Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Харченкова Наталья Викторовна

Условия современного общества ста­новится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_praktikum_tvorcheskoe_myshlenie.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»

«Жизнь  ребенка  может  быть  полноценной

  при  условии, если он чувствуют  себя  созидателем, открывающим  новое  в  окружающем  мире».

А.В.  Запорожц , Л.А. Венгер.

Условия современного общества становится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем.

Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.     

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что «дети учатся жить у жизни», но если чему-то учиться у жизни – то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи!

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности. Если сформировать у ребенка такие качества, как изобретательность, любознательность, самостоятельность выбора принятия решений, нестандартное мышление и восприятие, вооружить ребенка знаниями и практическими навыками, то можно говорить о ребенке, как о творчески мыслящей личности.

Для выполнения данных задач необходимо  наполнить  современный образовательный  процесс  новым  содержанием, методами, приемами, ориентированными  на  развитие  творческой  устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. И, конечно, главное – обеспечение психологического комфорта, создание и развитие ситуации успеха.

Ситуация успеха становится основой позитивной самооценки ребенка, которая стимулирует развитие его творческой деятельности.

Первостепенная важность - дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения неожиданной идеей. Мышление заработает, если на занятии будет создана атмосфера творческого поиска, решения задачи,

Задача перед педагогом стоит непростая – предоставить ребенку возможность поиска правильных путей, не боясь ошибиться, и при этом искать новое безошибочное решение.

Общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  • Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка. Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".
  • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.

Общение детей и педагога должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.

С целью развития у старших дошкольников творческого мышления, умения импровизировать и находить нестандартные решения необходимо обогатить образовательный процесс новым содержанием, методами и приемами. А новое, как говорится – это «хорошо забытое старое».

Организация и проведение занятий с детьми, основа которых — творческие задания, проводятся в форме викторины, КВН, путешествия, приключения, игрового психокоррекционного сеанса.

В практике обучения детей решению творческих задач, имеющих много вариантов решения, безусловно, является игра. Игровые приемы на занятиях по развитию творческого мышления являются ведущими.

Содержание занятий предполагает смену видов деятельности детей, что достигается включением в занятие игровых приемов, гимнастических, психогимнастических и психотехнических упражнений, игр и упражнений ТРИЗ.

  • метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
  • метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
  • игры-фантазии - ориентированы на развитие художественно-творческих способностей (сочинение историй, сюжетов и т.д.)  
  • игры – импровизации, требуют  таких качеств, как сообразительность, фантазия, творческое начало. Они могут быть  музыкальные, словесные, двигательные, театральные…
  • упражнения - провокации - делают обучение и развитие ребенка  интересней и сложней.

Это эффективное средство  умственного развития, предполагающее решение какой-либо творческой задачи,  выделения лишнего, нахождения нестандартного.

  • игры - ситуации  многообразны (отбираются в соответствии с темой те, что развивают  внимание, восприятие, формируют умение находить сходства и различия, диагностировать и развивать эмоциональную сферу, воображение, коммуникативные навыки).

Включение подобных заданий способствует психической разрядке и восстановлению сил, благоприятно сказываясь на здоровье ребенка.

Для развития творческого мышления детей можно рекомендовать комплекс игр. В играх используются задания, составленные на основе простого, хорошо знакомого материала.

Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  -  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

Упражнение  «Почему так назвали?» 

Цель: развивать творческое мышление, воображение, речь.

Комментарий педагога: Имена есть не только у человека. Сказочные герои имеют свои имена, и у животных есть клички. Они помогают нам угадывать характер персонажа, что он умеет делать или как выглядит. Попробуйте расшифровать имена сказочных персонажей.

Белоснежка (белая, как снег);

Незнайка (ничего не знает);

Златовласка (золотые волосы);

Курочка Ряба (пестрая, рябая);

Корова Буренка (бурая, коричневая);

Снегурочка (сделана из снега);

Бычок – Смоляной бочок (у героя бочок в смоле);

Золушка – (спала на золе, убиралась);

/Детям предлагается еще назвать необычные имена сказочных персонажей.

Упражнение «Волшебные превращения».

Вариант №1

Инструкция: «Представьте, что каждый из вас на сутки превратился в какое- нибудь домашнее животное, и составьте об этом рассказ под названием «День и ночь моей необычной жизни».

  • Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательный и интересный рассказ.

Примечание. Детям задаются опорные вопросы, например:

- Как бы вы выглядели?

- Что бы вы ели?

- Чем бы вы занимались днем?

- Кто бы был вашим «хозяином»?

- Как бы он к вам относился?

Вариант №2

Инструкция: «Представьте, что каждый из вас превратился в какой – нибудь предмет домашнего обихода, составьте об этом рассказ».

  • Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательный и интересный рассказ.

Примечание. При проведении такого варианта игры, взрослый задает план рассказа, используя следующие вопросы:

- Что с вами происходило до того, как вы попали в дом?

- Как вы попали в дом?

- Что вы можете делать или что можно делать с вашей помощью?

- Кто вас любит и кого любите вы? Почему?

- С какими предметами вы не дружите?

Упражнение «Представь»

Инструкция: «Предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется «Представь». Нужно представить какую – либо ситуацию, ощущение и описать их словами (если возможно, изобразить на листке бумаги).

  • Представь, что ты можешь и записать свои любимые звуки на музыкальный центр. Опиши, как они звучат.
  • Нарисуй облако и представь, как звучит мягкое, пушистое облако.
  • Представь и изобрази звук соленого огурчика.
  • Придумай свой собственный звук.
  • Представь, как выглядит смех, доброта, печаль, острая боль, красота, ложь, счастье. Если сможешь, зарисуй на листе бумаги.
  • Как пахнет лунный свет?

Упражнение «Фантастические гипотезы»

Цель: развивать творческое воображение, мышление.

Что произойдет….

  • если все взрослые на земле станут детьми?
  • если из крана польется не вода, а лимонад?
  • если животные начнут говорить человеческим голосом?
  • если оживут все сказочные герои?
  • если люди смогут читать все мысли друг друга?
  • если у тебя вырастут крылья?
  • если постоянно будет зима?
  • если люди смогут быть невидимыми?

Игра «Посмотрите на мир чужими глазами»

Цель: развивать творческое мышление, воображение,

Инструкция: Предлагается продолжить рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами.

«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Например:

  • представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега?
  • представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге.
  • Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет.
  • Представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Игра: «Ассоциации»

Цель: развивать мышление, воображение

Инструкция: Детям называется слово, например «праздник», предлагается назвать слова, ассоциирующиеся с данным словом (торт, салют, подарки и т.д.)

Слова: школа, болезнь, осень, путешествие, зима.

«Превращение предмета»

Цель. Развивать воображение, фантазию детей.

Материал: карандаш или палочка, маленький мячик, записная книжка.

Инструкция: Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый   ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.

Варианты превращения разных предметов:

• карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка,  расческа и т.д.;

• маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

• записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.

Игра «Укрась слово»

Цель: развивать воображение, мышление, речь.

Инструкция: Педагог дает каждой команде картинки с изображением хорошо знакомых предметов и предлагает в течение минуты подобрать как можно больше прилагательных, подходящих к данному существительному.

Слова: книга, погода, стол, дом, цветок, собака, лес, задача, вода, яблоко.

Пример: стол – деревянный, большой, журнальный, обеденный, письменный и т.д.

Игра «Цветная сказка»

Материал: шкатулка (коробочка), в которой находятся картонные круги разного цвета.

Инструкция: детям предлагается сочинить сказку по цвету. Из шкатулки достается один из кружков, например, зеленый. Значит, в сказке должен появиться персонаж или предмет зеленого цвета.

«Жил – был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие….» Следующий игрок вынимает кружок, придумывает продолжение сказки. «Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки». И так далее, в соответствии с цветом кружков из шкатулки дети подбирают персонажей и продолжают историю.

Игра “ Что лишнее ? ”

Цель: развивать мышление, способность классифицировать предметы по признакам.

