Главные вкладки

    Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа у дошкольников»
    консультация по теме

    Сафонова Ирина Эдуардовна

    Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа у дошкольников»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для родителей

    Тема: «Игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа у дошкольников»

    Составила: учитель – логопед

              МДОУ д/сад №1

            Сафонова И.Э.

    г. Туринск


    Цель: оказание помощи  родителям в  овладении основными приемами развития звуко-слогового анализа в условиях домашних занятий с ребенком

    Задачи:

    • активизировать знания родителей о слоговом составе слова;
    • уточнять особенности овладения слоговым анализом слова детьми  подготовительной группы;
    • обучать игровым приемам звуко-слогового анализа и синтеза;
    • продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
    • расширять степень  включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

    В логопедической практике особую трудность представляет работа над овладением детьми слоговой структурой слова. Эти нарушения стойки и удерживаются дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Случаи искажения слова учащаются во фразе, и в самостоятельной речи. Дети с нарушенной слоговой структурой слова в речи часто допускают следующие ошибки:

    • сокращают число слогов: ВИЛОНЧИСТ (виолончелист); ФОТОРАТ (фотоаппарат);
    • не могут четко определить размер слова и удлиняют его стереотипно, повторяя несколько раз один из слогов;
    • не могут переключиться с произношения одного слога на другой и уподобляют слоги друг другу: ВАНАКА - КАНАВА, ПАМАНА - ПАНАМА;
    • сокращают стечения согласных, когда звуки, им доступные, но в местах стечения согласных опускаются: КНИГА - НИГА, ЛИСТ - ЛИТ:
    • переставляют слоги: МОРАШКИ - РОМАШКИ;

    В процессе обучения специально отрабатываются следующие навыки:

    • воспроизведение нужного ритмического контура ( число слогов и ударение);
    • переключение с одного слога на другой;
    • произнесение стечений согласных:
    • сохранение нужную последовательность слогов в слове.

    Большим подспорьем в этой работе становятся игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа слова. Дети подготовительной группы уже ориентируются в звуковой структуре слова, могут интонационно выделять звуки в начале, середине и в конце слова, определять его качественные характеристики.

    В старшей группе мы объясняли детям, что любое слово можно проговорить по частям. (Например: ма-ма, па-па). В этом году мы расширяем их знания, говорим, что часть слова называется слог. Затем мы предлагаем сосчитать количество слогов в слове. Мы напоминаем детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу.

    Предлагаемые игры и упражнения помогают ребенку усвоить деление слова на слоги, определять ударные и безударные слоги.

    Договори слово. Произнесите любой первый слог, а ребенок второй (двусложные слова). Пусть он проговорит по слогам получившиеся слова полностью: ШИ-НА, РА-НА, РУ-КА, РА-MA, РЕ-КА, ВО-ДА, ВЕТ-КА, СУМ-КА, ШУТ-КА, ЛОД-КА, МАР-КА, РЕП-КА..

    Магнитофон. В эту игру надо играть втроем. Первый играющий (взрослый) называет первый слог РА, второй (взрослый) — МА, третий (ребенок в роли магнитофона)— называет слово целиком РАМА.

    В слове слог договори, будь внимательным, смотри. Предложите ребенку добавить слог ЗА только в том случае, если получается слово: ЗАНО- ЗА, СТРЕКО- ЗА, КОЛБА- ..., ГЛА- ЗА, ВА- ЗА, МИМО-ЗА. (Слоги и слова вы можете подобрать самостоятельно).

    Быстро повтори слово. Предложите ребенку внимательно послушать, какие из названных вами слов заканчиваются на ТА (или на ДА), и быстро повторить их.

    ПОЧ – ТА                 КАР – ТА                 БЕ – ДА                 ВО – ДА

    РЕБЯ – ТА                 ЛОПА – ТА                 ПОГО – ДА                 ГАЗЕ – ТА

    ПОБЕ – ДА                 КОНФЕ – ТА        ОБИ – ДА                ВОЛОГ – ДА

    «Мяч поймаешь ты тогда, когда названа еда!»

    Бросаете мяч ребенку и называете слова, обозначающие пищу: горошек, пироги, мороженое, сапоги, пирожное, а тот, в свою очередь, ловит мяч, если назван съедобный предмет, и повторяет слово по слогам: го-ро-шек.

    Задания можно менять, просить ребенка выбирать только названия мебели, одежды, транспорта и т.д. Усложнить игру так же можно, попросив ребенка отчеканить мячом нужное количество слогов.

    Подбери похожее слово. Предложите ребенку слова, состоящие из двух слогов, а он подберет к ним трехсложные слова с одинаковым окончанием. Если ребенку трудно выполнить задание, в качестве подсказки используйте картинки или предметы.

    Елка-метелка,         лейка-наклейка,        утка-минутка.

    Эхо. Пусть в игре ребенок повторяет за вами вторую половину слова.

    (Взрослый)        (Ребенок-эхо)

    раскла-душка        душка, душка

    неза-будка        будка, будка

    кана-рейка        рейка, рейка

    бала-лайка        лайка, лайка

    погре-мушка        мушка, мушка

    приба-утка        утка, утка

    Затем ребенок вспоминает слова, которые договаривало эхо.

    Телеграф. Взрослый произносит двусложные или трехсложные слова (окно, доска, указка, ковер, карандаш), а ребенок отхлопывает, отстукивает количество слогов в названном слове — передает слово по телеграфу.

    Выбери картинки. Разложите на столе открытки или картинки двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами (са-ни, ро-за, ма-ши-на, ма-ли-на). Пусть ребенок отберет вначале картинки, слова-названия которых состоят из двух, затем из трех слогов. Обратите внимание на то, что все слоги разные.

    Вот какое слово. Произнесите вместе с ребенком слово мама по слогам. Спросите: Сколько звуков в слове мама! Сколько гласных в этом слове? Какие? Сколько слогов в слове мама! Какие? Назови первый слог. Какой второй слог?

    Пусть ребенок послушает и скажет, одинаково ли они произносятся. Какой слог произносится чуть протяжнее (Первый слог ма). Постарайтесь протянуть голосом второй слог. Спросите, правильно ли звучит слово. Если да, то почему. Сообщите, что слог, который произносится протяжнее и чуть заметнее в слове, называется ударным. Мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении:

    Ударный слог,

    Ударный слог —

    Он назван так недаром.

    Эй, невидимка-молоток,

    Отметь его ударом!

    И молоток — стучит, стучит,

    И — четко речь моя звучит!

    Последние две строчки произнесите с ударением в словах.

    Поищи слово. Скажите ребенку, что есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Поищи слово, которое спряталось в слове песок. Ребенок делит слово пе-сок на слоги и узнает, что спряталось слово сок. Пусть ребенок самостоятельно отыщет спрятавшиеся слова в словах рыбак, кулак, Борис, пирог, король.

    С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки, как и раньше красными, синими и зелеными квадратами. К привычным схемам слов добавляются звуко-буквенные. Рассмотрим это на примере. Рассмотрите картинки, впишите в схемы гласные буквы. Для этого:

    1. Начните работу с более коротких слов. Произнесите каждое слово вслух.
    2. Обратите внимание на то,  сколько звуков в слове.
    3. Определите, какие гласные звуки вы слышите в слове, и на каком месте. Например: В слове бык три звука, есть гласный звук ы, это второй звук в слове. В эту схему надо вписать букву ы во вторую клетку.

    Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами, которыми вы можете воспользоваться в ваших занятиях с ребенком дома. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.

    Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

    Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

    При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

    Поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте успехи, учите преодолевать трудности. Помните, что все дети в своем обучении проходят долгий путь:

    • Нуждается в подробном объяснении задания, в объяснении всех этапов его выполнения;
    • Понимает задание и порядок его выполнения, но нуждается в контроле правильности выполнения каждого этапа;
    • Выполняет задание самостоятельно все лучше и лучше, достаточно только контроля за итоговым результатом..

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

    Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

    Консультация на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа»

    В консультации представлены и гры и упражнения, способствующиее развитию: артикуляционного аппарата, речевого дыхания, силы и темпа речи, слухового внимания....

    Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

    Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...

    Семинар – практикум для родителей на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»

    Семинар – практикум для родителей на тему«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»...

    Семинар-практикум для родителей. Тема «Игры и упражнения по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ»

    Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР.. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию...