"Формирование навыков самообслуживания"
консультация (младшая группа) на тему

Царегородцева Ирина Петровна

В настоящее время, и это отрадно отметить, система дошкольного образования широко ориентирована на систематическое педагогическое взаимодействие с детьми раннего возраста, а также на оказание психолого-педагогической поддержки их родителям. Это проявляется, в частности, в том, что разрабатываются различные программы раннего вмешательства, появляются и получают дальнейшее развитие разнообразные формы поддержки семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания

В настоящее время, и это отрадно отметить, система дошкольного образования широко ориентирована на систематическое педагогическое взаимодействие с детьми раннего возраста, а также на оказание психолого-педагогической поддержки их родителям. Это проявляется, в частности, в том, что разрабатываются различные программы раннего вмешательства, появляются и получают дальнейшее развитие разнообразные формы поддержки семьи.

Данные опросов, проводимых педагогами-дефектологами, слушателями курсов повышения квалификации (Институт коррекционной педагогики РАО) в процессе медико-психолого-педагогического консультирования (в группах кратковременного пребывания детей раннего возраста), показывают: одной из существенных трудностей, испытываемых родителями в процессе обучения и воспитания является формирование навыков самообслуживания, овладение которыми относится к важным условиям включения детей в коллектив сверстников, успешной социализации.

У ребенка отмечаются первые проявления самостоятельности, связанные именно с овладением предметными действиями, с освоением навыков самообслуживания. К 2 годам малыш уже пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться. Однако эти навыки отличаются непрочностью, нестабильностью. Так, ребенок, заигравшись, может забыть вовремя попроситься в туалет, может отвлечься и пролить суп и т.п. В это же время у малыша появляется желание помочь взрослым: убрать со стола посуду, вытереть стол тряпкой, подмести пол, положить игрушки и книжки на место.

При этом смысл культурного поведения для ребенка еще не ясен. Он выполняет какое-либо действие не столько из-за понимания его цели, сколько для взрослого, который предъявляет ему требования или дает поручения. Это обусловлено особенностями психического развития ребенка в данный возрастной период.

Первые активные самостоятельные действия лишь отражают внешний рисунок поведения взрослого, не учитывают его результата. Многим родителям известно, с каким удовольствием малыш подметает пол, оставляя вокруг себя горы мусора. Но не всем понятно, что для него главное – размахивать веником, а не убирать грязь.

Понимание цели того или иного действия приходит постепенно и складывается к концу раннего возраста, когда самостоятельность развивается наиболее интенсивно. К 3 годам ребенок может – с небольшой помощью взрослого – одеваться и раздеваться, под их контролем он умеет мыть руки, вытирать их полотенцем, знает, как пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, зубной щеткой, у него закрепляется навык опрятности в отношении пользования горшком.

Особенное значение владение предметными действиями и развитие самостоятельности приобретают при поступлении ребенка в дошкольное учреждение. Проведенное исследование позволило выявить особенности предметных действий у детей раннего возраста. Большинство малышей (60%) в действиях с предметами не учитывают их физические свойства и остаются на уровне манипулирования. Они не способны самостоятельно ориентироваться в условиях выполнения действий, испытывают трудности при их выполнении. У многих отмечается несформированность зрительно-двигательной координации. Они нуждаются в существенной помощи взрослых при выполнении культурно-гигиенических навыков, потому что с трудом снимают и надевают некоторые предметы одежды, не могут застегнуть молнию. Нуждаются они в помощи воспитателя и при приеме пищи, испытывая серьезные затруднения в действиях с ложкой, вилкой.

Анализ данных анкетирования родителей детей раннего возраста, поступивших в ДОУ, показал, что у них отмечались трудности в режимных моментах. Имеются в виду сон, прием пищи, прогулки.

Многие дети испытывают затруднения в освоении ближайшего предметного мира. Вместе с тем, как уже отмечалось, овладение предметными действиями является тем фундаментом, на котором строится психическое развитие малыша. При отсутствии его дальнейшее его развитие не может складываться успешно.

В данной статье описываются педагогические условия, которые помогут родителям и специалистам организовать взаимодействие с ребенком раннего возраста по формированию навыков самообслуживания в рамках предметной деятельности.

