Мастер-класс на тему: "Игры и упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом ОНР с применением современных технологий".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Мельникова Елена Павловна

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста содержит эффективные приёмы для преодоления нарушения звуко-слоговой структуры слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 75 компенсирующего вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Мастер-класс на тему:

Игры и упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом ОНР с применением современных технологий.

                                                                                                     

                                                                                                   Автор: учитель-логопед:

                                                                                                                     Мельникова Е.П.

Санкт-Петербург

2020

 Цели:

  1. Создать условия для овладения логопедами играми и упражнениями, направленных на преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова.
  2. Познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова.
  3. Вызвать у коллег интерес и желание использовать в процессе мастер-класса полученные навыки в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Раздаточный материал:  слоговые полоски, разрезные картинки, карточки – триз, коллаж, индивидуальные схемы слогового и ритмического рисунка слова, фишки, схемы, картинный материал.

Ход мастер-класса.

  1. Вводная часть (3 минуты).

Уважаемые коллеги, не секрет, что формирование полноценной речевой функции ребенка – основная задача коррекционной деятельности логопеда дошкольного учреждения.

Сейчас я назову слова так, как их произносят дети: бизяна, скодока, лубика, фотопат, кашалат, тетефон, мидоы. Отгадайте, что это за слова, назовите их правильно.

Какие нарушения в произношении слоговой структуры этих слов вы заметили?

Для чего нужно заниматься проблемой нарушения слоговой структуры слова?

(Если нарушается произношение слоговой структуры слова, то мы затрудняемся поддерживать диалог, полноценно общаться в социуме, ясно выражать свои мысли).

  1. Основная практическая часть (25 минут).

Работу по преодолению нарушений слоговой структуры слова выстраиваем в два этапа.

1-ый этап: подготовительный. Цель этапа – подготовить детей к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова. Предлагаются невербальные и вербальные задания: «Что звучало?»; «Где звучало?»; «Газета»; «Из чего сделаны звуки?»; «Чудо – кубик»; «Бусинки»; «Повтори за мной хлопки».

Вербальный уровень – это уровень звука, слога, слова.

Уровень звука: «Отгадай звук по артикуляции – подружи гномиков». Учитываем, что даже гласный звук может звучать по разному – а (плач, пение, укачивание, испуг, показываем горлышко врачу). Когда работаем над распевкой гласных , обращаем внимание на продолжительность речевого выдоха, развиваем мимику, память, фонематический слух детей.

Уровень слога – это этап автоматизации и дифференциации звуков и слогов. Упражнения:

1. Слоги наоборот (са – ас, кла – алк, тса – аст, алкв – вкла).

2. Слоговой аукцион (наращивание, добавление слогов до структуры слова):

а) «Закончи слово ма - …»;

б) «Добавь слог, чтобы получилось слово  - - сок»;

в)  «Найди середину слова  у – ка».

г)  Слоговые цепочки – «Домино». Подобрать на последний слог слова, которые начинаются с этого слога.

Проводится подвижная разминка с участниками мастер-класса, которые складывают на ковре цепочку слов из набора выданным им слогов.

Логопед: Самая интересная и обширная коррекция звукослогового состава слова происходит на уровне слова. Определяется несколько аспектов в работе с детьми:

  1. Развитие фонематических представлений о слове как единице коммуникации.

Учим детей различать короткие и длинные слова по длительности звучания.

        Первый вариант игры: поднимите короткую или длинную полоску, соответствующую названному слову – лось, цветок, машина, пирамида.

        Второй вариант игры: подобрать полоску с таким количеством частей, сколько слогов в названном слове.

        Третий вариант игры: разрезать полоску на столько частей, сколько в слове слогов.

        Проводим разно уровневые игры с учет возраста и сложности речевого недоразвития детей: «Сложи картинку из частей», «Сложи картинку из частей и отхлопай по слогам название картинки». Для читающих детей – отхлопать слово из напечатанных слогов.

        Учим детей прислушиваться к звуковому составу и семантике слова.

