Семинар - практикум для родителей "Готовность ребёнка к школе"
материал (подготовительная группа) на тему

Шарычева  Светлана Викторовна

Цель: формирование родительской компетентности в области психолого-педагогической готовности детей к школе

Задачи:

1.                Познакомить родителей с содержанием понятия психологической готовности.

2.                Повысить компетентность родителей в использовании игр и  игровых упражнений по развитию познавательных способностей ребенка.

3.                Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу;

4.                Способствовать оптимизации общения с детьми.

Участники: родители

Планируемый результат: повышение родительской компетентности по вопросам  готовности детей к школе в условиях введения ФГОС ДО.

Оборудование:  ноутбук,  ручки или фломастеры, доска, мел или маркеры для доски, мячик,  фигурки силуэты мальчиков и девочек, полоски – дороги к школе  разного цвета: красная, жёлтая, зелёная,  анкета-отзыв, памятки для родителей,  школьные фотографии родителей, клей, ватман.

 

 

 

Добрый вечер, уважаемые родители!

         Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих первоклассников! Тема  семинара – практикума   «Готовность   ребёнка  к школе» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребёнок впервые войдёт в школьный класс. И вы уже переживаете о том:

·        А готов ли мой ребёнок к школьному обучению?

·        Как он будет учиться?

·        Как  ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?  

Не так ли, уважаемые родители?

 

         Перед тем как мы приступим к разговору по нашей теме, я предлагаю определить вашу  степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери.

·        Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает  чувство радости и уверенности в связи с этим событием.

·        Поднимете две руки, только те, кто испытывает  умеренное беспокойство;

·        Поднимите руку, только те, кто уже испытывает  сильное волнение, беспокойство;                     

         Беспокоятся и переживают почти все родители за своё чадо, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих выпускников. Попробуем вместе определить значимые компоненты готовности ребёнка к школе.

1. Упражнение «Закончи предложение»

Цель: определить, какие компоненты «готовности ребенка к школе» являются значимыми для родителей.

Родителям предлагается, передавая мяч по кругу, закончить предложение: «Для меня выражение «Ребенок готов к школе» означает…», формулируя свой вариант окончания данного предложения.

Варианты ответов записываются на доске. Затем идет обсуждение.

 

2.мини – лекция «Понятие готовности к школе» (слайд)

 

3. Игра-ассоциация «Школа»

Цель: поделиться представлениями о школе, опираясь на опыт школьного обучения родителей

К поступлению ребенка в школу готовятся и родители, и у каждого из нас школа ассоциируется с разными эмоциями, т.к. за плечами уже есть опыт. Родителям предлагается подумать, с каким словом у них ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)

После выполнения упражнения обсуждаются предъявленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра эмоций и ощущений, связанных с представлениями о школе, которые определяются на опыт родителей, оставивших за плечами школьные годы.

4.Упражнение «Выбор»

Цель: познакомить родителей с факторами успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

      На слайде перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, родителям предлагается выбрать из них три фактора, на их взгляд главных и объясните их (см. Презентация, слайд).

 5..Упражнение: «Знаем ли мы своих детей?».

   Цель: Узнать переживания и опасения родителей по поводу предстоящего обучения ребенка в школе.

Родителям предлагаются фигурки человечков (Приложение) и карандаши или ручки для записи. Дается инструкция: подумайте и напишите в верхней части человечка те черты вашего ребенка, которые,  по вашему мнению, помогут ему в школе. А в нижней части те черты, которые, по вашему мнению, затруднят предстоящую учебу в школе.

После выполнения упражнения, родителям предлагается поставить фигурку на одну из трех полосок-дорожек, которые ведут в школу (На мольберте прикреплены 3 дорожки разного цвета: красная, желтая, зеленая): красная  полоска означает ваше сильное беспокойство, желтая – умеренное, а зеленая полоска- нет особого беспокойства. (Приложение ).

(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)

6. Упражнение  «Гимнастика мозга»

 Цель: Научить родителей стимулировать умственную деятельность ребенка.

 «Колечко» - поочередно перебираем пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. От указательного пальца к мизинцу и обратно, сначала 1 рукой, затем другой.

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинить лучше с одного предмета, круглого, яблока). Можно и на бумаге. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

«Лягушка» - Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладошкой. Одновременно менять положение рук.

7.Практические советы: Памятка - Рекомендации для родителей «Как подготовить ребенка к школе» (Приложение )

8. Творческая работа «Как малыш и родители в школу ходили»

Цель: Рефлексия. Получение обратной связи от родителей.

На столе перед родителями лежит ватман, карандаши, ножницы, клей, цветная бумага и т.п. Всем родителям заранее было дано задание, принести свою школьную фотографию (отсканированную, напечатанную, отксереную и т.д.).

Участникам предлагается, используя те знания, которые они получили в ходе семинара, составить коллаж для детей, где ребята смогут найти фотографии своих родителей и прочитать пожелания от своих родителей и напутствия в первый класс.

 Вывод. Сегодня на  семинаре – практикуме мы раскрыли оновные компоненты психологической готовности детей к школе: интеллектуальной, волевой, социальной, личностной и физической. На практике освоили игры и упражнения на развитие психических процессов, стимулирование умстенной деятельности дошкольников. Получили рекомендации по подготовке детей к школе.

         Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда вы станете родителями первоклашки. Впереди не только радости, но и серьёзные испытания, для которых вам потребуется немало сил и душевных, и физических. Но я вам желаю быть терпеливыми и уверенными в том, что ваш малыш самый замечательный, умный, красивый, любимый и всё у вас получится и всё у вас будет хорошо!       

9. Анкета-отзыв  родителей о мероприятии (Приложение )

 

Список использованной литературы

 

1.     ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 №1155

3.     Лютова Е.К., Монина Г.Б. - Тренинг эффективного взаимодействия с детьми - Издательство: Речь 2005.

4.     Оптимизация детско–родительских отношений. Школа для родителей будущих первоклассников :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»/   http://festival.1september.ru/articles/537829/

Учебно-методическое пособие по теме: Сборник тренингов и семинаров - практикумов с родителями. Методическая разработка. | Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru

                                       

 

 

                

                                                                                    

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СКОРО В ШКОЛУ"

Этот семинар очень хорошо проводить  во втором полугодии в подготовительной группе.Провести может и воспитатель, и педагог-психолог, и логопед, а лучше когда все вместе.  Семинар- практикум ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ТЕМА: «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК - СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ТЕМА: «ЗДОРОВЫЙ  РЕБЁНОК - СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»...

Семинар - практикум Эмоциональный комфорт ребёнка: дружественные отношения в детском коллективе

Семинар - практикумЭмоциональный комфорт ребёнка: дружественные отношения в детском коллективе...

Семинар-практикум "Развиваем речь ребёнка"

Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков....

Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Год до школы»

Семинар-практикум педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей подготовительной к школе группы  «Год до школы»...

Семинар - практикум: «Как научить ребёнка слушать и слышать родителей»

quot;Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное общение невозможно".Антуан де Сент-Экзюпери....