Консультация
консультация (подготовительная группа) на тему

Прохорова Марина Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  «Детский сад «Вишенка»

Консультация на тему:

Подготовила: 

Прохорова Марина Ивановна,  

                             ФИО

воспитатель

должность

2017 г.

 Поступление ребенка в школу - это очень важный и волнительный момент не только для самого ребенка, но и для его родителей. Наверное, для родителей – даже более волнительный, чем для ребенка. Можно ли предугадать, успешным или неуспешным учеником будет Ваш ребенок? Я предлагаю вам сегодня рассмотреть проблему готовности ребенка к школе.

Для успешного обучения ребёнка в школе важно, чтобы он обладал физической и психологической готовностью к школьному обучению.

С физической готовностью всё ясно: она предполагает хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенную выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитую мелкую моторику руки; овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

А что такое «психологическая готовность»?

«Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Л.А. Венгер) 

Психологическая готовность к школе – понятие сложное, оно включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную, эмоционально-волевую, коммуникативную и мотивационную подготовленность ребенка.

Рассмотрим кратко каждый из данных компонентов.

1. Интеллектуальная готовность

Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта.

Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. 

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики его мышления, речи, внимания, памяти.

2. Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый, выполнять определенные задания и инструкции учителя.

3. Коммуникативная готовность – наличие у ребенка качеств, благодаря которым он мог бы общаться с другими детьми, учителями.

Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться.

4. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Все чаще говорят и пишут о том, что для обучения в школе важно не то, что знает и какими навыками владеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и навыками.

Именно поэтому мне бы хотелось рассмотреть мотивационную готовность более подробно.

От какого слова происходит слово «мотивационная»? От слов «мотив», «мотивация». Что такое «мотив», «мотивация»? 

Мотив (лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности

Мотивация – это то, что управляет поведением человека, определяет его направленность, организованность, активность.

Психологи отмечают типичные для старшего дошкольного возраста мотивы поведения.

Среди них такие, как стремление действовать, как взрослые, и связанные с ними мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. 

В  дошкольном возрасте появляются и развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения, которые реализуются в игровых ситуациях, ситуациях соревнования.

Соревновательные мотивы также типичны для старших дошкольников; особенно мотивы соревнования (проявляющиеся в стремлении выиграть, быть первым) развиваются в связи с играми с правилами, физкультурно-спортивными занятиями, развивающейся продуктивной деятельностью - изобразительной, конструирования и т.д. «Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи» (Венгер Л.А., Мухина B.C.).

Типичными для детей дошкольного возраста являются и игровые мотивы, связанные, прежде всего, с интересом к процессу игры, но также проявляющиеся в том, что дошкольники любое дело могут превратить в игру.

Наряду с перечисленными, в дошкольном возрасте интенсивно развиваются нравственные мотивы. Поведение ребенка все больше определяется нравственными нормами и правилами поведения, с которыми все шире знакомится ребенок в период дошкольного детства. Частью нравственных мотивов B.C. Мухина называет «общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести им пользу».

Значительного уровня развития в старшем дошкольном возрасте достигают познавательные мотивы.

Исследования психологов показывают, что при нормальном психическом развитии к 7 годам у ребенка формируется такая система мотивов, которая позволяет успешно включиться в учебную деятельность. Необходимо также помнить о том, что дети имеют разный темп психического развития. Некоторые дети опережают в психическом развитии основную массу сверстников, а другие отстают. Следовательно, совершенно естественна ситуация, когда один ребенок уже в возрасте шести лет и интеллектуально, и личностно (в том числе и мотивационно) готов к усвоению формальных знаний в условиях коллективного обучения в школе; другой же ребенок и в семь лет (а может быть, даже в восемь и старше) может сохранять психологические черты дошкольника и не удовлетворять требованиям школьного обучения.

При всем своеобразии индивидуального пути развития отдельного ребенка для большинства детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста характерна определенная динамика мотивационных процессов. Развитие мотивационной готовности проходит в соответствии с тремя стадиями: для детей в возрасте 5-6 лет характерна стадия мотивационной неготовности к школьному обучению; у детей в возрасте 6-7 лет появляются первые признаки мотивационной готовности к обучению в школе; и лишь позже (чаще всего уже в процессе школьного обучения) появляются свойства мотивации, позволяющие говорить о зрелой мотивации ученика.

По каким же признакам можно узнать, имеется ли у ребенка необходимая мотивационная готовность к школьному обучению?

Прежде всего, это сформированность произвольности психических процессов и поведения, умение принять учебную задачу и стремление ребенка к овладению способами выполнения учебных задач.

Кроме того, это положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе, к социальным формам и нормам поведения, в том числе к дисциплине; осознание необходимости обучения; интерес к школьному содержанию занятий и стремление к типичным для школьной обучения коллективным формам организации занятий под руководством учителя.

Для диагностики мотивационной готовности у психологов имеются специальные диагностические методики. Чтобы выявить уровень мотивационной готовности ребенка, вы можете обратиться к специалисту-психологу. 

Что же делать, если в результате диагностики у ребенка выявлена недостаточная мотивационная готовность к школе?

Не стоит расстраиваться, ведь мы с вами увидели, что для мотивов человека характерна динамика.

Следовательно, в результате определенной работы с ребенком можно развить у него мотивы, способствующие успешному включению в учебную деятельность.

Такая работа включает в себя разнообразные формы, дающие возможность показать разные стороны школьной жизни:

  • экскурсии в школу,
  • беседы о школе,
  • чтение рассказов и стихов школьной тематики,
  • рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,
  • рисование школы (рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться»),
  • интересные рассказы родителей о своей школьной жизни и др.

Итак, подготовка к школе - это непростой процесс, поэтому здесь важна совместная работа и воспитателей, и психологов, и родителей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....