Главные вкладки

    Роль творческого мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к школьной жизни.
    статья (старшая, подготовительная группа)

     В статье поднимается вопрос об актуальности проблемы развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Подчеркивается роль взрослых (педагогов и родителей) в данном процессе. Приведены примеры опросов детей подготовительных к школе к групп.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_na_konferentsiyu_1.doc381.5 КБ
    Microsoft Office document icon statya_na_konferentsiyu_1.doc381.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Амосова А.Г., Корсакова О.И.

    Роль творческого мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к школьной жизни.

    Дошкольный возраст – один из важнейших периодов в психосоциальном развитии человека. Дошкольник активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные требования и роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он научится относиться к самому себе, к другим и к миру в целом.

    В этот период развитие идёт, как ни в какой другой возрастной период, бурно и стремительно. Получают определённое развитие все стороны психики ребёнка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

    Реальные проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни, не имеют однозначных «правильных» ответов, в отличие от учебных задач. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, а требует целенаправленного обучения и развития. Исследования показали, что ребёнок, обладающий большим творческим потенциалом,  вероятнее всего будет успешен в школе.

    Дети, у которых развито дивергентное  мышление – креативные дети – фантазёры, любят юмор, проявляют его в  неструктурированных ситуациях, любят действовать в новых направлениях. Продукция дивергентного мышления требует более открытого типа мыслительной деятельности.

    Воображение старших дошкольников — это необходимая ступень в развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий.

    Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, игровые, нестандартные, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

    Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

    Актуальность. Реализуя требования ФГОС ДО, мы еще раз убедились в необходимости развития воображения дошкольников, которое является одним из приоритетных направлений работы педагогов ДОУ. Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы – требование сегодняшнего дня.

    В течение ряда лет в дошкольном учреждении имеется постоянный запрос от родителей на проведение таких развивающих занятий.

     С.Л. Рубинштейн писал о творчестве как о «строительстве человека». Именно в творчестве находится источник для самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений и т.д.

    Из практики работы, мы знаем, как важно учить ребенка рассуждать, отвечать на нестандартные вопросы. Использование индивидуальных опросов старших дошкольников дает интересные результаты как для взрослых ( педагогов и родителей) так и для самих воспитанников. Дети чувствуют заинтересованность взрослых, им очень нравится, что их слова записывают и они открываются нам с новой неизвестной стороны.

    Мы провели опрос детей подготовительных к школе групп, который вызвал у детей большой эмоциональный отклик и интерес, о том, что такое мечта и нужно ли людям мечтать.

    Ответы детей приводятся без купюр.

    Что такое мечта?

    - Это то, чего очень сильно ждешь;

    - это то, о чем мечтаешь;

    - это то, чего очень хочешь;

    - это то, что тебе нравится, но, навряд ли, сможешь увидеть;

    Кто мечтает?

    - все;

    - даже кошки и собаки;

    - очень пожилые люди?  Да. Мечтают помолодеть или подольше пожить;

    - родители? – Конечно, да. Они мечтают о том, чтобы мы:- были послушными;- умными;

    - учились на 5;- не болели;- о хорошей погоде

    Какого размера может быть мечта?

    - большая;

    - бесконечная;

    - средняя;

    - маленькая

    Какого цвета мечта?

    - любого;- белая;- белая и черная;- разноцветная;- радужная;- зеленая;- красно-оранжевая;- желтая;- сине-голубая

    Осуществленные мечты:

     - увидела настоящего Деда Мороза (написала ему письмо с просьбой его увидеть);

    - подарили настоящую гоночную трассу (я очень хорошо себя вел);

    - копилка уже почти полная;

    - выбили 4-ый и 5-ый зуб, как у Овечкина;

    - катался на лыжах в Солнечной долине;

    - машинку подарили на пульте управления (я каждый день читал ради этого)

    Нужно ли мечтать?

    - да; обязательно; конечно!

    - если у тебя нет братьев и сестер, и тебе скучно, нужно включить фантазию и мечтать. А если они есть? Тоже, так можно от них отдохнуть))) 

    На пороге школы очень важен для детей образ будущей учительницы, ее личные качества и ожидания о будущих взаимоотношениях. Оказалось, что дети даже придумывают своим незнакомым еще педагогам имена.

    Мою учительницу будут звать... Она будет...:

    Светлана Владимировна:  - добрая, ласковая, будет всем дарить подарки, кто хорошо учится;

    Лора Викторовна: - очень(5) ласковая, добрая, не ругает, даже если опаздываешь;

    Анна Михайловна: - красивая, добрая, нежная

    Татьяна  Николаевна: -добрая, ласковая, будет всем дарить подарки, кто хорошо учится;

    Виктор Сергеевич: - добрый, смелый и сильный;

    ! Светлан Анатольевич: директор

    Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд несопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности, мышление становится гибким и оригинальным. Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития

    Министерство образования и науки РФ просит педагогов рассказывать школьникам о только появляющихся профессиях, а не о профессиях сегодняшнего дня, заявила  зам министр ведомства Ирина Потехина. «Дети говорят нам — рассказывайте про профессии сегодняшнего дня, но если мы будем делать так, то через пять-восемь лет, когда они выйдут на рынок труда, каких-то профессий уже может не быть», — цитирует ТАСС слова Потехиной.…Нужно  ориентировать детей на перспективу.

    Еще одна волнующая детей тема, которой в подготовительной группе уделяется большое внимание – знакомство с профессиями. Расширяя кругозор детей, мы зачастую забываем, что полет фантазии может помочь им преодолеть многие сложности в учебе и сделать их, кажущийся сегодня несерьезным выбор – реальностью.

    Предлагаем вашему вниманию результаты опроса детей подготовительной группы «К взрослой жизни готов?»

    Сколько лет  тебе исполнится, когда ты сможешь сказать про себя «Я – взрослый»?

    7, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 20, 21. Значения колеблются от 7 до 21 года. Средний возраст = 10,5 лет

    Для чего человеку нужна семья?

    - детям помогать;

    - дружно играть;

    - чтобы скучно не было;

    - ! чтобы возрождалась жизнь;

    - чтобы защищать семью от злых людей;

    - чтобы жить дружно;

    - ! без нее я бы не родился;

    - ! чтобы любить свою семью;

    - чтобы помогать друг другу

    Кто в семье главный?

    Папа – 66%, Мама и папа – 16%

    Я думаю, что все по своим делам главные. Папа – машина и ремонт, мама- кухня и уборка. Ребенок – помогает папе и маме.

    В каком возрасте пора создавать свою семью?

    От  22 до 43. Средний 30,5.

    Жениться можно уже в 18. Кто как хочет, можно и позже. В 23 – уже можно детей заводить, а в 19 – еще нельзя!

    Сколько у тебя будет детей? Как ты думаешь?

    - Дети? Это зависит от мамы...

    - Дети мне вообще не нужны... Пока

    55%  - мальчик и девочка (девочка старшая),  11 % - готовы создать многодетную семью (3м+2д;  2м+ 1д; Старший+ средний+ младший)  

    Их будут звать: Ангелина и Вероника, Полина и Александра, Леша и Полинка, Даник и Анюта, Никита и Дина

    Кем будешь?

    - в больнице ЛОРом;

    - полицейским на мотоцикле;

    - ! в кабинете. И все мне будут звонить, что надо, что не надо...

    - футболистом;

    - ! кинооператором или художником – можно включать фантазию;

    - балериной в Мариинском театре;

    - учителем английского языка;

    - поваром в ресторане;

    - зубным врачом;

    - военным летчиком;

    - ! далекая, как у папы;

    - ветеринаром;

    - ! доктором, так бабушка говорит, я же внимательный. Каким? – надо у бабушки спросить.

    Самое сложное и самое интересное в твоей работе?

    - ветеринару сложно понять что болит. Они же не могут сами сказать;

    - !самое интересное повару вкусный суп готовить. Самое сложное – блины;

    - !самое сложное зубному врачу вырывать зубы и ставить пломбы;

    - !ЛОРу самое сложное куда-нибудь заглядывать; + вылечивать пациента;

    - В балете самое сложное танцевать и ничего не забыть, и больно еще;

    - !самое интересное в работе учителя – что можно детей чему-то научить, а самое сложное – знать английский язык;

    - Полицейскому + гонять на мотоцикле, - держать равновесие;

    -! говорить с людьми и печатать им бумаги, на компьютере работать; - очень долго все делать, до самого вечера;

    -  забивать голы; - обыгрывать игрока и вратаря;

    - ! задерживать преступников; - выбрать – они могут замаскироваться под нормальных людей;

    -  перехватывать самолеты, сбрасывать бомбы на немецких и китайских; - готовиться;

    -  многим людям буду нужен; - сам процесс (зубной врач);

    - очень круто играть на гитаре, чтобы жюри потряслись моим опытом игры;

    Очень важно завершать такой разговор какой-то продуктивной деятельностью: рисунком, самодельной книжкой, подборкой фотографий и журнальных картинок, чтобы показать реальность и значимость темы. Следует обязательно рассказать детям, как важно взять на себя ответственность за мечту. Ведь границы мечты – в наших способностях и ресурсах. Способности можно развивать! Ресурсы можно привлекать! 

    Неотъемлемой частью работы по развитию творческих способностей является работа с родителями. Варианты собраний и консультаций зависят от запроса:                                            - Родительское собрание на тему «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»;   - Консультации для родителей: «Творческие идеи для игр дома»; «Рисование пластилином и тестом» и т.д.

     Творческие совместные работы с детьми: Эмблема семьи; Мои увлечения; День рождения любимой игрушки; Макет любимой сказки и т.д.

    Занятия  с ребенком по развитию творческого мышления способствуют:

    - Созданию положительного эмоционального настроя в группе;

    - Облегчению процесса коммуникации со сверстниками, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

    - Дают возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.

    - Способствуют творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

    - Повышают адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижают утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

    - Позволяют выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсируют их возможное отсутствие в родительском доме

    Ребенок 21 века – уже человек будущего. Наша задача - подарить ему крылья. Сделайте что-то хорошее и люди последуют вашему примеру...  МЕЧТАЙТЕ !

    Список литературы:

    1.Выгодский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М.: Просвещение – 1991.

    2. Кравцова Е. Е «Разбуди в ребёнке волшебника», М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.

    3. Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий», СПб – 2007.

    Авторская справка. Амосова Анна Геннадиевна, ГБДОУ детский сад № 52 Кировского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог, amosova.anna@mail.ru; Корсакова Ольга Игоревна, ГБДОУ детский сад № 52 Кировского района Санкт-Петербурга, старший воспитатель, Korsakova-olga77@mail.ru 



    Предварительный просмотр:

    Амосова А.Г., Корсакова О.И.

    Роль творческого мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к школьной жизни.

    Дошкольный возраст – один из важнейших периодов в психосоциальном развитии человека. Дошкольник активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные требования и роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он научится относиться к самому себе, к другим и к миру в целом.

    В этот период развитие идёт, как ни в какой другой возрастной период, бурно и стремительно. Получают определённое развитие все стороны психики ребёнка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

    Реальные проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни, не имеют однозначных «правильных» ответов, в отличие от учебных задач. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, а требует целенаправленного обучения и развития. Исследования показали, что ребёнок, обладающий большим творческим потенциалом,  вероятнее всего будет успешен в школе.

    Дети, у которых развито дивергентное  мышление – креативные дети – фантазёры, любят юмор, проявляют его в  неструктурированных ситуациях, любят действовать в новых направлениях. Продукция дивергентного мышления требует более открытого типа мыслительной деятельности.

    Воображение старших дошкольников — это необходимая ступень в развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий.

    Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, игровые, нестандартные, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

    Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

    Актуальность. Реализуя требования ФГОС ДО, мы еще раз убедились в необходимости развития воображения дошкольников, которое является одним из приоритетных направлений работы педагогов ДОУ. Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы – требование сегодняшнего дня.

    В течение ряда лет в дошкольном учреждении имеется постоянный запрос от родителей на проведение таких развивающих занятий.

     С.Л. Рубинштейн писал о творчестве как о «строительстве человека». Именно в творчестве находится источник для самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений и т.д.

    Из практики работы, мы знаем, как важно учить ребенка рассуждать, отвечать на нестандартные вопросы. Использование индивидуальных опросов старших дошкольников дает интересные результаты как для взрослых ( педагогов и родителей) так и для самих воспитанников. Дети чувствуют заинтересованность взрослых, им очень нравится, что их слова записывают и они открываются нам с новой неизвестной стороны.

    Мы провели опрос детей подготовительных к школе групп, который вызвал у детей большой эмоциональный отклик и интерес, о том, что такое мечта и нужно ли людям мечтать.

    Ответы детей приводятся без купюр.

    Что такое мечта?

    - Это то, чего очень сильно ждешь;

    - это то, о чем мечтаешь;

    - это то, чего очень хочешь;

    - это то, что тебе нравится, но, навряд ли, сможешь увидеть;

    Кто мечтает?

