О РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
материал на тему

“Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_instruktora_po_fizkulture.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

О РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

“...Физическое воспитание - это
то, что обеспечивает здоровье
и доставляет радость.”              
Крэттен.

“Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания”.

К.Д. Ушинский.

 Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова.”, “Здоровью цены нет.”. Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым-это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями?

Обратиться именно к этой проблеме меня побудило наблюдение за педагогическим процессом в саду в течение нескольких лет.

Первое, с чем я столкнулась-это слабое физическое развитие детей при поступлении в. детский сад. Общая картина такова: дети испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах педагогики и, в частности, физического воспитания детей.

    Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад показало, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только один вред. Ведь доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм. Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка, например, развитие речи.

Можно выделить основные причины неудач в воспитании детей.

-отсутствие у родителей потребности в здоровом образе жизни: игнорирование     занятий по физической культуре, курение, злоупотребление алкоголем.

-незнание (недостаточная подготовка в вопросах детской педагогики и психологии).

-неуверенность в своих силах.

-занятость на работе и общественная нестабильность.

-пренебрежительное отношение к своим обязанностям.

Поэтому я считаю, что в детском саду необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практические знания, обмен опытом воспитания детей.

Информация и практический опыт, полученный родителями, помогут:

-увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию их детей;

-вызвать у родителей интерес к данному вопросу;

-дать знания об уровне “двигательной зрелости” детей;

-сформировать потребность в здоровом образе жизни, предоставить возможность позаниматься с физкультурой не только ребёнку, но и взрослому;

-снизить “дефицит” положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности детей и взрослых;

-облегчить общение родителей и сотрудников детского сада;

-обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду, а значит повысить эффективность работы по оздоровлению детей.

Следовательно, проблему оздоровления дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй.

Воспитание, в частности физическое, детей в детском саду тесно связаны с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни. Специалисты детского сада должны дать необходимые педагогические и практические знания, упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а также освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретённые навыки. Продуманный педагогический процесс должен обеспечить преемственность разных организационных форм, преемственность физического воспитания в детском саду и в семье.

Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо создать доверительно-деловые контакты, атмосферу сотрудничества, которые предполагают несколько этапов:

-знакомство с родителями, установление доверительных отношений с родителями;

-ознакомление с условиями, проблемами семьи в воспитании здорового ребёнка, продолжать формировать установку на сотрудничество;

-организация совместных усилий родителей и детского сада, направленное на физическое развитие детей. Причём родителям даются не только педагогические знания, но осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей.

В результате 1 и 2 этапа работы выявляется, что родители по отношению к физическому развитию ребёнка, к здоровому образу жизни делятся на следующие группы:

1 группа родителей - недооценка значения физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этой проблеме. Здесь необходима кропотливая индивидуальная работа с родителями;

2 группа родителей - понимают и знают необходимость воспитания потребности в здоровом образе жизни, есть желание, но

не хватает знаний и опыта,

нет времени, то есть загружены работой,

нет желания заниматься с ребёнком.

Эти родители в большинстве полагаются на работу детского сада. Для этих родителей необходимо дать информацию об основах воспитания здорового ребёнка, практические советы и рекомендации.

3 группа родителей - знают и умеют, занимаются с детьми физическим воспитанием, стремясь воспитать здорового ребёнка. В семье есть все условия для всестороннего развития ребёнка. Эти родители являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с родителями.

Условно разделив родителей на группы, легче будет осуществлять дифференцированный подход в работе и добиться желаемого результата.

Как же проявляется дифференцированный подход в совместной спортивной деятельности детей и взрослых?

Для родителей 1 и 2 групп.

1. Предоставляю возможность сравнить уровень физического развития своего ребёнка и других детей того же возраста на совместных занятиях, открытых занятиях, праздниках, развлечениях.

2. Родителям необходимо знать, как должны формироваться двигательные навыки у ребёнка, а затем уже активно влиять на развитие физических качеств. Использую индивидуальную беседу. Она даёт возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребёнка, как в детском саду, так и дома, наметить пути оказания действенной помощи, ответить на возникшие вопросы у родителей по физическому воспитанию.

3. Большую пользу в работе с родителями оказывает собранная в детском саду педагогическая библиотека, книги из которой я предлагаю.

4. Предлагаю оказать родителям помощь в подготовке спортивных мероприятий, сыграть различных персонажей, принять участие в судействе соревнований.

Родители 3 группы являются опорой в моей работе, их опыт в физическом воспитании своих детей я предлагаю для изучения и применения родителям 1 и 2 групп.

Совместные физкультурные занятия детей и взрослых.

Отличительная особенность этих занятий состоит в том, что родители являются помощниками инструктора, и каждый из них тренер своего ребёнка.

Структура занятия

Дети

Родители

Вводная часть.

В вводной части вместе выполняют упражнения, танцевальные движения (ходьба, прыжки, бег).

Основная часть.

Оздоровительные упражнения (ОРУ, коррекционные - выполняют вместе). При выполнении акробатических упражнений родители страхуют детей. “Дорожка препятствий” - основные движения. Совместное выполнение. Игры, эстафеты. Два варианта выполнения. 1. Совместное. 2. Родители занимаются на тренажёрах, выполнение общеукрепляющих упражнений.

Заключительная часть.

Совместное окончание занятия.

Физкультурные праздники и развлечения.

Все проводимые и развлечения по значимости участия в них родителей можно разделить на три варианта:

1. Ведущая, определяющая роль принадлежит инструктору по физическому воспитанию, воспитателям. Они готовят сценарий, план мероприятия, оформление, атрибуты, исполняют роли. Родители и дети участвуют в спортивном празднике или развлечениях.

2. Вариант, когда инструктор, воспитатели, родители совместно подготавливают сценарий, план мероприятий, родители играют роли сказочных персонажей, являются членами жюри, помогают в оформлении зала, готовят атрибуты, костюмы.

 3. Вариант, когда родители и дети являются инициаторами, авторами предлагаемых спортивных мероприятий.

 1-й вариант совместных физкультурных праздников, развлечений характерен для начального этапа работы с родителями по физическому воспитанию.
 2-3 вариант-это результат хорошо проводимой работы инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, медицинского персонала по совместной спортивной деятельности детей и взрослых.

    Физкультурные праздники (совместные с родителями и детьми).

Подготовительная работа.

1. Предлагаемый сценарий праздника обсуждается вместе с родителями, вносятся предложения и изменения.

2. Выбираются ведущий, ответственные за оформление зала, подготовки костюмов, призов, музыкального оформления, распределяются роли среди родителей и детей.

 Выступления детей и взрослых на физкультурных праздниках: композиции из музыкально-ритмических движений и элементы художественной гимнастики, танцы со спортивными атрибутами готовятся в повседневной работе, с детьми непосредственно на физкультурных занятиях, с родителями индивидуально. Нет родителей, которые бы хотели видеть своих детей сутулыми, с плоскими стопами. Медицинское обследование детей дошкольного возраста показывает высокий процент дошкольников с нарушениями осанки и стоп.

В дошкольном возрасте осанка ещё не совсем сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста (5-7 лет). Причин неправильной осанки и её дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бёдер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребёнка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки; однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребёнка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствует также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Понимая необходимость проведения работы по коррекции осанки и плоскостопия, она в детском саду проводится вместе с родителями. Прежде всего родители и дети должны знать признаки, характеризующие правильную осанку: голова и туловище держится прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развёрнута и выступает вперёд, в поясничной части есть небольшой изгиб вперёд, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развёрнуты наружу.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений является занятие физическими упражнениями. В нашем детском саду разработаны комплексы упражнений, подвижные игры, упражнения на различных снарядах, которые разучиваются вместе с родителями и детьми. В ходе разучивания даются рекомендации выполнения упражнений, подвижных игр, которые предлагают инструктор по лечебной гимнастике и врач.

Занятия с детьми в детском саду проводятся 2 раза в неделю. Это недостаточно для исправления осанки и плоскостопия, а кроме того необходимо в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия и в семье ( спать на жёсткой постели, подушка не должна быть высокой и т. д.) Учитывая, что формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям данные комплексы ежедневно за исключением тех дней, когда занятия по коррекции проводятся в детском саду.

Элементарный туризм.

Туризм-одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это-общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

В детском саду применяются, как правило, пешеходные походы в лес, к озеру и т. д. Цель этих походов-оздоровление организма детей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута. Дети знакомятся с родным краем, прививается любовь к родной природе, к земле.

Предстоящий туристический поход вызывает много положительных эмоций, ребята относятся к нему с восторженным интересом. Совместно с родителями разрабатывается маршрут похода, места остановок, необходимое снаряжение. При выборе маршрута принимается во внимание возраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условия района похода. В результате обсуждения составляется и рисуется схема маршрута. План движения в походе изучается по составленной карте с детьми.

Длительность похода 2-4 часа. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент; какое-либо неожиданное задание детям или интересную встречу. Роли сказочных персонажей исполняют родители, они же проводят подвижные игры, игры с элементами спортивного ориентирования. Свои впечатления от похода дети отображают в рисунках, в выставках поделок.

Помощь родителям в выборе пути, по которому ребёнок будет развиваться.

Многие родители часто не могут выбрать путь, по которому ребёнок будет развиваться. Опираясь на диагностику физического развития детей и стандартную тест-анкету, предлагаю родителям определить наличие "спортивного таланта" у ребёнка.

У ребёнка "спортивный талант" если он:

-очень энергичен и всё время хочет двигаться;

-смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

-почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

-неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

-физически развит и координирован в движениях лучше многих других сверстников, двигается легко, пластично, грациозно;

-предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, бесцельную беготню;

-кажется, что он никогда не устаёт;

-у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Результаты работы с детьми.

 В начале года провожу анкетирование для того, чтобы больше узнать о ребёнке, о его физическом воспитании в семье, узнать уровень педагогической подготовленности в физическом воспитании родителей, наметить план работы с родителями и детьми. Для определения эффективности работы, результатов по совместной спортивной деятельности детей и взрослых использую также анкетирование взрослых и детей в конце года.

Анализ анкеты родителей и устного анкетирования детей убедительно показывают: совместная спортивная деятельность детей и взрослых полезна и для детей, и для родителей.

Поэтому можно сделать выводы:

-все дети очень любят ходить на совместные спортивные мероприятия - не было случая, когда ребёнка пришлось бы принуждать к этому;

-самыми любимыми для детей были акробатические упражнения, для некоторых детей ещё танцевальные упражнения под музыку;

-дети с удовольствием повторяли освоенные упражнения дома, на прогулках, в свободное время занимались с папами акробатикой;

-главную пользу от таких занятий родители видели в том, что они узнали, какие упражнения полезны их ребёнку и как их правильно выполнять. Большинство родителей отметили, что ребёнок научился сосредотачиваться на выполнении тех или иных движений, стал более ловким, самостоятельным;

-все участники совместной спортивной деятельности положительно отзывались о методах работы инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, медицинских работников;

Другая проблема, над которой я работаю-это усиление роли физического воспитания на благополучное вхождение в социум, на саморегулирование поведения, выработке жизненной позиции. Сегодня перед дошкольным учреждением стоит сложная задача-воспитание человека деятельного, инициативного, способного найти выход из создавшихся трудностей.

В физкультурных праздниках и развлечениях я обратилась к теме истории спорта, для того чтобы познакомить детей с зарождением Олимпийских игр в Афинах, с современными видами спорта, с идеалами Олимпийского движения. По моему мнению это должно заложить в сознании ребят интерес и уважение к занятиям физкультурой.

Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим отчётливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними. Психологи, отвечая на вопрос: "Как приходит успех?", отвечают, что его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, спортивные игры-универсальное средство для "тренировки на успех", главное достоинство которых то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физическому воспитанию"

Выступление на методическом обьединении инструкторов по физическому воспитанию...

"Шаг за шагом" из опыта работы инструктора по физическому воспитанию

Эссе "Мое призвание - педагог""Шаг за шагом" из опыта работыИспользуемые технологии по оздоровлению и укреплению здоровья детей...

Кружковая работа инструктора по физическому воспитанию " Ориентирование на местности с детьми подготовительной к школе в ДОУ".

Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты  (КП), расположенные на местности. Ориентирование на местности в дошко...

Перспективный план работы инструктора по физическому воспитанию на 2014-2015уч.год Работа с педагогами

1. Совершенствовать знания педагогов по подготовке  детей и проведения занятий по физической культуре.2. Познакомить педагогов с требованиями к совместной работе  по вопросам физического вос...

Сообщение из опыта работы инструктора по физическому воспитанию «Взаимодействие с семьей»

В настоящее время родители отдают предпочтение умственному развитию своих детей, стремясь быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что на формирование мыслительных способностей ребёнка вли...

Здоровьесбеоегающие технологии в работе инструктора по физическому воспитанию в ДОУ.

Вырастить здорового ребенка – это самая главная задача не только родителей, но и педагогов. Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие техн...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физическому воспитанию в ДОУ"

Цель доклада: сформировать у детей осознанное отношение к сбережению собственного здоровья и жизни. Задачи: - сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и систематического использов...