Главные вкладки

    Родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития!»
    материал на тему

    Эйдензон Алла Михайловна

    Родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития!»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_pervoy_mladshey_gruppe.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития!»

    Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей ..
    Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному
    развитию детей 2-3 лет, активизировать педагогический опыт родителей по теме
    собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
    Форма проведения: игровой практикум.
    Участники: родители, воспитатели.
    Место проведения: групповое помещение
    План проведения:
    Вступительный этап:
    - введение;
    - создание проблемной ситуации.
    Основная часть: игротека в форме путешествия на поезде по станциям.Мастер-класс по изготовлению д/и «Волшебный клубочек».

       

    Ход мероприятия:


    Подготовительный этап.


    - Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
    - Изготовление «ящика ощущений»
    - Оформление наглядной информации: приложения, слайд-шоу «Вот как мы играем»,
    цитаты.
    - Музыкальное оформление.


    Вступительный этап.


    - Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на
    родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное
    место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в
    игре.
    Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений,
    стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться,
    особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе,
    а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. Сегодня
    мы хотим поделиться своим опытом работы с вами и поговорить о сенсорных
    дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем
    играть дома. Наша встреча пройдет форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но
    сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие. Сенсорное
    развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о
    важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а
    также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно
    переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования
    деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
    Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств,
    предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно,
    каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает
    все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического
    руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-
    то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное
    ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
    - Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны Сенсорные
    эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических
    фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует
    знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по
    величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества
    предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам
    обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов,последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных
    глазомерных действий.
    На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная
    задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного
    сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности,
    конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а
    также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
    - Какие сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему
    могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)
    - При проведении дидактических игр необходимо пользоваться краткой речевой
    инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не
    следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления
    названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их
    свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о
    свойствах предметов.
    Создание проблемной ситуации.
    Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется
    «ящик ощущений».
    - Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в
    «ящике  ощущенйй».
    Воспитатель предлагает родителям определить на ощупь  содержимое ящика.  Родители
    запускают руки в ящик и ощупывают предмет.
    - Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек
    утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребёнка с
    рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают
    самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить
    процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка
    основным умственным действиям и правилам восприятия.
    - Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при
    столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами,
    способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста, познакомиться с
    дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.В итоге вы должны узнать ,что же находиться в ящие ощущений. А
    так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю
    вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать
    сенсорные знания.


               Забудьте  на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

                    (Звучит сказочная  мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки  волшебную палочку)

    Вот я палочкой взмаху-   (действия выполняются по содержанию текста)

    Загадаю чудо!   Всем родителям помогу  Доброй феей буду! Палочка-чудесница,

    Волшебная кудесница! Поскорее встали в круг, За руки все взялись вдруг. Будем рядом стоять, Глазки закрывать! А теперь начнём вращаться, В ребятишек превращаться!

    В поездку собираемся! Паровоз давно вас ждет, В страну Сенсорику  повезёт!

    (Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители  становятся «паровозиком»)

    Солнышко светит,  Облака плывут,  Паровозик едет  Тук тук тук тук тук.  Тук тук тук колеса,  Мчится паровоз,  Он в страну Сенсорику Всех детей привез!

    1.

    Внимание! Наш поезд прибывает на станцию.. Как она зывается, вы знаете? А кто
    же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.


    Он в яйце есть и в цыпленке,
    В масле, что лежит в масленке,
    В каждом спелом колоске,
    В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)
    Выставляется человечек соответствующего цвета.
    ***
    Он с лягушкой может квакать,
    Вместе с крокодилом плакать,
    Из земли с травой расти,
    Но не может он цвести (зелёный цвет)
    ***
    Всех быков он возмущает,
    Ехать дальше запрещает,
    Вместе с кровью в нас течет,
    Щеки всем врунам печет (красный цвет)
    ***
    Им треть флага занята,
    Он в название кита,
    И в букете васильковом,
    И на ящике почтовом (синий цвет)

    - Догадались, как станция называется? Станция «Цветная».И жители этой станции цветные человечки,они предлагают вам научиться
    играть в «цветные» игры.

     Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо
    размять наши пальчики и заставить их немного поработать.


    Пальчиковая игра «Пальчики работают»


    (Выполнять одновременно двумя руками)
    Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.
    (Поднять большой палец, пошевелить им.)Указательный с порога указал ему дорогу.
    Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.
    (Выполнять щелчки большим и средним пальцами)
    Безымянный поедает
    (Поднести безымянный палец ко рту)
    А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает
    (Постучать мизинцем по столу)


    Игра «Подбери по цвету»

     
    Позволяет закрепить знание цвета.

    «Озорные прищепки»
    Описание игры: выкладывание предметов по образцу. Задачи: развивать мелкую
    моторику.
    «Цветные палочки»,»Бусы для зайчика» и другие.


    -Цветные человечки нам  хотят помочь узнать, что находится в ящике ощущений и дают подсказку (воспитатель  показывает карточку  жёлтого цвета).Значит в ящике предмет оранжевого  цвета, запомним.

    - Спасибо,  цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

    Солнышко светит,  Облака плывут,  Паровозик едет  Тук, тук, тук, тук, тук.  Тук, тук, тук колеса,  Мчится паровоз,  На следующую станцию Он  детей привез!


    2. Как же называется эта станция, давайте угадаем?
    Ни угла, ни стороны,
    А родня – одни блины (круг)
    ***
    Обведи кирпич мелком
    На асфальте целиком,
    И получится фигура –
    Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)
    ***
    Злая рыба хвост-лопата
    Откусила полквадрата –
    Целый угол, верь не верь!
    Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

    ***
    Кубик в краску окуни,
    Приложи и подними.
    Вася десять раз так сделал –
    Отпечатались они (квадраты)
    ***
    Треугольник с полукругом
    Круг дразнили «толстым другом».
    Круг, расстроившись до слез,
    Уже стал и вверх подрос.
    Кто же угадает тут,
    Как теперь его зовут (овал)


    - Как станция называется? Догадались? Станция «Фигурная»

     Нас встречают фигуры разной
    формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с
    плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом,
    прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.


    Игра «Волшебный мешочек ».


    Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими
    фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают
    фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).


    Игра «Прятки»

    .
    Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель
    ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их
    расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После
    этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».


    Динамическая пауза


    Мы со стульев тихо встали
    И зарядку делать стали.
    Руки – вверх, руки – вниз,
    Вправо, влево повернись,
    Руки в стороны пошире:Раз, два, три, четыре.
    Ты пониже наклонись
    И тихонько распрямись.
    Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
    Киваем головой.
    Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
    И песенку поем:
    Руки – вверх, в кулачок,
    Разожмем – и на бочок,
    Руки – вниз, в кулачок,
    Разожмем – и на бочок.


    -Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет(показывает вторую  и третью карточку) круглой формы, большого размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.(звучит музыка) Едем дальше!

    Вагончики, вагончики, По рельсам тарахтят, Везут  на станцию ИЗО Компанию ребят.

     
    3. Ну, вот и приехали. Кто нас встречает?( Весёлый человечек-художник Карандаш)Не удивляйтесь мы приехали на удивительную станцию. Карандаш научит нас необычно рисовать(.Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования.)
    - Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей
    творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать
    накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать
    способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и
    звуков природы.
    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям
    ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и
    почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы
    изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку
    будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.
    - Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?


    Могут все детишки смело рисовать.
    И не только кистью, можно вытворять.
    Пальцем ткнуть, и носом,
    А печатать - ладошкой, а ещё в придачу –
    Маленькою ножкой.


    Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую
    ладошками и пальчиками нарисовали дети.


    - Это наши юные художники старались в нетрадиционной технике нарисовать красивую
    картину, но не успели. Вы узнали, в какой технике выполнена работа? (рисование
    ладошкой и пальчиками) Какие цвета использовались? (основные: зеленый, синий,
    красный)
    - Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Вот вам задание, используя
    нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию. Закончите картину (используются
    паралон, салфетки, печатки, трубочки и др.)

    Физминутка

    Нарисуем желтый круг,(вверху над головой  соединить большие и средние пальцы) 
    После лучики вокруг –(руки вытянуть вперёд, соединить  запястья, расставить широко пальцы)
    Пусть на белом свете
    Ярче солнце светит!
    На детей и на цветы, (сжимать и разжимать пальцы)
    Смотрит солнце с высоты,
    Чтоб росли скорее (трём ладошку об ладошку)
    Их теплом согреет.( руки в «замок»)

    (Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца)


    - Какая красота! Вот чудо! Молодцы!


    Время ручки отмывать:
    (родители моют руки, вытирают; звучит мелодия)
    Ждет водичка, не дождется,
    Поработать ей придется,
    Кто опрятным хочет стать,
    Воду должен уважать.


    Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках
    рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей. А паровоз
    снова зовёт нас в путь.

       

    Вагончики,вагончии по рельсам тарахтят

    Везут на станцию игровую,компанию ребят.


    4.  Наш поезд прибыл на конечную «Игровую»станцию. Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и  сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас  с некоторыми  из них мы познакомимся. (знакомство с играми)

            Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

     -Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из  памятки, которую мы вам подготовили. (приложение).

    -А сейчас,я предлагаю вместе сделать игру-моталочку»Волшебный клубочек».Звучит песня «Дружба крепкая».(Приложение)
         С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

    Вот я палочкой взмахну-   (действия выполняются по содержанию)

    Загадаю чудо!   Всем ребятам помогу Доброй феей буду! Палочка-чудесница,

    Волшебная кудесница! Поскорее встали в круг, За руки все взялись вдруг.

    Будем рядом стоять, Глазки закрывать! А теперь начнём вращаться, И во взрослых превращаться.

    –Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «Ящик ощущений». Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта ( показываю карточки). -Как вы думаете, что это?(Родители предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает (Айва).

    -Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

    -В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.


    Уважаемые родители!
    Закончена игра! Она у нас
    Рассчитана на один час,
    Но, в сенсорную игру, народ,
    Играйте дома круглый год!


    Рефлексия

       Просим оценить нашу встречу. На входных дверях в приёмной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены- зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

    Благодарим вас за активное участие и творческую работу!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на родительском собрании на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

    Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к ...

    Родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития!»

    Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:— дать необходимую информацию о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возрас...

    Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»

    Я хочу  поделиться своим опытом работы с детьми и познакомить  родителей сенсорными  дидактическими  играми, в которые мы играем вдетском саду и в которые мы советуем играть дома....