Инструкция: Детям предлагаются любые три слова: птица, лисица, огурец; корова, ботинки, трава; курица, пшеница, подушка и т. д. Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чём-то сходные свойства, а одно слово - “лишнее”, оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключённому лишнему слову. Заслушиваются ответы всех ребят, так как варианты могут быть самые разные: от стандартных до оригинальных.

Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, а поэтому не следует ограничиваться каким-то одним решением. Решений может быть множество. Игра учит мыслить творчески.

Игра «Поиск предметов , обладающих сходными свойствами».

Цель: развивать способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разрозненными явлениями, легко переходить от одних связей к другим; развивать операцию “классификация”.

Инструкция: Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут.

Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом.

Пример: слово “стрекоза”  - бабочка, птица, самолёт - они летают, у них есть крылья, хвост; они садятся и поднимаются. Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов, то есть выделил наибольшее количество существенных признаков данного предмета и нашёл другие предметы, обладающие этими же признаками.

Игра “ Поиск предметов по заданным признакам”.

Цель: развивать способность находить предметы по заданным признакам, быстро переключать мышление с одного объекта на другой, искать похожие предметы, находить аналогии между различными непохожими предметами.

Инструкция: предлагаются вопросы

Вариант №1

  • Что может быть холодным? (вода, снег, лед, ветер и т.д.)
  • Что может быть острым? (нож, опор, перец и т.д.)
  • Что может быть хрупким? (стекло, лед и т.д.)
  • Что бывает быстрым? (машина, бег и т.д.)

Вариант №2

  • Колючая, зеленая, стройная;
  • Белое, пушистое, воздушное;
  • Круглое, сочное, красное;
  • Интересная, детская, библиотечная;
  • Кирпичный, старый, двухэтажный;

Игра «Поиск способов применения предмета». 

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия ; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете ; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Инструкция: Называется какой-либо хорошо известный предмет (книга, газета, шапка и др.). Необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета

Пример: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, служит прессом для чего - либо).

Игра «Поиск общих свойств».

Цель: развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Инструкция: Предлагаются два слова, мало связанные между собой. Например: блюдо и лодка; карандаш и уголь; мел и мука и т. д. За 10 минут надо назвать как можно больше общих признаков для этих предметов. Результаты обсуждаются. Ответы могут быть стандартными: в примере “блюдо и лодка” могут быть названы такие общие свойства, как “сделаны человеком”, “имеют глубину”, но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы. В игре побеждает тот, кто называет больше общих признаков.

Комментарий педагога: При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, то есть второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно чётко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Приведённый комплекс игр при необходимости может быть дополнен другими играми, а описанные игры могут быть модифицированы в зависимости от конкретной ситуации их проведения.

Наблюдения показывают, что описанный комплекс игр оказывает положительное влияние не только на развитие творческого мыщления, воображения, детей, но и в ряде случаев на их эмоциональные качества.

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.С. 10-60.
  2. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. М: 2007. 280 -288 с.
  3. Белова Е. С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П.Торренса // Психологическая диагностика. 2004. № 1. С. 21-40.
  4. Богат В., В. Нюкалов. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) , 2008. с.17-19
  5. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982№11. стр. 32-38.
  6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб: Союз, 1997. 92стр
  7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
  8. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. C. 2-304
  9. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2000.
  10. Запорожец А.В.. Психология и педагогика игры дошкольника, c.81
  11. Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. М.: Зимородок: Карапуз, 2006. - 415 с. Библиогр.: 410 - 413 с.
  12. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
  13. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
  14. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
  15. Лейтес Н.С.. Психология одаренности детей и подростков, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами....

Фотоальбом :"Организация работы по развитию речи в совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагога"

Фотоальбом по совместной деятельности воспитателя с детьми в образовательной области ''РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ"....

Методическая разработка непрерывной - образовательной деятельности по речевому развитию на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»

В данной образовательной ситуации используется интерактивная компьютерная разработка, которая позволяет расширить представления детей о разных видах спорта, о здоровом образе жизни. В ходе занятия у д...

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Развитие пространственного мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста средствами магнитного конструктора Magformers

СЛАЙД 2 ФГОС определяет один из принципов  дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.  В области ...