Использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
статья по математике

Павелина Елена Анатольевна

Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером в детском саду является проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

     Организованная  образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием аудио и видео- записей. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, слуховой механический и эмоциональный.

     Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером в детском саду является проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Презентацию можно использовать на протяжении всего занятия и можно использовать как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала.         При этом педагогу, применяющему ИКТ технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в обучении дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед воспитателем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом остаются неоспоримыми.

     Одним из самых популярных программных средств, используемых воспитателями ДОУ, на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – Power Point (Microsoft PowerPoint - является программой, которая применяется при создании и проведении презентаций). Так как на сегодняшний день проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения является актуальной, то программа Power Point одна из тех программ, с которой можно начать изучение компьютера. Основное назначение данной программы – создание иллюстративного материала для показа с экрана.

     Данную программу можно использовать на занятиях по различным образовательным областям. В практике своей работы программу создания мультимедийных презентаций я применяю на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Так как огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом и играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта . Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Математика – один из наиболее трудоемких  учебных предметов. Обычно, на занятиях по ФЭМП, педагогам приходится использовать много наглядного материала, который не всегда бывает нужных размеров и хорошего качества. При проверке заданий, выполняемых детьми индивидуально, педагоги часто используют магнитную доску или фланелеграф, что тоже вызывает много неудобств.

     Поэтому важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.

Подготовка к занятию (НОД) – это продумывание программного содержания, продумывание форм организации деятельности детей, подбор разнообразного материала.

Во время ООД по ФЭМП решается ряд программных задач:

1) образовательные,

2) развивающие,

3) воспитательные.

 При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала. Обязательно должен быть сюрпризный момент, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.

В дошкольном возрасте программы обучения математики включают разделы:

• Количество и счет

• Величина

• Формы (геометрические фигуры)

• Ориентировка во времени

• Ориентировка в пространстве

Как и большинство занятий в ДОО занятие по ФЭМП строится на наглядности.

Педагог  должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным, в достаточном количестве. И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания. Поэтому использование программы Power Point в данном случае – хороший вариант.

При создании занятия по ФЭМП с использованием мультимедийных презентаций я соблюдаю следующий план работы:

1. Определение цели и задачей занятия (с учетом возрастных особенностей детей).

2. Выбор темы занятия.

3. Для написания конспекта необходимо определиться с видом занятия (это может быть занятие-путешествие, занятие-викторина, занятие - дидактическая игра и т. п.). Это необходимо для разработки стиля презентации.

4. Разработка технологической карты(конструкта) НОД, в котором  необходимо прописать: предварительную работу, используемые материал (демонстрационный раздаточный, ход занятия (организационная, основная, заключительная часть, физкультминутка).

5. После написания конспекта необходимо приступить к созданию презентации.

Вся презентация состоит из слайдов. Слайды – это кадры презентации, где может располагаться заголовок, текст, графика, диаграммы и таблицы и многое другое. Количество слайдов зависит от количества заданий в занятии и от творчества педагога, но их не должно быть много. Обычно на каждое задание создают 1-2 слайда (первый с проблемной ситуацией, а второй с ее решением-итогом, само решение может быть заключено в другой форме работы).

     Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребенка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.

При создании презентации необходимо соблюдать следующие требования:

Строго соблюдать стиль презентации и подобрать фон (фон не должен отвлекать от основного задания).

Обработать и оптимизировать иллюстрации, используемые в презентации.

Применять звуковые эффекты только в том случае, если они не отвлекают от основного содержания.

Не перезагружайте презентацию эффектами анимации (чтобы не отвлекать детей от основного задания).

Сочетание элементов презентации с другими формами работы.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Использование мультимедийных презентаций позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности обучения не только для самого ребёнка, но и для педагога. Использование таких презентаций превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Использование современных игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Педагогический совет № 3, по второй педагогической задачи доу, в форме деловой игры....

"Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Мастер класс. Педагог Ясинская Н.В. Тема: «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Обобщение опыта работы....

«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. Использование их способствует повышению качества обучения, приучает детей са...

«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»

Консультация для воспитателей  «Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...