"Особенности развития детей старшего дошкольного возраста в период перехода к школьному обучению"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Гудакова Светлана Вячеславовна

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению в школе. Проблема готовности ребенка к овладению чтением является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста. Обучение чтению важный этап в развитии каждого ребенка. Нарушение чтения и письма является достаточно распространенным среди учащихся не только коррекционных, но и массовых школ и приводит впоследствии к дисграфии, дислексии, дизорфографии.

Трудности в овладении навыками чтения могут возникать у детей и с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, при этом у этих детей имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьёзные препятствия при овладении чтением.

В настоящее время в связи с изменением содержания начального обучения вопросы подготовки детей к школе приобретают все большее значение. Знакомство с букварем в первом классе проходит в сжатые сроки. Дети, не освоившие навыки чтения в дошкольном возрасте, остаются неуспевающими по многим предметам на протяжении всего обучения. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей в дошкольном возрасте. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте является одной из главных и актуальных задач в подготовке детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В старший дошкольный период происходит интенсивное анатомо-физиологическое созревание организма. К шести годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, это формирует предпосылки для произвольного целенаправленного поведения, к планированию и выполнению программных действий. К этому времени возрастает подвижность нервных процессов, отмечается более выраженное, чем у дошкольников 3-4 лет, равновесие процессов торможения и возбуждения, но процессы возбуждения доминируют (это опосредует такие особенности детей младшего школьного возраста, как непоседливость и повышенная возбудимость эмоционального плана и тому подобное). Растет и функциональное значение второй сигнальной системы, слово оформляется в обобщающее значение, сходное с тем, которое оно имеет для взрослого человека. В целом же, можно отметить, детям к 7 годам свойственны основные свойства нервных процессов, которые по своим особенностям уже напоминают свойства нервных процессов взрослых. Однако данные свойства у некоторых детей имеют достаточную неустойчивость, отсюда большинство физиологов считают, это определять тип нервной системы старших дошкольников еще рано.

Развитие познавательной активности дошкольника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажную значимость имеет расширение границ и сфер общения. Детям необходимо овладеть множеством новых навыков, умений, развить качества, которые позволят дошкольникам дальнейшем адаптироваться к новой социальной ситуации. 

Что касается мышления дошкольников, то оно благодаря обучению выступает на передний план в развитии ребенка. Мышление приобретает доминирующую функцию, начинающую определять работу всех других функций сознания, которые в свою очередь, по определению Л.С Выготского, интеллектуализируются, становясь произвольными.

Ранее считалось, что для дошкольников ведущим выступает конкретно-образное мышление, но за последнее время, благодаря работам В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина установлено, это дети данного возраста имеют больше познавательных возможностей, чем считалось. Этот факт позволяет развивать у них основы теоретических форм мышления.

Мышление детей неразрывно формируется с речью. Активный словарный запас детей старшего школьного возраста насчитывает до 3000 слов. Влияние дошкольного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса детей, но прежде всего в приобретении ими исключительно важного умения устного и письменного изложения своих мыслей.

Большую роль в познавательной деятельности дошкольника играет память. Естественные возможности дошкольника в подготовительной группе очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания.

Согласно концепции известного американского психолога Э. Эриксона, в этот период формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности (или при неблагоприятном развитии – социальной и психологической неполноценности), а также чувство дифференцированности своих возможностей.

Большое значение в жизни дошкольника играет воспитатель, который часто выступает как своего рода центр его жизни (даже в тех случаях, когда ребенок «не принимает» педагога), именно на воспитателе оказывается «завязанным» эмоциональное самочувствие ребенка.

Наряду с появлением элементов школьной учебной деятельности существенное место в жизни дошкольников приобретает игровая деятельность, в ней начинают появляться игры с правилами, игры-драматизации.

Старший дошкольный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много  детских качеств – наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. И к концу этого возрастного периода учение для него – значимая деятельность. Начинают меняться интересы, ценности  ребёнка, весь уклад его жизни.

С одной стороны, как дошкольник, он отличается подвижностью, импульсивностью поведения, неустойчивостью внимания, общей недостаточностью воли, отчётливым проявлением в поведении типологических свойств. С другой стороны, у него появляются новообразования свойственные детям уже младшего школьного возраста. У него формируются новые характерологические свойства, новая иерархия потребностей, позволяющая ему действовать, руководствуясь своими целями, нравственными требованиями и чувствами, возникает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, формируется познавательное отношение к миру, дифференцируются способности, формируется внутренняя позиция школьника.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.

Развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личное сознание. Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются :

–  интеллектуальная готовность (готовность познавательной сферы);

–  личностная (в том числе мотивационная) готовность;

– социально-психологическая готовность;

– готовность эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, возраст 6-7 лет - это переломный этап в жизни ребёнка. Заканчивается дошкольный беззаботный период, завершается подготовка к дальнейшему обучению в школе. У ребёнка формируются как теоретические, так и практические умения и навыки, которые в последствие станут фундаментом для овладения ребёнком устной и письменной речью. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического и успешного обучения родному языку в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з

Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Формирует у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.                                ...

Роль творческого мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к школьной жизни.

В статье поднимается вопрос об актуальности проблемы развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Подчеркивается роль взрослых (педагогов и родителей) в данном процессе. ...

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста в период перехода к школьному обучению.

В старший дошкольный период происходит интенсивное анатомо-физиологическое созревание организма. К шести годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, это формирует пр...

Статья "Особенности мотивации детей старшего дошкольного возраста к речевой деятельности в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине"

Аннотация: в данной статье представлены приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста, которые воспитатель может применять в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине....