Мастер класс для родителей. Тема: «Куклы из бабушкиного сундука»
статья (подготовительная группа)

Все мы родом из детства, так уж сложилось, что игрушки сопровождают человека с самого его рождения. И какова же роль игрушки, ее назначение?... 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка»

Мастер класс для родителей

«Куклы из бабушкиного сундука»

                                                                                                                                                       

 Воспитатель: 

Исаченко  Л.В

2014г

Все мы родом из детства, так уж сложилось, что игрушки сопровождают человека с самого его рождения. И какова же роль игрушки, ее назначение?

Игрушка была специально создана для развлечения детей и обучение их в живой увлекательной форме, одно из важнейших средств воспитания и идеологического воздействия на ребенка.

Игрушка развивает фантазию ребенка, формирует любовь к труду и интерес к технике, любознательность, наблюдательность. Помогает воспитывать художественный вкус ребенка, побуждает к творчеству.

 Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.

Народные куклы имели большое значение в воспитании детей и формировании мировоззрения. Через игру с куклой ребенок учился выражать свои чувства, приобретал опыт общения и разрешения конфликтов. Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобретали необходимые трудовые навыки, у них формировался хороший вкус. Следуя за возрастом ребенка, одни куклы сменяли другие, но каждая выполняла свою функцию в его развитии и воспитании. В раннем возрасте ребенку давали такую куклу как «Пеленашку». Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. Это кукла была одной из самых любимых и долго хранящихся кукол девочек. С ней девочки росли и развивались. С «Пеленашкой» можно было играть в дочки-матери: пеленать, укладывать, кормить. Ее можно было нянчить и воспитывать.

Если игровая деятельность ребенка связана с активными движениями (в силу его физического развития), ему нужны устойчивые и прочные игрушки. Поэтому такому ребенку давали деревянных кукол болванчиков. Эти куклы устойчивы, их можно двигать, ронять, и при этом они не бьются.

По мере развития восприятия и мышления ребенка ему давали куклу «Стригушку, которую делали из соломы. Эта кукла легкая, подвижная, она могла крутиться, падать и в то же время была устойчива. Особенно интересно то, что «Стригушка» подвластна воле играющего. Ее образ и подвижность позволяли ребенку углублять свои познания в бытовой жизни. После игровой деятельности с этой куклой было очень широкое применение – она и в доме, и в поле, и на посиделках со своими подругами.

В жизни наших предков куклы играли несколько иную роль, нежели сейчас. Им уделялось особое значение. Их хранили, передавали из поколения в поколение, наделяя каждую куклу частичкой собственной души. Наши предки обращались за помощью к куклам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с богами и просить у них помощи и защиты. Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т.д. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Быту русской северной деревни  тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой в иных избах их насчитывалось до сотни.        

Играли в них мальчики и девочки. Кукольная одежда точно копировала наряд и поэтому место рождения куклы  можно было определить по составу ее костюма. Самые древние игрушки  России были найдены в X-XV вв.на территории древних русских городов Киева, Новгорода, Москвы.

В старину после уборки урожая в русской деревни начинались посиделки. Девушки по вечерам собирались у кого-то в доме: пряли, вязали, шили, разговаривали друг с другом, пели песни. Когда на посиделки приходили парни начинались шутки, остроты, игры. В посиделках участвовали и девочки, которые  в это время обучались многим женским ремеслам, в том числе и изготовлению тряпичной куклы. В  кукольных играх дети не произвольно учились шить, вязать, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания

Часто на посиделки вмести с прялками брали корзину с куклам, по которым судили о мастерстве хозяйки. Полностью содержание куклы проявлялось в игре. У каждой «девки» была своя коробейка. Кукла требовала реальной игровой среды, для нее лепили посуду из глины, пряли нитки на кукольное приданное. Та же тряпичная кукла приобщала ребенка к обрядовой жизни деревни. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. В то же время кукла была ворожением индивидуальности. Ребенок, как правило, делал куклу похожую на себя или куклу-маму с деткам. А если это была праздничная кукла, то в ярком сарафане и шелковом платье с алым бантом в косе.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была куклу мужик, брали просто щепочку. Были мастерицы-кукольницы, искусство которых славились на всю округу. Посмотреть или заказать  куклу приезжали к ним издалека. В музеях нашей страны, таких как Художественно-педагогический музей игрушки, в Сергиевом Посаде Московской области, Государственном Эрмитаже хранятся интересные коллекции  русской традиционной тряпичной куклы. Изучая эти собрания, ученые обратили внимание на «безликость» многих кукол, это объясняется тем, что эта «безликая» неодушевленная тряпичная кукла донесла до нас свою магическую функцию, когда она была оберегом ребенка. В народе считалось, что кукла с нарисованным или вышитым лицом имеет душу,  и поскольку она тесно связана с ребенком, то в каких-то ситуациях может проявить свой нрав, и люди боялись полностью уподобить ее человеку, кукла с лицом как бы обретала душу и могла навредить ребенку, а по народным поверьям безликая кукла являлась одновременно оберегом для детей (оберегала от всех бед и болезней, недобрых сил она должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость). Нейтральное выражение лица куклы позволяет включиться детскому воображению и представить куклу улыбающейся, плачущей или спящей в зависимости от настроения малыша.

Позже этот магический смысл  забылся и кукле стали рисовать или вышивать глаза, нос, рот. Куклу дарили на именины детям. Она принимала активное участие во многих традиционных обрядовых праздниках и заговорах. Чтобы обеспечить молодоженам крепкое потомство, невесте давали на руки подержать тряпичную куклу. За праздничным столом невеста получала подарок, который был, завернут во много слоев и раскрыть его было не так уж и простым делом, но, в конце концов, этим загадочным подарком опять оказалась кукла как пожелание многодетности Конечно, как бы ни хороша была тряпичная кукла, все же с настоящей куклой ее не сравнить. Какая девочка не смотрела заворожено у прилавка магазина на пластмассовую или резиновую (словно живую) красавицу куклу с мигающими глазками, чудесными локонами, одетую в пышный шелковый или кружевной наряд. Сейчас куклы «научились» ходить и говорить, их можно мыть, причесывать им волосы, одевать, раздевать, шить и вязать им одежду. Но любовь к лоскутной кукле в народе не прошла - их до сих пор с удовольствием делают многие мамочки, и дети с удовольствием ими играют, поскольку, в отличие от покупной, она одна-единственная и неповторимая на всём белом свете.

Кукла от тряпичной куклы - закрутки до современной претерпела немало превращений. Лицо и руки ей делали из дерева, лепили из бумажной массы папье-маше, изготавливали из фарфора, глины, пластмассы, пока, наконец, не появилась мягкая, прочная резина. И все-таки доставьте себе маленькую радость, попробуйте сделать для себя куклу-закрутку.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Народная кукла - как источник развития ребёнка"

Возвращение традиционных народных кукол в  дошкольное детствобудет способствоватьизменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как  св...

Мастер класс для родителей тема "Тряпичная кукла или счастье своими руками"

Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/Цель: познакомить родителей и детей с народной обрядовой куклой и научить их ее изготовлению, тем самым создать условия создать условия для...

Презентация на тему"Куклы из бабушкиного сундука"

Технология работы с детьми по изготовлению народной игрушки - куклы...

Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"

Познакомить с технологией изготовления народной куклы....

Мастер – класс для родителей Тема: «Изготовление народной куклы Вербницы»

    Этот мастер – класс рассчитан для родителей. Это прекрасная возможность знакомится с историей происхождения с народной текстильной куклой.      Маст...

Мастер – класс с педагогами Тема: «Кукла – оберег «Веснянка»

РМО семинар «Формирование социокультурных ценностей - важная составляющая патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (в рамках реализации муниципального проекта «Социокул...

Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы: Кукла-оберег»

Мастер-класс для родителей  «Тряпичные куклы:  Кукла-оберег»...