    - все;

    - даже кошки и собаки;

    - очень пожилые люди?  Да. Мечтают помолодеть или подольше пожить;

    - родители? – Конечно, да. Они мечтают о том, чтобы мы:- были послушными;- умными;

    - учились на 5;- не болели;- о хорошей погоде

    Какого размера может быть мечта?

    - большая;

    - бесконечная;

    - средняя;

    - маленькая

    Какого цвета мечта?

    - любого;- белая;- белая и черная;- разноцветная;- радужная;- зеленая;- красно-оранжевая;- желтая;- сине-голубая

    Осуществленные мечты:

     - увидела настоящего Деда Мороза (написала ему письмо с просьбой его увидеть);

    - подарили настоящую гоночную трассу (я очень хорошо себя вел);

    - копилка уже почти полная;

    - выбили 4-ый и 5-ый зуб, как у Овечкина;

    - катался на лыжах в Солнечной долине;

    - машинку подарили на пульте управления (я каждый день читал ради этого)

    Нужно ли мечтать?

    - да; обязательно; конечно!

    - если у тебя нет братьев и сестер, и тебе скучно, нужно включить фантазию и мечтать. А если они есть? Тоже, так можно от них отдохнуть))) 

    На пороге школы очень важен для детей образ будущей учительницы, ее личные качества и ожидания о будущих взаимоотношениях. Оказалось, что дети даже придумывают своим незнакомым еще педагогам имена.

    Мою учительницу будут звать... Она будет...:

    Светлана Владимировна:  - добрая, ласковая, будет всем дарить подарки, кто хорошо учится;

    Лора Викторовна: - очень(5) ласковая, добрая, не ругает, даже если опаздываешь;

    Анна Михайловна: - красивая, добрая, нежная

    Татьяна  Николаевна: -добрая, ласковая, будет всем дарить подарки, кто хорошо учится;

    Виктор Сергеевич: - добрый, смелый и сильный;

    ! Светлан Анатольевич: директор

    Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд несопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности, мышление становится гибким и оригинальным. Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития

    Министерство образования и науки РФ просит педагогов рассказывать школьникам о только появляющихся профессиях, а не о профессиях сегодняшнего дня, заявила  зам министр ведомства Ирина Потехина. «Дети говорят нам — рассказывайте про профессии сегодняшнего дня, но если мы будем делать так, то через пять-восемь лет, когда они выйдут на рынок труда, каких-то профессий уже может не быть», — цитирует ТАСС слова Потехиной.…Нужно  ориентировать детей на перспективу.

    Еще одна волнующая детей тема, которой в подготовительной группе уделяется большое внимание – знакомство с профессиями. Расширяя кругозор детей, мы зачастую забываем, что полет фантазии может помочь им преодолеть многие сложности в учебе и сделать их, кажущийся сегодня несерьезным выбор – реальностью.

    Предлагаем вашему вниманию результаты опроса детей подготовительной группы «К взрослой жизни готов?»

    Сколько лет  тебе исполнится, когда ты сможешь сказать про себя «Я – взрослый»?

    7, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 20, 21. Значения колеблются от 7 до 21 года. Средний возраст = 10,5 лет

    Для чего человеку нужна семья?

    - детям помогать;

    - дружно играть;

    - чтобы скучно не было;

    - ! чтобы возрождалась жизнь;

    - чтобы защищать семью от злых людей;

    - чтобы жить дружно;

    - ! без нее я бы не родился;

    - ! чтобы любить свою семью;

    - чтобы помогать друг другу

    Кто в семье главный?

    Папа – 66%, Мама и папа – 16%

    Я думаю, что все по своим делам главные. Папа – машина и ремонт, мама- кухня и уборка. Ребенок – помогает папе и маме.

    В каком возрасте пора создавать свою семью?

    От  22 до 43. Средний 30,5.

    Жениться можно уже в 18. Кто как хочет, можно и позже. В 23 – уже можно детей заводить, а в 19 – еще нельзя!

    Сколько у тебя будет детей? Как ты думаешь?

    - Дети? Это зависит от мамы...

    - Дети мне вообще не нужны... Пока

    55%  - мальчик и девочка (девочка старшая),  11 % - готовы создать многодетную семью (3м+2д;  2м+ 1д; Старший+ средний+ младший)  

    Их будут звать: Ангелина и Вероника, Полина и Александра, Леша и Полинка, Даник и Анюта, Никита и Дина

    Кем будешь?

