Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ
статья на тему

Малькова Наталья Михайловна

Гендерное воспитание дошкольников играет очень большую роль в развитии ребенка. Такое воспитание заключается в определенной системе педагогических и медицинских мер, которые направлены на формирование у ребенка правильного отношения к вопросу противоположного и собственного пола, их взаимодействия в общении.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
 
  Гендерное воспитание призвано не только  помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.
В настоящее время невозможно осуществлять полноценное воспитание и обучение дошкольников в отрыве от семьи или игнорируя воспитательный потенциал ДОУ. О необходимости создания крепкого союза педагогами и родителями писал в свое время В.А. Сухомлинский: « Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества». На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: - родители и педагоги выступают партнерами в воспитании и обучении; - единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; - помощь ребенку, уважение его и доверие к нему со стороны как педагогов, та и родителей; - знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе; - постоянный анализ взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов. Меняется и позиция ДОУ в работе с семьей. Каждое дошкольное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей. В этой связи нужно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ запросов семьи. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель, но и партнер родителей по воспитанию.
При взаимодействии педагогов ДОУ и родителей воспитанников следует учитывать определенные принципы работы с взрослыми: отказ от критики участников процесса обучения; обеспечение свободы мнений; уважение жизненных позиций; удовлетворение познавательного интереса.

Рекомендации   родителям  по воспитанию дочерей.

 Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

  • Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
  •  Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
  •  У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
  • Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
  •  Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Рекомендации   родителям  по воспитанию сыновей

  •  Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).

 

  • Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.

 

  •  Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).

 

  •  Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.

 

  • Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!

 

  • Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

 

  •  Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.

 

  •  Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.

 

  • Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

 

  • Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.

 

  •   Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются: гендерно-ориентированное поведение; нравственные качества, принятые в обществе; развиваются коммуникативно-речевые навыки; развиваются мышление, память, воображение.

Список литературы:
 
1. Н.А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012г.
 
2. Н.Е. Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций», Центр педагогического образования, Москва, 2012г.
 
3. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Формирование гендерной идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012г.
 
4. А.М.Щетинина, О.И.Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» // М., Творческий центр «Сфера», 2010 г.
 
5. Курбатова С. Книга – для мальчиков, книга – для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2012.
 
6. Л.В.Градусова «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011г. 175 с.
 
7. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.– Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. – 386 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Гендерное воспитание дошкольников играет очень большую роль в развитии ребенка. Такое воспитание заключается в определенной системе педагогических и медицинских мер, которые направлены на формирование у ребенка правильного отношения к вопросу противоположного и собственного пола, их взаимодействия в общении.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

  Гендерное воспитание призвано не только  помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.

В настоящее время невозможно осуществлять полноценное воспитание и обучение дошкольников в отрыве от семьи или игнорируя воспитательный потенциал ДОУ. О необходимости создания крепкого союза педагогами и родителями писал в свое время В.А. Сухомлинский: « Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества». На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: - родители и педагоги выступают партнерами в воспитании и обучении; - единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; - помощь ребенку, уважение его и доверие к нему со стороны как педагогов, та и родителей; - знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе; - постоянный анализ взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов. Меняется и позиция ДОУ в работе с семьей. Каждое дошкольное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей. В этой связи нужно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ запросов семьи. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель, но и партнер родителей по воспитанию.

При взаимодействии педагогов ДОУ и родителей воспитанников следует учитывать определенные принципы работы с взрослыми: отказ от критики участников процесса обучения; обеспечение свободы мнений; уважение жизненных позиций; удовлетворение познавательного интереса.

Рекомендации   родителям  по воспитанию дочерей.

 Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

  • Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
  •  Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
  •  У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
  • Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
  •  Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Рекомендации   родителям  по воспитанию сыновей

  •  Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
  • Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.

  •  Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).

  •  Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.
  • Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!
  • Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
  •  Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.
  •  Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
  • Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
  • Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.
  •   Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются: гендерно-ориентированное поведение; нравственные качества, принятые в обществе; развиваются коммуникативно-речевые навыки; развиваются мышление, память, воображение.

Список литературы:

1. Н.А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012г.

2. Н.Е. Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций», Центр педагогического образования, Москва, 2012г.

3. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Формирование гендерной идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012г.

4. А.М.Щетинина, О.И.Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» // М., Творческий центр «Сфера», 2010 г.

5. Курбатова С. Книга – для мальчиков, книга – для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2012.

6. Л.В.Градусова «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011г. 175 с.

7. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.– Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. – 386 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"

Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ....

Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада

Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании де...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ и семьи

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....