        Упражнение «Повтори за мной» (переставлять слова нельзя):

        Тон – дом – Дон – том,

        Кот – ток – ком – тот,

        Суть – семь – сеть – сель.

        Упражнение «Исправь ошибки Незнайки»:

        Небель, деверо, моколо, вутка, мотолок, кокно, павук, певрый, трампорт, мосалёт, молёкты, пимирада, томоцикл.

        Логопед читает текст «Какие бывают слова?», а участники мастер-класса исправляют в строке последнее слово по смыслу:

        Есть сладкое слово – ракета, есть быстрое слово – конфета;

        Есть кислое слово – вагон, есть слово с окошком – лимон;
        Есть слово весёлое – снег, есть слово пушистое – смех.

        Стоп! Стоп! Извините, ребята,
        Машинка моя виновата, ошибка в стихах не пустяк

        А нужно печатать-то как?

Рекомендую упражнение «Гости у слона».

        Гости пели, веселились, так кружились, так вертелись, что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять, помоги гостей собрать:

АН – ЛО – ТИ – ПА – ДИЛ – КО – КРО – ШИМ – ЗЕ – ПАН – ЕНА – МУР -  ЖИ – ГИ – РАФ – ЛЕ – ГЕ – ДИ – БЕ – МОТ – БРАЗ – КО.

        Для определения границ слова проводим упражнение «Найди слова в цепочке слогов»: ЛИ – СА – ЛО – СИ – ЖУ – КИ – НО – ГИ – ТА – РА – МА – ШИ – НА.

  1. Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза слова.

Проводятся игры: «Подбери картинки, слова к заданной схеме звуко-слогового состава»; «Ромашка»; «Определи место звука и слога в слове»; «Поезд».

Логопед: Мы поиграем в игру «Слоговые ребусы», которая не только решает задачу слогового синтеза, но и развивает мышление, внимание и память. Логопед демонстрирует слоговую таблицу, а участники мастер-класса должны составить как можно больше слов.

  1. Логопед: Важный аспект в коррекционной работе по формированию слоговой

структуры слова это умение выделять голосом более продолжительно и акцентировано ударный слог – независимая ритмико – мелодическая структура слова.

Логопед проводит упражнение «Отхлопай имена детей».

        Стукну громче, стукну тише. Молодец, кто всё услышит.

Логопед хлопает ритм, участники мастер-класса подбирают карточки с именами детей.

        Проводится игра «Поэты»: подбираются картинки – слова, которые рифмуются: лук - жук – сук, рак – мак – лак, песок – носок – поясок.

        Логопед говорит: «По мере того как улучшается произношение детей и проговаривание многосложных слов упражнения усложняются. Дети повторяют рифмовки, скороговорки и трудные фразы. Чтобы детям была легче запомнить и повторить содержание многосложных фраз, рекомендую активно использовать методики ТРИЗ, мнемотехнику, план-схему».

Логопед предлагает участникам составить предложения по индивидуальным карточкам ТРИЗ.

                        

                         Заключительная часть мастер-класса.

        Подводя итоги, логопед обращается к участникам мастер-класса: Что нового вы для себя узнали? Помогли ли вам предложенные игры пересмотреть по новому такой важный раздел в коррекционной работе с детьми, как формирование слоговой структуры слова?

Любой из нас пришёл на свет на этот свет

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Мы научить должны детишек говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Мастер-класс для педагогов. Тема: "Игры и физические упражнения на улице в зимнее время года"

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным профилактическим средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям....

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа у дошкольников»

Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа у дошкольников»...

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: "Планирование работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом: ОНP II - III уровней развития речи старшего дошкольного возраста".

Методическая разработка содержит годовой учебный план по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом II - III уровней развития речи. Предназначена для молодых специалистов в созда...

Картотека игр и игровых упражнений: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей-логопатов 4-6 лет".

Картотека игровых упражнений, рекомендованных для совместной коррекционной работы логопеда и воспитателей группы для детей 4-6 лет по разделу: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структур...