«Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте» (Консультации для воспитателей и родителей)
консультация (старшая группа) на тему

Суслина Вера Владимировна

Кто  с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели.

(А. Маркушевич)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_peterson.docx181.49 КБ

Предварительный просмотр:

Кто  с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

(А. Маркушевич)

«Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте»

 (Консультации для воспитателей и родителей)

Введение государственного стандартного образования открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы.  В  нашем детском саду используют программу «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Многолетний опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д.

 Задачи:
         1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) Увеличение объема внимания и памяти.

3) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

4) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.

5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7) Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO...

Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия - «Игралочка».
      Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Программа «Игралочка» методически обеспечена пособиями:

1) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников 3 - 4 и 4 - 5 лет (методические рекомендации).

2) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Тетради «Игралочка», ч. 1-2. Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка.

Практический курс «Игралочка» содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми.

Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, а включается в
контекст, всех других видов деятельности: игры, рисования, аппликация, конструирования, и т.д.

  1. При знакомстве с цифрами использую стихи Маршака «Цифры». Для закрепления прямого и обратного счета использую сказки  В. Катаева «Цветик -семицветик», «Белоснежка и семь гномов».
  2. При представлении о цвете и оттенках использую игры « Рисуем рассказ», «Нарядим елку», «Компот».
  3. Для закрепления понятия «длинный», «короткий» игра «Магазин». Например: в магазине перепутались ленточки, нужно их разложить по длине от самой  длинной до самой короткой.

4. Для знакомства с пространственными понятиями (на – над - под, выше - ниже, слева - справа, вверху - внизу, шире - уже, внутри - снаружи).  Провожу такие игры: «Подарок зайцу», «Одеяло»,  «Белочка» и т.д

5. Для формирования понятия «ритм» использую времена года, игры «Художники», «В разном ритме» (двигаются под музыку в определенном ритме).

6. Для знакомства детей с понятием «Пара» использую игру «Собираемся на каток».

7. Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник),  геометрическими телами (куб, цилиндр, конус, призма, пирамида). Для этого применяю игровую ситуацию «Прямоугольник и квадрат», «Необычный детский сад», «Найди паспорт».

Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы с детьми. В образовательной деятельности  их использование не предполагается - они предназначены для совместной работы детей с родителями, или в индивидуальной работе, которая проводится в течение недели. Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца. Работу по тетради следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Рекомендации  по работе с тетрадью:

  1. Сначала надо рассмотреть с ним картинку, попросить назвать известные ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае не следует торопить или останавливать малыша - каждый ребенок должен работать в своем темпе.
  2. Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!».
    Надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные предложения малыша: у него своя логика,  нужно выслушать до конца все его мысли.
  3. Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания на листе за один раз. Если у малыша пропал интерес надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом. Например: «Петушок расстроится, если у него не будет раскрашено одно крыло, ведь над ним будут смеяться» и т.п.

Учебно-методические комплекты «Игралочка»  ориентированы на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. Образовательная область «Познание» по математике - это система увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу,
помогает подготовить детей к школе.

Картинки по запросу игралочка в картинкаКартинки по запросу игралочка в картинкаКартинки по запросу игралочка в картинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»

Консультация для воспитателей  «Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»...

"Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Математика-волшебная наука, которая поможет детям развивать умения и способности. И неважно какую профессию в дальнейшем выберет ребенок: строителя или кондитера, программиста или фермера, врача или э...

Презентация опыта "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам блоков Дьенеша"

.  Если спросить у школьника, какой предмет для него самый трудный, то многие скажут, что это математика.Цель моей работы развитие познавательных способностей детей через логико-математические иг...

«Использование инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), система Марии Монтессори, игры с блоками Дьенеша, палочками Кюзинера, кубиками Никитина, интерактивные игры обеспечивают математи...