Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос
статья (младшая группа) на тему

Тупицина Наталья Геннадьевна

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос

 

«…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский.

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают.

Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения

возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Используя развивающие игры с детьми можно решить следующие задачи:

1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

2. Развивать пространственные представления, логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

3. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

4. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.

5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

7. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Принципы, заложенные в основу этих игр, становятся максимально действенными, так как игра развивает психические процессы, внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в каждой игре ребенок всегда добивается какого-то предметного результата. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, которые играют по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости, они рано начинают читать.

Одним из эффективных средств, для интеллектуального развития детей является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером. Упражняясь с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если говорить о возможных вариантах использование палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой – меркой разных палочек и т.д.. Достаточно эффективным оказывается использование для выполнения диагностических заданий.

Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры;

3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 5) полное отсутствие игры в школе; 6) жесткое программирование свободного времени детей; 7) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГТ вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kursy.odt43.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

«Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться,

 а это одно из самых полезных занятий на свете»

мыслитель XX века Эриха Фромма  

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.

Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему  родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных  отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

Изменились и сами игрушки. Игрушки, «создаваемые» для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего – изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.

Если в XX веке девочки играми с куклами и пупсиками, а мальчики с солдатиками и машинками, то сейчас девочкам навязан образ Барби,  мальчики играют в страшных трансформеров.

Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 5) полное отсутствие игры в школе; 6) жесткое программирование свободного времени детей.

«Развитие игровой активности дошкольников»

  В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

Идея о том, что игра ребенка представляет собой узкоспециализированное средство социализации, имеет глубокие исторические корни и традиции в отечественной педагогике. Но подобный взгляд на игру как на всего лишь средство приобщения ребенка к традиционным социальным нормам представляется спорным и противоречащим как общим целям данного документа, так и целям современного гуманистически ориентированного образования в целом.

Нельзя игнорировать другое распространенное мнение, согласно которому игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок должен иметь возможность на только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли творца.

В нашем МДОУ игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы  с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами или индивидуально.

Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого.  

В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

В эти игры дети играют совместно с нами –взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям.

Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети лепят, рисую.

В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия

В познавательном, речевом  развитии ребенка мы создали центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами,  шнуровки, разные виды мозаик.

Работу организуем по двум направлениям:

- проводим игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

- побуждаем детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:

- наглядность

- сюжет

- слово

В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их.

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в нашей группе позволяет нам организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.

Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

  Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Список литературы:

1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет.  Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.

3. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.

4. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – с.22

5. «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова

Система работы во второй младшей группе детского сада (3+) Мозаика-Синтез, Москва 2009 год, 2010 г. (3 книги)

6. «Развитие игровой деятельности» ФГОС авт. Н.Ф. Губанова

Мозаика-Синтез, Москва 2014 год

7. «Развитие игровой деятельности авт. Н.Ф. Губанова

Система работы в первой младшей группе детского сада (2+) Мозаика-Синтез, Москва 2012 год

 

 

 


Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Воспитать ребёнка успешным – это ли не мечта любого родителя? Отсюда и желание вместить в детскую голову как можно больше знаний, ставка на раннее (как можно более раннее) развитие. И соответствующие требования, предъявляемые к дошкольному образовательному учреждению. Чтение, счёт, изучение иностранных языков, подготовка к школе – вот приоритеты многих родителей. Обычным играм, столь естественным для детей, в этой стройной системе отводится не самое завидное место. Они кажутся какой-то пустой ненужной тратой времени.

Между тем, феномен игры – основополагающий в философии и культурологии XX века. В 1938 году Йохан Хейзинга (1872-1945) опубликовал трактат «Homo ludens» («Человек играющий»). В нём он высказал тезис об игровом характере культуры. По мнению Хейзинги, игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру. Вслед за голландским учёным тему начал исследовать испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1889-1955). И пришёл к выводу, что игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия.

Выдающийся отечественный психолог Лев Семёнович Выгодский (1896-1934 гг), также уделял большое внимание данному феномену. По мнению исследователя, в игре дошкольник учиться создавать мнимую ситуацию и действовать в рамках её: «ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но неотрывно от реального действия с реальными предметами».

