«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»
консультация

Консультация для воспитателей  «Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_ovz.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской

муниципального образования Ейский район

   

Консультация для воспитателей

«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»

                                                                                                                                           

                                                                                                   Воспитатель:                                  

                                                                                                   Бондаренко О.А.

                                                      11ноября,  2019г.

Математика – наука и сложная, и простая. Ее сложность и простота, как

ни парадоксально, в одном и том же свойстве – тщательной

упорядоченности, логичности элементов знания. Поэтому для одних, в силу

особенностей интеллектуального развития, она оказывается «легкой», для

других – «трудной».

Так или иначе, ее освоение начинается в дошкольном возрасте и

включает формирование элементарных математических представлений на

основе чувственного сенсорного опыта. Математическое развитие –

значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из

взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве,

форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые

необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных»

понятий.

Среди всех детей дошкольного возраста выделяют группу детей,

которую определяют как «дети с ОВЗ». Это дети, у которых по причине

врожденной недостаточности или приобретенного органического

поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или

центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется

от нормы (дети с недостаточным интеллектуальным развитием, задержкой

психического развития, различными речевыми нарушения, особенностями в

развитии эмоционально-волевой сферы и поведения).

Дети с ОВ не готовы к школьному обучению по всем параметрам,

которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению,

поэтому одним из актуальных направлений работы по подготовке к школе

данной группы детей является работа по формированию элементарных

математических представлений. Поэтапное формирование математических

знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны

психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон

восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности

в целом.

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную

практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно

приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет

и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком

математическими представлениями, знаниями и умениями является

немаловажным фактором его социализации.

Дети с ОВЗ могут овладеть математическими представлениями при

наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Содержание коррекционно-развивающей работы предполагает учет

общих принципов воспитания и обучения, принятых в дошкольной

педагогике: научность, системность, доступность, концентричность

изложения материала. Учитывая психические особенности обозначенной

категории детей, многократное повторение изучаемого материала,

используемое на занятиях, в процессе выполнения домашних заданий

обеспечивает более прочное его усвоение. В конспектах большинства занятий

при объяснении материала используется такой вид работы, как беседа. Для

повышения эффективности обучения используется интерес к

художественному слову. Отдельные занятия проводятся с использованием

средств мультимедиа.

Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными

возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические

игры и упражнения, развивающие его три основные формы (нагляднодейственное, наглядно-образное и словесно-логическое). Целенаправленная,

продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию

ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности

мышления детей. Актуальность применения специальных дидактических игр

и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы

существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире,

приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами,

что приведет к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начнут

ориентироваться не только на цель, но и на способы её достижения. У детей

будет формироваться более обобщенное восприятие окружающей

действительности, они начнут осмыслять собственные действия,

прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и

причинные зависимости. Ориентируясь также на уровень развития внимания,

памяти, зрительно-моторной координации, в занятия включены специальные

задания, способствующие их развитию.

Основной целью является формирование элементарных

математических представлений у детей с ОВЗ.

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует

познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой

науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогут интересные и

увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.

Виды заданий по математике

Математические игры

– элементарные логические игры;

– задачи;

– упражнения на классификацию, построение сериационных рядов;

– задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от

другой;

- дидактические игры, направленные на развитие пространственных

представлений.

Развлечения

Математические развлечения — отличный способ разнообразить

формы работы.

– Загадки;

– игры на пространственное преобразование;

– головоломки.

Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший,

то и задания должны подбираться с учетом степени сложности. Младший

дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-

7 лет. Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от

темпов развития ребенка, именно на них и надо ориентироваться.

Формы организации работы

– работа с подгруппой детей с демонстрационным материалом на

занятиях;

– практическая индивидуальная работа;

– индивидуальная работа с детьми по разрешению проблемных

ситуаций;

– экспериментирование;

– математические развлечения с элементами театральной

деятельности с участием детей;

– консультирование родителей по ознакомлению с возможностью

использования математических игр.

В процессе обучения используются индивидуальные и подгрупповые

формы организации НОД.

Занятия по РЭМП у детей 4-5 лет проводятся 1 раз в неделю. Их

продолжительность составляет 15-20 минут. Занятия по РЭМП

представлений у детей 5-6 лет проводятся 2 раза в неделю. Их

продолжительность составляет 20-25 минут. Занятия по РЭМП у детей 6-7

лет проводятся 3 раза в неделю. Их продолжительность составляет 20-25

минут. Индивидуальные занятия с детьми проводятся согласно расписанию

по организации НОД.

Правила организации занятий

Работать с развивающими математическими заданиями совсем

нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок

получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться

правил их организации: Перед тем как приступить к заданию, необходимо

дать рекомендации по его выполнению:

 Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.

 Если вдруг внимание ребенка угасло, не нужно заставлять его

заниматься дальше.

 Исходить из интересов ребенка.

 Не злоупотреблять подсказками.

 Если ребенок не может найти решение задачи, не нужно каждый раз

говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и

проявлению терпения.

Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить

частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все

задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок

вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.

– Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать

разнообразный материал.

– Это поможет разностороннему развитию. При организации

занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных

временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления

и др.

– Применять разные формы организации занятий: индивидуальная

работа, игры в паре или командные соревнования.

– Исходить из постепенного усложнения заданий.

– Использовать средства наглядности, которые будут привлекать

внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых

сказочных героев.

– Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.

– Поощрять самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...

Городской теоретико-практический семинар"Современные технологии в формировании элементарных математических представлений".

"Линейка"- непосредсвенно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений....

«Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте» (Консультации для воспитателей и родителей)

Кто  с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Использование современных игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Педагогический совет № 3, по второй педагогической задачи доу, в форме деловой игры....

"Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Мастер класс. Педагог Ясинская Н.В. Тема: «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Обобщение опыта работы....

«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. Использование их способствует повышению качества обучения, приучает детей са...