1 2? 4 5 6 7 8 9 10 и др.

• Покажи цифру. Взрослый прохлопывает определённое количество раз, дети считают про себя и поднимают соответствующую цифру.

  1. Ориентировка во времени

 Знать название текущего времени года, месяца, дня недели, части суток. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и т. д.

 • Дни недели

 — Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету? :

 – Сегодня пятница. Какой день будет завтра?

 – Четверг – какой день по счету?

 – Какой день недели будет после вторника?

 - Какой день между четвергом и вторником?

 - Сколько всего дней в неделе?

 • Что сначала, что потом (с мячом)

 • Части суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим, просыпаемся и т. д)

Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок был

хорошо подготовлен к школе, играйте с ним в логические игры.

Важная роль в развитии логического мышления отводится математическим играм.

Математика в повседневной домашней жизни вторгается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют.

Их можно включать в игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.

Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются игры в форме загадок и загадок-шуток, занимательных заданий.

В такие игры вы можете играть с ребенком в любое время: утром по  дороге в детский сад, в автобусе, дома перед сном, гуляя в парке.

  1. Логические задачи и задания

Примеры игр:

У кого больше…

… лап – у кошки или попугая?

… хвостов – у собаки или лягушки?

… ушей – у мышки или свиньи?

… глаз – у змеи или крокодила?

Что выше?

Дом или забор? Слон или крокодил?

Стол или стул? Горка или песочница?

Грузовик или легковая машина?

Кого больше?

Чего в реке больше – рыбы или окуней? (рыбы)

Кого у вас в группе больше – детей или мальчиков? (детей)

 Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов? (цветов)

 Кого в зоопарке больше – животных или медведей? (животных)

 Чего в квартире больше – мебели или стульев? (мебели)

Сколько всего?

 Курица на одной ноге весит 2 кг.

 Сколько будет весить курица на 2-х ногах ( 2 кг)

 У трех братьев по 1 сестре. Сколько всего детей в семье? (четыре)

 Из-под забора видны 10 ног .Сколько людей там стоит? (5)

 На деревьях видно 8 крыльев. Сколько там птиц? (четыре)

Занимательные вопросы

 У какой фигуры нет ни начала, ни конца? ( у круга)

 Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (нельзя,

улетит)

 Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко

осталось в корзине.(одна девочка должна взять яблоко вместе с

корзиной)

 . Какой год продолжается всего один день? (Новый год)

 • Дорисуй недостающую фигуру

Так же можно предложить родителям забавные математические шутки.

Веселый счет.

  • Сколько ушей у трех мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Два числа 1 и 3,быстро их сложите и ответ скажите?
  • Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей.Сколько птиц, ответь скорей?

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек,

Кто ответит из ребят

Сколько было всех утят?

Рада Аленка, нашла два масленка!

Да четыре в корзинке.

Сколько грибов на картинке?

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два-под березой,

Один-у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине?

Под кустами у реки, жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

Ну-ка, сколько всех ребят на горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается.

Логические концовки.

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

Если два больше одного, то один… (меньше двух).

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая … (слева).

Загадки.

  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка).
  • У него 4 лапки, лапки ЦАП-царапки, пара чутких ушей, он — гроза всех мышей. (Кот).
  • Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк. (Паук).
  • На грядке сидит 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось? (Нисколько: остальные воробьи улетели.)
  • Работать примется одна – другая ей тотчас поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может. (Руки).

Математические сказки

Совушка — сова.

Прилетели на поляну птички – синички, а там, каких только пташек нет! Все щебечут, по деревьям рассаживаются, знакомятся.

Но вот на середину вышла совушка – сова. Тут все разом и замолкли.

Оглядела всех сова, похвалила, что хотят учиться, а потом и говорит: «Начнем урок. Запомните, у каждой из нас, птиц, одна голова, один хвост, один клюв. А вот сколько ног? Посчитаем: одна, две. У каждой птицы две ноги. (А у тебя сколько, посчитай сам.) Стали птицы лапками перебирать, считать: одна, две. Верно две.

-А теперь, — предложила бабушка – сова, — внимательно посмотрите друг на друга и посчитайте: что еще у каждого из вас есть по два?

Птички долго думали, считали и правильно ответили сове: у каждой из них два крыла, два глаза.

Верно? Тут сорока – белобока крыльями захлопала, радостно закричала: «Ур-ра! Я считать научилась! Один и один – это два! Вот теперь я уж точно умнее вороны!»

- Ох, сорока, сорока! – покачала головой совушка – сова. – Все бы тебе трещать без толку! Ты только начала учиться считать, а уж хвастаешь. (А ты как думаешь? Правильно сказала совушка – сова? А у тебя сколько ног? Голов? Хвостов? Может, ты птичка.)

Толстый — тонкий.

Топает Мишка по лесу, с ноги на ногу переваливается. Вокруг лес шумит, а ему не страшно. Рядом мама — медведица, большая и сильная.

Вошли они в орешник. Внизу мелкие орехи растут. Их медвежонок не хочет есть. А спелые и крупные высоко растут, маленькому Мишутке не дотянутся. Прыгал-прыгал, пыхтел-пыхтел малыш и надумал по стволу до верха добраться. Только обхватил ветку лапами, шум, треск поднялся! Свалился медвежонок, ударился о пенек и заревел.

Спустилась в овраг медведица, стала укорять сына: «Ты что это придумал? Зачем лезть на ветку собрался? Или не видишь, она тонкая?»

«Как это — тонкая?» — не понял Мишутка.

«Эх ты, глупыш! – вздохнула медведица. – Смотри, стоят рядом осина и липа. У осины ствол тонкий. А у липы?»

«А у липы большой!» — уверенно заявил Мишутка.

«Не большой! Нужно говорить: толстый. Понял? и запомни, что лазить нужно только по толстому дереву».

«Как же я узнаю, толстое дерево или тонко, если рядом не будет осины?» — насупился медвежонок.

«На первых порах попробуй обхватить ствол дерева лапами, — посоветовала мать – медведица. – Не обхватишь – значит, толстое дерево. Лезь смело, не бойся. Обхватишь – значит, тонкое, лучше не лезь. И дерево зря сломаешь, погубишь, и сам упадешь, ушибешься».

"Вот спасибо!"- радостно рявкнул медвежонок во все горло.

Я давно приметил дерево, на нем пчелы улей соорудили. Уж оно точно толще осины будет. Теперь я доберусь до меда!» Попыталась остановить его медведица, да где там! Убежал медвежонок, не догнать.

 Предложенный материал способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенные им задачи и разрешать их самостоятельно, в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями. Всё это позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"

Практический семинар  для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....

Семинар – практикум для педагогов и родителей: «Игры с песком в комплексном развитии детей дошкольного возраста".

Семинар – практикум для педагогов и родителей:«Игры с песком в комплексном развитии детей дошкольного возраста"....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Игры для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

Семинар - практикум разработан для педагогов  с играми на развитие зрительного восприятия у дошкольников....

Семинар--практикум для воспитателей ДОУ "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию семинар- практикум "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста" На этом семинаре я поделилась...

Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные пальчиковые игры для детей»

I. Введение. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: - способствует овладению навыками мелкой моторики; - помогает развивать речь; - повышает работоспособность головного ...

Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные пальчиковые игры для детей второй младшей группы»

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:- способствует овладению навыками мелкой моторики;- помогает развивать речь;- повышает работоспособность головного мозга;- развивает пс...