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Играя, ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей является организация в ДОУ пространства для  расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. С 2015 года во всех ДОУ начинается внедрение федерального государственного образовательного стандарта.

Главный принцип ФГОС: деятельность детей должна быть максимально разнообразной. Поддерживается точка зрения на ребёнка, как на «человека играющего». Многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

Выделяются два возможных пути организации этого вида деятельности в детском саду. Первый заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка. В соответствии со вторым, игра рассматривается как культурная деятельность. При этом создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры и предоставляется большая свобода.

В ГБДОУ №390 Московского района Санкт-Петербурга игры детей происходят в различных развивающих пространствах. Таким образом, обеспечено развитие детей по различным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

 В зоне двигательной активности дети занимаются подвижными играми. Используется спортивный инвентарь: мячи, кегли. Игры организует педагог и проводит на утренней прогулке и после дневного сна. Упражнения в игровой форме проводятся во время утренней гимнастики.

Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых основана на каком-либо движении (бег, прыжок, бросок), способствует усвоению и совершенствованию этого движения, ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию быстрой и осмысленной реакции на действия играющих.

Для социально-личностного направления развития детей созданы зоны сюжетно-ролевых игр. Там расположено оборудование для игр в «Семью»: несколько импровизированных комнат с мебелью, предметами быта. В «Центре ряженья», где находятся различные предметы одежды, головные уборы, аксессуары, дети могут изменить свой облик.

В зонах сюжетно-ролевых игр таких, как «Парикмахерская», «Больница», «Гараж»  дошкольники играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Имеют место как самостоятельные игры, так и деятельность, в которую организует воспитатель. Педагог показывает действия с игрушками, предметами-заместителями, берёт на себя главные роли и распределяет роли детей, объединяя их для совместной игры.  

Для художественно-эстетического направления развития детей создана зона творчества и музыкально-театрализованной деятельности. В них содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка.

В зоне музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах – металлофонах, погремушках, бубнах, маракасах. Происходит инсценировка различных сюжетов в настольном и пальчиковом театрах, театре кукол «би-ба-бо», театре картинок.

Театрализованная деятельность занимает в педагогике важное место. Она позволяют решать многие задачи программы детского сада: ознакомления с общественными явлениями, развития речи. Этот вид деятельности отличает разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность.

Театрализованная игра оказывает серьёзное влияние на речевое развитие детей. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. У ребёнка формируется формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Выделяются следующие ступени работы с детьми:

- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево).

- Игра-имитация образов сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

- Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).

- Игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А.Барто «Снег, снег»).

- Игра-импровизация по текстам сказок, рассказов и стихов (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

- Ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»).

- Инсценировка фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»).

- Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыплёнок»).

Для речевого развития также созданы «книжный уголок» и зона развивающих игр. Там собраны пособия направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки, рамки-вкладыши,  шнуровки, разные виды мозаик, пирамидки, кубики, разрезные картинки.

Работа организована по двум направлениям:

- проводятся игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

- дети побуждаются к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

Большое значение в ДОУ уделяется развитию сенсорики. В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики: пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. В совместной деятельности используются различные нетрадиционные техники рисования. Детям очень интересно конструирование (на базе конструктора ЛЕГО).

Таким образом, можно заключить, что в ГБДОУ №390 создана благоприятная среда для различных форм развивающей игровой деятельности. В рамках реализации ФГОС работа по данному направлению будет продолжена. Именно в игре можно многому научить детей, сделать их не только успешными и умными, но и счастливыми. Ведь, цитируя известного писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Используемая литература

  1. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  2. Выготский Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка», Вопросы психологии № 6, 1966, Стр. 62 – 68.
  3. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Кукольный театр для самых маленьких», М.: Линка-пресс, 2009. (театральные занятия с детьми от1 года до 3 лет)
  4. Хейзинга Й. Homo ludens (человек играющий) / Й. Хейзинга. М., 2001.
  5. Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста», М.: Мозаика-синтез, 2010. (методическое пособие)

Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во

многом он будет и в работе, когда вырастет.

 Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит,

прежде всего, в игре…»

А.С. Макаренко

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ° ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

         Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. 

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.

         И вместе с тем, дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и педагоги: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия ° окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

И важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, где ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.          

 Исходя из этого,  можно обозначить следующие принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:

1. Формирование игры происходит в ° совместной игре, где взрослый – равный партнер.

2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.

3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но  и способ игрового действия.

4. Формирование игры ° носит двухчастный характер: 1) совместная игра;  2) самостоятельная игра детей.

В нашей средней группе, где возраст детей с 4 до 5 лет,   игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-коммуникативном,  художественно-эстетическом, познавательном, речевом. Все центры активности созданы нами с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей. И, конечно же, в каждом центре имеются разные виды игр: дидактические, настольно – печатные, словесные, сюжетно – ролевые и т.д.

Остановимся на каждом направлении поподробнее  и рассмотрим организацию игровой деятельности детей средней группы.

В физическом направлении развития детей нами создан центр здоровья «Здоровейка», в котором интегрируются образовательные области «физическая культура», «безопасность», «здоровье».  Интеграция этих центров направлена на удовлетворение потребностей детей в двигательной активности, формирования навыка выполнения правил безопасности, развития необходимых культурно-гигиенических навыков. Для развития двигательной активности детей мы используем картотеки подвижных, словесно – подвижных, хороводных игр, картотеку игр народов Урала, профилактические мероприятия,  картотеку развития основных движений детей. Именно в этих играх   дети развивают не только свои физические, волевые качества, но  знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь (традиционный и нетрадиционный).  Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна.  Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики.  

Для формирования навыка выполнения правил безопасности, развития необходимых культурно-гигиенических навыков у нас имеются альбомы, дидактические, настольно – печатные игры, пособия способствующие воспитанию в детях ценностного отношения к своему здоровью, к своему образу жизни,  овладение ими  элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,

закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Для социально-коммуникативного  направления развития детей созданы мини - центры сюжетно-ролевых игр, центр уединения. Эти центры содержат следующие образовательные области: социализация и труд. Интеграция этих образовательных областей способствует активизации всего чувственного аппарата для познания окружающего мира и успешной социализации в нем через игровые виды деятельности; развитие этически-ценных форм, способов поведения и отношений с людьми. Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в различных видах труда.

Центры сюжетно-ролевых игр позволяют изменить свой облик, и позволяют  наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого; центр уединения способствует уединению детей небольшими группами, в основном по интересам и обсуждению каких – либо своих тайн, налаживанию дружеских отношений через свои придуманные  игры.

Более подробно я хочу  остановиться на   педагогической технологии организации сюжетно-ролевых игр. Как было отмечено выше  - тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью. Мы в своей работе над организацией сюжетно-ролевых игр проходим с детьми  3 этапа:

1 этап:

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями. Для этого мы используем тематические альбомы: «Профессии», «Игрушки», «Инструменты» и т.д.; дидактические игры «Знаю все профессии», «Дело мастера боится», «Одень куклу», «Мамины помощники» и т.д.; тематические беседы, рассказы, детскую литературу.

 2 этап:

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»).

Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; в игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями.

Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми; берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры

3 этап:  

Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

В уголке уединения дети, по большей части расслабляются. Но могут и поиграть мини – группой (2, 3, 4 человека). В этом им помогают мягкая мебель, фотоальбомы, альбомы с репродукциями картин известных художников, фотогалерея на стене. В данном случае дети самостоятельно выбирают и организовывают свои игры.

Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр искусства, центр музыкальной деятельности и центр  театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.

В центре искусства дети лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. И не только.  Для развития художественного вкуса, коммуникативных качеств у детей в центре имеются дидактические, настольно – печатные игры, альбомы, пособия, разные виды конструкторов, мелкие игрушки для обыгрывания постройки.

В центре музыкальной деятельности дети играют на музыкальных инструментах как индивидуально, так и подгруппой и всей группой сразу. Имеются картотеки: хороводные игры, дыхательная гимнастика,  артикуляционная гимнастика,  фольклор (скороговорки, чистоговорки, считалки, потешки, песенки, заклички, поговорки, загадки), музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей.  Имеются в центре музыкальные инструменты, альбомы, пособия, детская литература, дидактические игры, направленные на   развитие чувства ритма, восприятие  музыки, развитие певческих навыков.

Центр театрализованной деятельности наполнен разными видами театра: настольный, театр резиновой игрушки, театр на палочках, теневой театр, настольный, магнитный, деревянный, плоскостной  театры. Имеются тематические  альбомы, дидактические игры, подборка русских народных и авторских сказок, литературных текстов, атрибутов к драматизации сказок, картотеки: игры – перевоплощения, пластические этюды, мимические упражнения; игровые ситуации.

Игры по художественно – эстетическому развитию детей, в том числе и драматизации сказок,  мы организуем и совместно с детьми, и  самостоятельно дети обыгрывают какие – либо ситуации. И необходимо отметить, что все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия.

Я хочу остановиться на педагогической технологии организации режиссёрских игр детей. Для развития ° игровых умений создаётся полифункциональный игровой материал: разные виды театра, атрибуты к игре: маски, платочки, макеты, музыкальное сопровождение и т.д. в нашей средней группе мы   используем  сказочные сюжеты, длительность организации игры может длиться  2-3 месяца.

Мы организуем театрализованные игры по следующим этапам:

1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации  художественного восприятия сказки.

2 этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал ° представляет собой « смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события. В данном случае педагог берёт на себя роль организатора театрального действа.

3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.

Конечно, же, если говорить в целом об  игровой деятельности  в аспекте художественно-эстетического развития  детей,  то она предполагает развитие

предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие  музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование  сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию  самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В познавательно-речевом направлении развития детей мы создали центр познания, центр книги,   экологический центр.  Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как: познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения.

В центре познания собраны  развивающие игры, пособия, мозайки,  шнуровки направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления.

Работу организуем по двум направлениям:

—  проводим игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

— побуждаем детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В книжном центре расположены книги по интересам детей и по тематическому принципу («День Победы», «8 Марта», «Новый год» и т.д) с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их. 

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Здесь мы с ребятами наблюдаем за погодой и отмечаем её состояние на календаре природы, имеется и стеллаж с комнатными растениями, за которыми мы наблюдаем и ухаживаем.

Здесь же  дети играют в экологические игры и в игры  с бросовым материалом как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

        Для развития познавательно – речевой  активности детей у нас имеются картотеки: словесные игры,  пальчиковая гимнастика,  дидактические игры, артикуляционная гимнастика,  стихи.

          Все игры детей проходят под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

В познавательно – речевом направлении развития детей особое значение имеют дидактические игры. Так как именно через дидактическую игру  лучше всего обучать  детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Как известно, дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать ее потенциальные возможности. Мы в своей работе по организации дидактической игры проходим следующие этапы:

1 этап:  Прежде всего,  необходимо приготовить нужный материал. Наши дети уже не малыши и поэтому мы привлекаем к данной работе самих детей. Они могут заранее подобрать нужные картинки, смастерить необходимые эмблемы, символы. (если это необходимо).

2 этап:  Если ребята помогали в 1 этапе, то во время подготовки материала мы обсуждаем  с детьми игровое задание, правила, ход игры. Важно, чтобы дети четко уяснили себе, что надо сделать, какого результата надо достичь игровыми действиями. Но надо помнить – это не самоцель.

Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности.

        3 этап:  сама игра. С педагогом в главной роли

        4 этап:   Самостоятельная организация дидактической игры. Но необходимо помнить, что дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Обобщая опыт работы по данной теме, можно сделать вывод, что игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, а именно  формированию социально-нормативных возрастных характеристик:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в ° разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует ° со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами ° и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, ° построения речевого высказывания в ситуации общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Воспитать ребёнка успешным – это ли не мечта любого родителя? Отсюда и желание вмесить в детскую голову как можно больше знаний, ставка на раннее (как можно более раннее) развитие. И соответствующие т...

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализаций ФГОС.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо д...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский...

Консультация «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенкавливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающаяогонек пытливости и любознательнос...