внутриутробное развитие и реакция на жизнь
статья на тему

Перегудова Любовь

важность общения с ребенком до рождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутриутробная жизнь ребенка и его реакция на внешний мир

Говорят, ребенок в утробе матери и слышит, и чуть ли не видит… Правда ли это? И какая онавнутриутробная жизнь ребенка? Как, еще нерождённый малыш, реагирует на внешний мир? Как развивается плод и каким образом сказывается в будущем его внутриутробная жизнь? На эти и другие вопросы отвечает врач-гинеколог высшей категории Полина Сергеевна ДЕРЕВЯНЕНКО. Беседовала Людмила СЛАВИНА.

«Что это за наука — пренатальная психология? Когда она появилась?»

— Пренатальная, то есть дородовая, психология появилась не так давно. Дело в том, что прежнее представление о дородовой жизни будущего человека, как о периоде чисто биологического существования  в последние годы забыто окончательно и бесповоротно. Теперь уже аксиомой считается, что у плода развиваются не только части и системы организма, но и познавательные функции и органы чувств. А некоторые исследователи утверждают: начиная с четвертого месяца беременности, человеческий плод уже по-своему понимает, что происходит вокруг, реагирует не только на внутренние изменения в лоне матери, но и на внешние раздражители, которые доходят до него. Пренатальная наука изучает дородовую психологию ребенка.

«Правда ли, что будущий ребенок слышит? И как же это происходит?»

— Хорошо известно, что орган слуха у зародыша начинает формироваться одним из первых. К четырем месяцам плод слышит музыку. На бравурную и громкую он реагирует активным шевелением, спокойная и мелодичная музыка его успокаивает. Известны случаи, когда беременные женщины вынуждены были уходить с концертов рок-музыки из-за невыносимо бурной реакции плодa.

 Беспокойством плод реагирует на ссоры и крики родителей. Подчас они могут привести к выкидышу, и неизвестно, какова причина такого развития событий — то ли резкие колебания гормонов в организме матери, то ли сама по себе угроза, содержащаяся в бурных криках и оскорблениях, с которыми протекает скандал.

Известно, что еще не родившиеся дети запоминают мелодии, слова, целые выражения и даже детские стишки, если их часто читать в последние месяцы беременности. Мать двухлетней девочки однажды услышала, как ее дочь повторяет: «Вдох — выдох, вдох-выдох» — команды, которые звучали на курсах будущих матерей.

Народившиеся дети слышат и распознают голоса родителей, реагируют на их интонации. Врачи советуют будущим матерям как можно чаще разговаривать с ребенком. После рождения такие дети бывают спокойными, реже плачут.

Внешние звуки плод слышит своеобразно — низкие частоты как бы отсекаются, высокие слышны отчётливее. Именно с этим психологи связывают материнский инстинкт разговаривать с новорожденным: особым, высоким голосом — он звучит понятнее и безопаснее, чем низкие звуки.

«Читала, что в Древней Греции беременным женщинам запрещали смотреть на все безобразное, некрасивое. И вменяли в обязанность систематически любоваться прекрасными рисунками, статуями, пейзажами. Якобы будущий малыш видит то же, что и мать, и это сказывается на его развитии … »

— Пока неизвестно, различает ли плод красивое и некрасивое, но то, что нарождённый ребенок реагирует на свет, доказано. Если врач осматривает беременную с помощью фетоскопа (прибор для внутриутробного исследования), то яркий свет от него пугает ребенка. Он переворачивается, стремясь укрыться от луча, плотно смыкает веки. Возможно, следующей новостью о внутриутробной жизни будет как раз то, о чем вы спрашиваете, и выясните, что плод действительно склонен к прекрасному.

«Есть ли у плода вкусовые ощущения? Трудно поверить, что он различает вкус, но слышала и такое».  

Это действительно так. Еще не родившийся ребенок, как и все дети, любит сладкое и не любит горькое. Если в амниотическую жидкость, в которой он плавает, добавляют глюкозы, плод глотает ее в два раза больше, чем обычно. А введение туда горького лекарства глотательный рефлекс уменьшает. Причем, глотая горькое, плод делает совершенно ту же гримасу, изображающую отвращение, что и взрослый человек.

«Говорят, что плод чувствует настроение матери, реагирует на ее курение, засыпает вместе с ней.» Неужели это все правда?»

 — Плод действительно повторяет все действия и даже настроение матери. Он дремлет, когда мать засыпает, просыпается вместе с ней. Если мать спокойна, то и плод ведет себя спокойно. Если она нервничает, то он либо замирает, либо активно шевелится. Но есть у него и свои потребности. Если мама долго сохраняет малоподвижность, ему не хватает кислорода, и он начинает бурно шевелиться, дрыгать ножками. Если мать, напротив, активна, он может устать и укачаться. Кстати, именно с этим связаны и традиции укачивания новорожденного на руках или в люльке.

Пятимесячный плод двигает головкой, если живот матери погладить рукой, а если лить холодную воду, плод очень недоволен, сердится, бьет ножками.

Реагирует плод и на курение матери. Причем не только на поступление в кровь вредных веществ, но даже и на ее желание закурить: женщина еще только думает о сигарете, а его сердечко уже начинает биться учащенно. Причина в том, что из-за курения плод получает намного меньше кислорода, а это вызывает у него болезненные судороги. А предвкушение табака· женщиной, видимо, как-то меняет гормональные реакции.

На физические травмы плод реагирует уже со второго месяца жизни. Если ударить по животу матери, он пугается, пытается спрятаться, сжаться.

«Читала где-то: от того, как носит мать ребенка, хочет она его или нет, зависит, каким он станет во взрослой жизни. Ну, это уж, по-моему, просто фантастика, причем не научная … »

— Да нет, не фантастика, а именно научные разработки. Ученые установили, что опыт, полученный в ходе беременности, всерьез влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Желанные дети, уже в утробе матери ощущавшие ее любовь и радость, более уверенны в себе, спокойнее реагируют на стрессы, имеют в целом позитивное восприятие жизни доброжелательны, контактны, легче учатся. Дети нежелательные, напротив, ощущают неуверенность, чаще впадают в депрессию, ждут от жизни одних неприятностей и ударов, недоверчивы, с трудом сходятся с людьми, испытывают трудности в учебе.

хорошие новости улучшают настроение ребенка

В 1983 году были представлены неожиданные результаты исследований на тему внутриутробного развития малыша. Оказалось, что кроха с 4-й недели может на гормональном уровне ощущать эмоциональное состояние мамы. Оно передается ему биохимическим путем через пуповину с помощью многих химических веществ.

Именно поэтому специалисты рекомендуют беременным женщинам чаще рассказывать своим будущим детям о чем-то хорошем, добром и веселом. Надо сказать, что позитивные новости влияют не только на эмоциональное состояние малыша, но оказывают благотворное воздействие на формирование его психики.

общение с ребенком развивает детский интеллект

Доктор медицинских наук Михаил Лазарев, создатель метода пренатального музыкального обучения, уверен, что детский мозг формируется в период внутриутробного развития. И если во время беременности малышу читать вслух, в будущем ребенка не нужно будет уговаривать сидеть с книгой.

Полезно и разговаривать с ребенком на иностранных языках. Существует мнение, что способность к лингвистике у будущего малыша формируется с 16 недели беременности. И чем больше иностранных слов кроха услышит в период внутриутробного развития, тем легче он в дальнейшем будет осваивать незнакомую для него речь.

музыка воздействует на ребенка эмоционально и физически

Во время беременности многие будущие мамы меняют свои музыкальные пристрастия и начинают слушать ранее нелюбимую классическую музыку или джаз с целью творческого внутриутробного развития малыша. Но на самом деле, не всегда такая музыка будет нравиться ребенку. Существует немало мамочек, которые столкнулись с тем, что малышу были больше по душе рок, хэйви метал и другие виды альтернативной музыки. Поэтому прислушивайтесь к себе и к поведению крохи во время звучания той или иной композиции. Если ребенок спокоен, то, скорее всего, она ему нравится. Если ведет себя беспокойно, пинается, переворачивается и активно движется– поиск того, что понравится малышу, стоит продолжить.

Практика показывает, что уже родившиеся дети лучше засыпают именно под ту мелодию, которая им нравилась еще в период внутриутробного развития.

ребенок узнает голоса тех, кого часто слышал во время жизни «в животике»

После своего рождения кроха лучше всего узнает голос мамы, так как именно его он постоянно слышал в течение 9 месяцев. Поэтому папам также очень важно разговаривать с малышом, еще растущим в мамином животике. Это позволит родителям быстрее наладить контакт с малышом.

общение с ребенком улучшает течение беременности

К сожалению, не каждая будущая мама может похвастаться тем, что ее беременность протекала идеально. Токсикоз, гестоз, перепады настроения, неправильное прилегание плода, недомогания – все это распространенные проблемы среди беременных по всему миру. Но иногда нелегкое течение беременности можно улучшить и без медицинской помощи. Известны случаи, когда дети перед родами меняли положение с неправильного на правильное после того, как мамы-роженицы просили их об этом.

Ребенку очень важно знать, что вы его ждете и готовитесь ко встрече с ним. Поэтому он постарается облегчить маме процесс его появления на свет, насколько это возможно.

беседа с «животиком» укрепляет будущее взаимопонимание между ребенком и родителями

Вопреки распространенным заблуждениям, духовная связь между ребенком и будущими родителями возникает не в момент рождения малыша, а в период его внутриутробного развития. Поэтому тех пап и мам, которые разговаривали с крохой, делились с ним своими мыслями, хорошим настроением, планами на будущее, отличает умение находить взаимопонимание с ребенком во время его взросления.

ребенок запомнит свое имя еще до рождения

Если Вы еще не уверены, кто родится – девочка или мальчик, придумайте нейтральное ласковое обращение к ребенку: кроша, кроха, малыш, карапузик… Разговаривая с будущим малышом, называйте его так. Не удивляйтесь, но ребенок хорошо запомнит то имя, которым вы будете его называть. И когда вы будете разговаривать с ним, обращаясь по привычному имени, малыш непременно будет как-то реагировать, например, шевелением, пинком внутри животика, осторожными движениями ручек и ножек.

Если Вы уже сейчас ждете малыша, обнимите свой животик и тихо скажите: «Кроха, мы с папой очень-очень тебя любим и ждем!».

Объяснить это с точки зрения науки несложно: материнские переживания и эмоции прямо связаны с изменениями гормонального фона ее организма, а тот, в свою очередь, формирует реакции ребенка, его физиологию.

— Если вы ждете ребенка, постарайтесь создать для него благоприятные условия с самых первых дней его бытия. Конечно, не курите, больше гуляйте, правильно питайтесь.

А еще современный подход к осознанному родительству подразумевает активное общение с будущим ребенком с первых месяцев беременности.

Пренатальные психологи рекомендуют регулярно разговаривать с ним, рассказывать о своей любви, своих чувствах по отношению к нему. Важно, чтобы интонации матери и отца были ласковыми, успокоительными.

Хорошо рассказывать будущему малышу сказки, стишки, включать приятную, мелодичную музыку. Если у него есть старшие братья и сестры (это, по-видимому, не ваш случай — по крайней мере, пока), стоит привлекать к общению с ним и их. Тогда после рождения он будет распознавать их голоса как родные.

Не стоит в это время бурно выяснять отношения, ссориться, скандалить — вы можете напугать нерожденного малыша на всю оставшуюся жизнь. А вы ведь хотите, чтобы он рос спокойным, уравновешенным и счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие быстроты реакции у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Развитие быстроты реакции у дошкольников"...

Развитие быстроты реакции, как отдельного вида скоростных способностей у детей дошкольного возраста

ВведениеДети дошкольного возраста активно растут год за годом и для полномерного, всестороннего развития им необходима, адекватная для каждого возраста, физическая нагрузка.На занятиях физической куль...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе ДОУ Тема: «Развитие быстроты реакции, как отдельного вида скоростных способностей у детей дошкольного возраста»

Цель: Развитие быстроты реакции у детей в возрасте 6-7 лет, в рамках занятий по физической культуре в детском саду. Задачи: ОО «Физическое развитие»1.     Раз...

Игры-упражнения на развитие быстроты реакции

Игры-упражнения на развитие быстроты реакции ...

Консультация для воспитателей "Развитие быстроты реакции у дошкольников"

Особенности нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена настроений) накладывают отпечаток на характер движений детей. В связи с этим на занятиях по физической культуре нужно контролиро...