Малыш учится говорить!
консультация (младшая группа) на тему

Валькова Елена Викторовна

Как не пропустить время, когда необходимо научить ребенка первым словам, какие трудности могут возникнуть, на что обратить внимание, об этом можно узнать в консультации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Малыш учится говорить!

Неповторима прелесть первых детских слов!

Проходят годы, ребенок подрастает, но не забываются первые произнесенные им слова, такие дорогие родительскому сердцу. Долго еще будут вспоминаться в семье странные звукосочетания, порой лишь отдаленно напоминающие слова.

Второй год жизни ребенка знаменателен большими достижениями в его психическом развитии, в значительной мере связанными с овладением речью. Меняются все психические процессы: осмысленным, более полным и более расчлененным становится восприятие ребенком окружающего, формируется способность к словесным обобщениям, поведение ребенка и его действия начинают регулироваться словом.С помощью старших он учится находить глаза у себя,у куклы,у других людей-так формируются первые словесные обобщения.Запрет,заключенный в слове «нельзя»,а потом и простые правила направляют поведение ребенка.

На протяжении второго года жизни ребенка развитие речи у него происходит неравномерно:в первом полугодии развивается главным образом понимание речи окружающих,а активной речью,т.е.умением говорить,малыш,как правило,более интенсивно овладевает во втором полугодии.В период от года до полутора лет ребенок учится выполнять по указанию взрослых множество разнообразных действий:принести предметы,положить их в указанное место,уложить спать куклу и др.

Одним единственным словом «мама» ребенок в одних случаях выражает радость от того,что мама пришла,а в других-сообщает,что яблоко дала ему мама,в третьих –просит,чтобы мама выручила его из беды.От взрослых требуется и внимание к слову ребенка,и немалая сообразительность,чтобы догадаться,о чем он хочет сообщить.К полутора годам в активе ребенка 30-40слов.Малышей учат называть собаку ав-ав, кошку –киса или звука подражательным - мяу. Важно называть и правильное название. В возрасте около полутора лет происходит скачок в развитии активной речи ребенка.По выражению детского психолога В.Штерна, ребенок как бы «открывает» для себя,что каждый предмет имеет название.Его стремление узнать названия окружающих вещей, выражаемое мимикой, жестами и первыми вопросительными словами,отражает скорее новый способ обращения с предметами.В результате неизмеримо возрастает активный словарь.К двум годам он достигает 300-400 слов.                            

       В семьях, где ребенка излишне опекают,не воспитывают самостоятельность,стараются предугадать и предвосхитить малейшее его желание, у малыша не развивается потребность в  речевом общении.Взрослые даже говорят за него сами,не побуждают к самостоятельным высказываниям. Речь взрослых должна быть интонационно выразительной,эмоциональной. Надо четко, правильно произносить слова,не допуская «сюсюканья». Следует вовремя переводить ребенка от употребления облегченных слов на правильную речь, уже с 1года 4-5 месяцев.

Отказавшись от употребления «облегченных»слов в собственных высказываниях к ребенку,старшие дают ему образцы правильной речи. Можно порекомендовать игры: «Чудесный мешочек». Ребенок достает предметы по очереди и называет их.Если он затрудняется,то  помогает ему взрослый.Сюрпризный момент привлекает малыша,слова запоминаются легче. Полезны игры в «Лото для малышей» матрешки, пирамидки, строительный материал. Во время таких игр надо вводить понятия большой, маленький, такой же кубик, шарик кирпичик. В сочетании с действиями слова и выражения запоминаются особенно хорошо.  Полезно рассматривать с ребенком картинки. В первом полугодии - изображения отдельных предметов, во втором - несложные сюжеты, имеющие место в опыте ребенка. Например, мама купает ребенка, дети сыплют зерна птицам ит.п.

Вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Кто в домике живет? Можно подобрать кукол разного размера, в разной одежде или мячи резиновые, пластмассовые, большие и маленькие. Организовать кормление куклы, собачки, мишки. От предметов полезно перейти к изображениям.

Важная роль принадлежит художественному слову. Стихи, потешки, прибаутки,особенно сопровождаемые игровыми действиями,радуют детей на протяжении всего второго года, а во втором полугодии им доступны простенькие сказки«Курочка ряба», «Репка».Малыши этого возраста живо воспринимают,быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.Чтение и рассказывание не только обогащают речь ребенка,ноявляются и средством его эстетического развития, а также приучают малыша спокойно сидеть,слушать,не отвлекаясь.Большие возможности для развития речи открываются во время прогулки с ребенком. Яркое солнышко, зеленые листочки, пушистые снежинки, новые лица, домашние животные, курлыкающие голуби-все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговоров с ним. Гуляя с малышом, надо рассказывать ему о происходящем вокруг, направляя его внимание. «Посмотри, какой красивый цветок» Предложить повторить слово «цветок». В начале второго года надо учить ребенка повторять названия предметов, действий. Встреча у песочницы с детьми - прекрасный случай для речевого общения. Если ребенок не владеет речью, важно выяснить, каковы причины этого. Одна из возможных - пониженный слух. Следует также проверить и состояние органов речи(язык, небо). Заниматься с детьми этого возраста надо так, чтобы ребенку было интересно. Чаще всего замедленное развитие речи - результат неправильного воспитания, ошибок, о которых рассказано выше. Во всех случаях родители не должны оставаться равнодушными к замедленному развитию речи у ребенка. Способствовать правильному, всестороннему развитию малыша-долг родителей перед ним и перед обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Малыш учится говорить

Статья: Малыш учится говоритьПодготовила Яковлева В. НВоспитатель ГБДОУ №43Г.Санкт-Петербург. Колпинский  район  Малыш учится говорить.Неповторима прелесть первых детских слов. Пр...

Консультация для родителей "Учусь думать - учусь говорить"

Консультация "Учусь думать - учусь говорить" поможет родителям правильно подготовить ребенка 6-7 лет к обучению в школе....

Учимся говорить красиво. Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...

Учимся говорить малышу - нет!

уважаемые родители. каждый из вас ежедневно слвшит от своих маленьких детей: "почитайсказку!" "купи мне эту игрушку!" "поиграй со мной!". и еще много всяких требований. д...

Консультация для родителей "Малыш учится говорить"

Роль семьи в развитии речи ребёнка раннего возраста...