Режим дня малыша

Является основой своевременного физического и нервно-психического развития и организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Особое внимание следует уделять правильному чередованию бодрствования и сна, влияющему на ритм работы и отдыха нервных клеток коры головного мозга. Известно, что удлинение периода бодрствования выше предела работоспособности нервной системы неизбежно ведет к утомлению и истощению нервной системы. Уменьшение длительности бодрствования также отрицательно сказывается на состоянии ребенка: уложенный спать раньше времени, он не может сразу заснуть, начинает шалить, приходит в состояние возбуждения.

Важно учитывать индивидуальные особенности работоспособности нервной системы малышей. Так, некоторые дети утомляются быстрее и нуждаются в более раннем дневном сне либо в более продолжительном ночном сне, так как период бодрствования у них снижен.

Проводить занятия лучше в утреннее время, когда отдохнувший за ночь ребенок находится в хорошем настроении и активном состоянии. В вечернее время следует дать ребенку возможность порисовать, почитать ему книжку, погулять с ним. Перед сном недопустимы активные, подвижные, возбуждающие малыша игры. Если это не учитывать, у ребенка может возникнуть хроническое недосыпание и переутомление центральной нервной системы. Как правило, недосыпание может стать результатом неправильно организованного режима (без учета возрастных и индивидуальных особенностей), а так же отсутствия благоприятных условий для сна (свет в спальне, громкий разговор взрослых, включенный телевизор, магнитофон, компьютер и т.д.). Часто нарушение сна может быть вызвано наличием у малыша отрицательных привычек (спать с соской, пить ночью, писаться и т.д.).

Адекватный характер общения и взаимодействия

При общении взрослого с ребенком особое внимание необходимо уделять налаживанию эмоционально-личностного контакта, соблюдению дистанции (позиция партнера, контакт «глаза в глаза»), формированию у ребенка способов усвоения общественного опыта (совместные со взрослым действия, указательный жест, подражание, образец, речевая инструкция).

Именно взрослые создают условия для формирования у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств и значений предметов, игрушек, выступают организаторами совместной деятельности, в процессе которой знакомят его со структурой предметного действия, обогащают сенсорный опыт и подводят к появлению у малыша способности к замещению в процессе использования предметных заместителей.

Содержание общения, реализуемого в процессе равноправного сотрудничества при стимуляции детской самостоятельности и инициативы, удовлетворение потребности в признании достижений малыша, развивает его игровые и познавательные интересы.

Включение родителей в педагогический процесс

Известно, что многие родители, воспитывающие ребенка раннего возраста, проявляют по отношению к нему повышенную опеку, выражающуюся в стремлении все делать за него. Это ставит ребенка в полную зависимость от окружающих.

Обучение родителей педагогическим технологиям, позволяющим систематически и целенаправленно проводить с ребенком занятия по овладению им предметами ближайшего окружения, важное направление педагогической работы.

Необходимо, чтобы в семье соблюдалось постоянство и единство требований всех взрослых в отношении правил поведения малыша. Он не научится быть самостоятельным и аккуратным, если мама требует от него убирать игрушки на место, а папа позволяет их разбрасывать, папа побуждает есть самостоятельно, а бабушка кормит и одевает.

Прививая малышу навыки опрятности и аккуратности, необходимо использовать игровые приемы. Например, организуя такие сюжетные игры, как «Кормление куклы», «Купание куклы», «Стирка», «Парикмахерская», «Гости», можно в интересной для ребенка форме обыгрывать многие бытовые действия и правила поведения, приучать его бережно обращаться с игрушками, ухаживать за ними.

Только в совместной со взрослыми деятельности малыш учится использовать предметы по назначению. От того, как организован процесс обучения малышей навыками самообслуживания, зависит дальнейшие проявления их самостоятельности. Взрослый объясняет малышу, зачем нужно выполнить то или иное действие, показывает, как оно выполняется, помогает выполнять его, дает ему оценку.

Помощь взрослого по мере освоения навыков выполнения действий уменьшается, сворачивается от совместных действий  к жесту, а затем – к речевой инструкции. При проведении упражнений важно, чтобы объяснение взрослого было понятно малышу, речевая инструкция отличалась простотой и четкостью.

Организация предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда является позитивной, если учитывает интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Важнейшими механизмами полноценного развития ребенка раннего возраста являются разнообразные виды деятельности: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. Предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты, объекты, условия и средства достижения цели всегда поле для детской деятельности.

Предметно-развивающая среда детства подразумевает систему условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для физического, социального, познавательного и эстетического развития. Это природная среда и объекты природы, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, библиотека, игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда и др.

Предметно-развивающая среда может приобретать особый колорит в зависимости от семейного окружения, культурных традиций семьи, типа детского учреждения и коррекционной направленности содержания воспитания. При этом она предполагает вариативность, которая выражается в содержательном наполнении и проективно-дизайнерском исполнении.

К числу предметов бытового окружения относятся предметы, находящиеся в каждодневном пользовании ребенка и способствующие овладению навыками самообслуживания:

  • предметы посуды: ложка, вилка, чашка, тарелка;
  • предметы, находящиеся в ванной и туалетной комнате: мыло, полотенце, расческа, салфетка, туалетная бумага;
  • предметы одежды: трусы, майка, ботинки, колготы, шапка и др.
  • предметы быта: губки для мытья посуды и протирания стола, лейка для полива цветов, совок и др.

Их использование способствует расширению представлений и знаний детей об окружающих вещах, а также сенсорному воспитанию, развитию речи, тонкой моторике и зрительно-двигательной координации.

Предметно-развивающая среда включает наборы бытовых и специальных предметов.

Так, для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться используются следующие предметы: крючок, на который ребенок сам вешает детскую одежду, деревянные игрушки со шнуровкой в виде ботинка, пособия с липучками, большими пуговицами и т.д.

Необходим шкафчик с полочками для определенного вида одежды, чистой и по сезону (колготы, нижнее белье, кофты и т.п.). На шкафчик или рядом с ним можно прикрепить карточки с изображением отдельных видов одежды последовательно одевающегося малыша.

Для формирования умения самостоятельно есть необходимо подобрать непромокаемые фартуки, ложки, вилки со специальными насадками на ручку, тарелки на присосках, кружки с двумя ручками, соответствующий высоте стола стул и подставку под ноги.

Для формирования умения пользоваться туалетом необходимы подставка под ноги для опоры, набор сидений для унитаза, красивая, привлекающая внимания ребенка туалетная бумага.

В освоении навыка умывания помогут наборы необычных, красивых умывальных принадлежностей, находящихся на доступных ребенку местах, легко открывающиеся ручки крана, зеркало на высоте, соответствующей росту ребенка, подставка под ноги.

Привлечению ребенка к купанию будут способствовать игры с водой: совместно пускать кораблики, выдувать мыльные пузыри, играть с красивыми фигурными мочалками, моющимися книжками, подкрасить воду в тазике и искупать в ней игрушку.

Формированию умения убирать игрушки на место поможет организация удобного игрового уголка, низкие полки для книг, карандашей и красок, кубиков, машинок, коробка или ящик для мелких игрушек, маленький столик и стульчик для рисования, лепки, чтения.

Индивидуальная программа коррекционного обучения и воспитания

Это необходимое условие успешного обучения ребенка. В программе подробного описываются направления, методы, приемы работы, игры и игровые упражнения по социальному развитию, овладению предметными действиями, навыками самообслуживания и развитию самостоятельности.

Развитие самостоятельности и независимости связано с осознанием ребенком своего Я, с самопознанием и становлением личности. На начальном этапе решаются следующие задачи:

  • установить эмоциональный контакт с ребенком;
  • учить откликаться на свое имя;
  • привлекать внимание ребенка к его отражению в зеркале, на фотографиях;
  • учить показывать на себя рукой (это я) и на основные части своего тела (руки, ноги, голова, глаза и т.д.);
  • выделять близких взрослых (смотреть в глаза маме или педагогу, гладить по голове, посылать воздушный поцелуй); отвечать жестом на вопрос: «Где тетя Таня?», «Где мама?» и т.д.;
  • учить совместно использовать знаки-жесты приветствия и прощания: «привет», «пока».

Важным направлением программы является обучение навыкам самообслуживания: учить самостоятельно пользоваться ложкой, пить из чашки, расчесываться, умываться; включать в уборку игрушек после завершения игры; формировать навык опрятности (регулярно высаживать ребенка на горшок). Этому способствует совершенствование двигательных навыков малыша, особенно тонкой моторики рук.

Так, индивидуальная программа предписывает:

  • обучать выполнению действий разными частями тела: топать ножками, хлопать в ладоши, поднимать руки вверх, закрывать/открывать глаза, наклонять и поворачивать влево/вправо голову;
  • совершенствовать общие движения и двигательную координацию (учить ползти до цели, например до игрушки, ходить по ровной линии (веревочке), перешагивать через препятствие: веревочку, палочку);
  • учить играть с мячом, совершенствуя способы удержания мяча в руках, бросая его в цель (в корзину), в руки взрослому или ребенку (в позе стоя, в позе сидя), учить ударять по мячу ногой (играть в футбол);
  • учить прыгать на двух ногах, бегать;
  • совершенствовать тонкую моторику рук: пересыпать сыпучие материалы, формировать захват щепотью, действовать с природным материалом (каштаны, желуди и др.), открывать/закрывать баночки, кастрюльки и др.

Формирование предметных действий – следующее важное направление программы, которое предполагает решение следующих задач:

  • вызывать эмоциональный интерес к звучащим предметам и игрушкам (погремушкам), их свойствам, действиям с ними;
  • учить хватать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя, учитывая их величину и форму, удерживать игрушки, перекладывать из руки в руку, фиксировать взгляд на игрушке, прослеживать за игровым действием с ней;
  • знакомить с функциональным назначением наиболее часто употребляемых предметов;
  • учить действовать с предметами обеими руками, отдавать предмет  в руки взрослому, выделять предметы (игрушки), выполнять короткие предметно-игровые действия с учетом функционального назначения предмета (нажимать на резиновую игрушку, катать мяч, греметь погремушкой и т.д.);
  • формировать положительное отношение к сюжетным игрушкам;
  • учить выполнять соотносящие действия (закрывать кастрюльки, собирать двухсоставную матрешку и др.), орудийные действия (кормить, причесывать куклу, насыпать песок в формочку др.);
  • формировать интерес к конечному результату выполняемого задания.

Овладению обращения с предметами бытового окружения способствуют организованные взрослым занятия по развитию продуктивных видов детской деятельности. Вначале у малыша вызывают интерес к рисованию, лепке, изобразительным средствам (фломастеры, краски, мелки, тесто, пластилин). Затем побуждают вместе со взрослым выполнять простые изображения и поделки; учат дорисовывать, долепить, достроить.

В ходе экспериментального обучения детей раннего возраста были определены основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания в специально организованной взрослым игровой ситуации.

  1. Формирование навыка приема пищи. Задачи: учить различать предметы, необходимые для приема пищи и действовать с ними.
  2. Формирование гигиенических навыков. Задачи: учить различать части тела и познакомить с предметами санитарии и гигиены и их местоположением, учить обращаться с ними, проводить утренний и вечерний туалет.
  3. Формирование навыка опрятности. Задачи: учить накрывать на стол перед приемом пищи, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, убирать после еды посуду; учить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик; учить пользоваться в туалетной комнате туалетной бумагой, мыть руки, самостоятельно расчесываться; в игровой комнате убирать на место игры и игрушки.
  4. Формирование навыка одевания и раздевания. Задачи: Формировать умение различать предметы одежды и обуви; учить одеваться и обуваться при участии взрослого.
  5. Формирование навыка адекватного поведения. Задачи: учить здороваться и прощаться с детьми и со взрослыми, проявлять доброжелательное отношение.

Успешной реализации предложенного содержания коррекционно-воспитательной работы способствуют:

  • совершенствование двигательных навыков, особенно функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
  • развитие орудийных и соотносящих действий;
  • организованные взрослым занятия по развитию продуктивных видов детской деятельности.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Постепенно у детей развивается самостоятельность, независимость от взрослого, что является одним из главных условий успешной социализации.

Рекомендуемая литература

  1. Аксарина Н.М., Кривина С.М. Контроль за нервно-психическим развитием и поведением детей раннего возраста. М., 1975.
  2. Браткова М.В. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009.№4.
  3. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики//Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конференции. М., 2003.

М.Браткова,

Кандидат педагогических наук, доцент,

Кафедра специальной педагогики,

ГОУ ВПО Московский городской педагогический

университет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гиг...

Самообслуживание . Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.

Самообслуживание во время подъема после сна.Цель: показать использование приемов трудового  воспитания, формирования  навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.Задачи:1. Воспиты...

Игры для формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Здесь представлена подборка игр, которые могут быть использованы в формировании навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков....

Конспект образовательной деятельности образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков на тему: «Быть опрятным - хорошо!» (2 младшая группа)

Цель: совершенствовать культурно - гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой ...

Конспект образовательной деятельности образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков детей раннего возравста на тему:" Поможем Хрюше быть опрятным"

Цель: совершенствовать культурно - гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небол...

Конспект образовательной деятельности образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков на тему: «Быть опрятным - хорошо!»

Цель: совершенствовать культурно - гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой ...