"Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений дошкольников"
статья по математике

Кандина Ольга Вениаминовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»

«Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Воспитатель: Кандина О.В.

                                                          Актуальность проблемы

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Самое главное, чтобы грамотно осуществлять образовательную деятельность по ФЭМП воспитатель сам должен быть грамотным в этой области.

А именно:

§  Хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;

§  Знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;

§  Уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;

§  Знать методические основы развития у детей математических представлений;

§  Постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.

2.       ФЭМП у дошкольников. Принципы и методы работы

Принципы обучения математике

§  Наглядность

§  Систематичность и последовательность

§  Повторяемость

§  Научность

§  Доступность

§  Связь с жизнью

§  Развивающее обучение

§  Индивидуальный и дифференцированный подход

Методы, используемые на занятиях по ФЭМП

§  Словесный

§  Наглядный

§  Слуховой

§  Практический

§  Игровой

Словесный метод в основном заключается в вопросах к детям, т.е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность — не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Одним из важных элементов обновления является использование новых информационных технологий. С помощью внедрения которых, компьютер стал в детском саду центром развивающей предметной среды.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса перед педагогом стоит задача сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к совместной образовательной деятельности и способствующим созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Это позволяют сделать ИКТ.

 

Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, Дидактические требования

Планируя образовательную деятельность с применением новых информационных технологий, должны соблюдаться дидактические требования, в соответствии с которыми: 

  • четко определяется педагогическая цель применения информационных технологий в образовательном процессе; 
  • уточняется, где и когда будут использоваться информационные технологии в образовательной деятельности в контексте логики раскрытия представленного материала;
  • согласовывается выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения; 
  • учитывается специфика предлагаемого материала, новизна, реалистичность, возрастные особенности детей.

Не смотря на преимущества использования ИКТ, наблюдаются также и недостатки.

К недостаткам использования ИКТ относятся следующие:

  • - недостаточно времени для подготовки к занятию;
  • - недостаточная компьютерная грамотность педагога;
  • - сложности в интегрировании компьютера в структуру занятия;
  • - в расписании не предусмотрено использование Интернет;
  • - при работе на компьютере дети отвлекаются на игры, музыку и т.д.

Компьютерные игры.

Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

Но не следует забывать о гигиенических требованиях.

- В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся;

      - Использовать компьютер для детей 5-7лет следует не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.

       -  После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

       - Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15мин.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным.

Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.

Для успешной работы по ФЭМП педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

-поощрять все усилия ребёнка и стремление узнать новое;

-избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

-сравнивать результаты ребёнка только с его же собственными.

Воспитатель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый воспитатель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...

"Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Мастер класс. Педагог Ясинская Н.В. Тема: «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Обобщение опыта работы....

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений

Основной вид дошкольной деятельности — это игра. Играя, ребёнок познаёт мир, учится общаться, обучается.Исходя из возрастных особенностей детей в своей практической деятельности я постоянно испо...

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....

«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»

Консультация для воспитателей  «Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»...

Использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером в детском саду является проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический проц...