    - в больнице ЛОРом;

    - полицейским на мотоцикле;

    - ! в кабинете. И все мне будут звонить, что надо, что не надо...

    - футболистом;

    - ! кинооператором или художником – можно включать фантазию;

    - балериной в Мариинском театре;

    - учителем английского языка;

    - поваром в ресторане;

    - зубным врачом;

    - военным летчиком;

    - ! далекая, как у папы;

    - ветеринаром;

    - ! доктором, так бабушка говорит, я же внимательный. Каким? – надо у бабушки спросить.

    Самое сложное и самое интересное в твоей работе?

    - ветеринару сложно понять что болит. Они же не могут сами сказать;

    - !самое интересное повару вкусный суп готовить. Самое сложное – блины;

    - !самое сложное зубному врачу вырывать зубы и ставить пломбы;

    - !ЛОРу самое сложное куда-нибудь заглядывать; + вылечивать пациента;

    - В балете самое сложное танцевать и ничего не забыть, и больно еще;

    - !самое интересное в работе учителя – что можно детей чему-то научить, а самое сложное – знать английский язык;

    - Полицейскому + гонять на мотоцикле, - держать равновесие;

    -! говорить с людьми и печатать им бумаги, на компьютере работать; - очень долго все делать, до самого вечера;

    -  забивать голы; - обыгрывать игрока и вратаря;

    - ! задерживать преступников; - выбрать – они могут замаскироваться под нормальных людей;

    -  перехватывать самолеты, сбрасывать бомбы на немецких и китайских; - готовиться;

    -  многим людям буду нужен; - сам процесс (зубной врач);

    - очень круто играть на гитаре, чтобы жюри потряслись моим опытом игры;

    Очень важно завершать такой разговор какой-то продуктивной деятельностью: рисунком, самодельной книжкой, подборкой фотографий и журнальных картинок, чтобы показать реальность и значимость темы. Следует обязательно рассказать детям, как важно взять на себя ответственность за мечту. Ведь границы мечты – в наших способностях и ресурсах. Способности можно развивать! Ресурсы можно привлекать! 

    Неотъемлемой частью работы по развитию творческих способностей является работа с родителями. Варианты собраний и консультаций зависят от запроса:                                            - Родительское собрание на тему «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»;   - Консультации для родителей: «Творческие идеи для игр дома»; «Рисование пластилином и тестом» и т.д.

     Творческие совместные работы с детьми: Эмблема семьи; Мои увлечения; День рождения любимой игрушки; Макет любимой сказки и т.д.

    Занятия  с ребенком по развитию творческого мышления способствуют:

    - Созданию положительного эмоционального настроя в группе;

    - Облегчению процесса коммуникации со сверстниками, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

    - Дают возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.

    - Способствуют творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

    - Повышают адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижают утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

    - Позволяют выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсируют их возможное отсутствие в родительском доме

    Ребенок 21 века – уже человек будущего. Наша задача - подарить ему крылья. Сделайте что-то хорошее и люди последуют вашему примеру...  МЕЧТАЙТЕ !

    Список литературы:

    1.Выгодский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М.: Просвещение – 1991.

    2. Кравцова Е. Е «Разбуди в ребёнке волшебника», М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.

    3. Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий», СПб – 2007.

    Авторская справка. Амосова Анна Геннадиевна, ГБДОУ детский сад № 52 Кировского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог, amosova.anna@mail.ru; Корсакова Ольга Игоревна, ГБДОУ детский сад № 52 Кировского района Санкт-Петербурга, старший воспитатель, Korsakova-olga77@mail.ru 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста

    В детский сад №85 Красногвардейского района Санкт-Петербурга я пришла работать в сентябре 2000 года и стала воспитателем старшей группы. При более близком знакомстве с детьми заметила, что они н...

    Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста

    Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста...

    Круглый стол с родителями «Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста»

    Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме трудового воспитания посредством ручного труда у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Задачи:1....

    Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»

    Условия современного общества ста­новится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...

    "Особенности развития детей старшего дошкольного возраста в период перехода к школьному обучению"

    Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению в школе. Проблема готовности ребенка к овладению чтением является одной из самых актуальных при организации работы с деть...

    Роль логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста.

    Роль логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста»....