Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».
консультация на тему

Сафонова Ирина Эдуардовна
Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_svyaznuyu_rech.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Тема:  «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».

Цель: Способствовать формированию у родителей представлений об этапах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повышать педагогическую компетентность родителей в области развития речевых способностей детей.
  • Познакомить родителей с игровыми способами валеологического взаимодействия с детьми.
  • Предоставить родителям подборку игр и упражнений на развитие звукопроизношения, фонематического слуха, связной речи.

Форма: семинар - практикум для родителей  и  детей.

Участники: родители и дети дошкольных групп

Предварительная работа: подбор игровых упражнений; разработка памятки для родителей; информирование родителей о встрече через объявления и индивидуальные приглашения.

Оборудование: оформление на магнитную доску «кирпичики», ёмкости  для воды, мелкие плавающие игрушки,  «султанчики», зеркала, вата, соломинки для коктейля диск с записью звуков природы, ширма.

Ход встречи:

Мини – лекция.

Об исключительной роли речи в жизни человека нам взрослым известно. С ее помощью выражают мысли, желания, согласовывают свои действия. Речь - основное средство общения, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие человека. Речь является средством регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» - гласит русская пословица. Словом можно приободрить и обидеть, приласкать, настроить, убедить. А это наши эмоции, психика, поведение. Можно сказать, что речь - это визитная карточка человека. Она отражает социальную среду, в которой формируется человек.

Речь ребенка развивается с самого рождения. Правильность, красота, четкость речи складывается из многих факторов. Попросим наших деток построить из кирпичиков дом (дети выстраивают на магнитной доске дом). Обратите внимание: крыша дома - наша речь, кирпичики: звукопроизношение, фонематическое развитие, словарь, грамматический строй и связная речь. Чтобы дом был красивый, не кривой и кособокий, важен каждый кирпичик. Так и все разделы речи взаимосвязаны между собой и важны.

Сегодня мы предлагаем заботливым родителям игры и упражнения, которые помогут правильно развивать речь ребенка.

Практикум.                                                                                        «Звукопроизношение».

- Начнем с первого кирпичика - «звукопроизношение» - правильное произношение звуков родного языка. Чтобы вам  было удобно отслеживать  своевременное появление в речи ребёнка звуков, предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков.  К 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то это уже не возрастное косноязычие, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы, а нарушение речевого развития. В таком случае необходимо обращаться к логопеду.                                                                                От чего зависит правильность и чёткость звукопроизношения нам покажут наши дети . /Детям предлагают работу с  зеркалами./                                                                                                                            

Упражнения для тренировки речевого аппарата.                                               Губки растягиваем, вытягиваем - «улыбка», «поцелуйчик». Зубки сделали  «заборчик». Язык - «выглянул из домика», «поглядел вправо-влево, вверх-вниз». Носик  - правильно дышит «вдох носом, не поднимая плечи, выдох через рот».

Рекомендации для родителей.

-Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, губ, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем его зубов, носоглотки, состоянием прикуса, уздечки. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный или образует желоб, сужен и касается верхних резцов и т.д.) зависит произношение большинства звуков русского языка.                                                                                                

- Тренировать подвижность артикуляционного аппарата поможет общий комплекс артикуляционных упражнений. Возьмем зеркала и выполним некоторые из них. Выполнять упражнения необходимо перед зеркалом для того, чтобы ребенок мог осуществлять зрительный контроль за правильностью выполнения движений.

Игры на тренировку артикуляционного аппарата.

  • Мы превращаемся в веселых мартышек. Что любят делать мартышки?

Правильно, дразниться, строить рожицы. Некоторые дети тоже любят это делать. Оказывается, это полезно. Мартышки дразнят лягушку и слоненка - губы растянуты в улыбку, вытянуты вперед «хоботком».                                  

  • «Толстячки» и «худышки» - надуть щеки, втянуть щеки.
  • «Поймай мышку за хвост» - рот широко открыть, выдвинуть язычок, прикусить кончик языка.
  • «Лошадка фыркает» - выдыхать воздух через coмкнутыe губы, вибрация губ.
  • «Лошадка скачет» - рот широко открыт, щелканье языком.
  • «Лошадка цокает копытами» - рот широко открыт, цоканье языком по бугоркам у верхних резцов.
  • «Вкусное варенье» - облизываание губ языком.

-Для исправления конкретных звуков существуют определенные упражнения, их вам порекомендует логопед на индивидуальной консультации.                                      - Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.  Для образования большинства звуков необходимо, чтобы воздушная струя была направлена на середину языка, а не уходила в щёки. Силу, длительность и направленность выдоха помогут развить следующие упражнения:

  • «Футбол» - понадобится кусочек ватки или комочек бумаги, кубики- ворота. Ребенок дует на ватку, не раздувая щеки. Можно дуть на язычок. Задуваем ватку - мяч в ворота.
  • «Фокус» - эту же ватку кладем на нос, открываем рот, широкий язык поднимаем вверх, дуем вверх, стараясь сдуть ватку с носа.
  • «Подуй в трубочку» - язык сворачиваем в трубочку, дуем.
  • «Шторм в стакане» - дуть в воду через соломинку для коктейля.

Дети выполняют упражнения совместно с родителями.

-Также можно использовать различные игрушки, кораблики, султанчики и т.п.

  1. Второй кирпичик - «фонематическое развитие».

-Чтобы научиться произносить звуки ребёнок должен их слышать. Речевое развитие зависит от состояния физического слуха. Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка (фонема - звук). Различать близкие по звучанию слова - мал-мял, рак-лак, мишка-миска и т.п.

- Фонематическое восприятие большая, сложная и взаимосвязанная работа головного мозга и речевого аппарата. Нарушения в этой работе являются причиной искажения правильного произношения звуков. Предлагаем вам поиграть в игры, развивающие фонематический слух.

Игры на развитие фонематического слуха.

  • «Отгадай, что я делаю» - на развитие слухового внимания и различение неречевых звуков.  Педагог располагается за ширмой.  «Слушая звуки, догадайтесь, что я делаю: рву бумагу, переливаю воду, насыпаю крупу, режу ножницами  бумагу и т.п».
  • «Веселый попугайчик» - формирование чувства ритма.

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отхлопыванием каждого слога. По команде взрослого ребенок повторяет и отхлопывает - па-па-ба, та-да-та, са-са-за-за и т.д.

  • «Поймай звук» - я буду произносить разные звуки, а ты, когда услышишь звук «З», хлопни в ладоши (поймай комара). Выделять можно любой звук.
  • «Собери словечко» - м - а - к «мак» и т.п.
  1. Следующий кирпичик нашего домика - «Словарь».

-Это тот словарный запас, которым владеет ребенок, его багаж. Словарь не только существительных (предметов), но и глаголов (действий), прилагательных (признаков) и т.д.

В дошкольном возрасте ребенок должен научиться классифицировать предметы.

  • Игра «Назови одним словом» (картинки: посуда, мебель, одежда, обувь и т.д.).

В старшем дошкольном  возрасте ребенок должен уметь выделять лишний предмет и обосновывать свой выбор.

  • Игра «Третий лишний», «четвертый лишний». Учит подбирать слова-антонимы.

На доске три иллюстрации одной смысловой серии (например,  транспорт) и одна лишняя (например, игрушка).

-Обогащать словарный запас детей можно везде и всюду. Идем по улице, едем в машине, готовим на кухне, возимся на огороде, купаемся в ванной.

Например, купаясь в ванной рассмотрите два полотенца: махровое и льняное, сравните их (пушистое - гладкое, большое маленькое, длинное - короткое, широкое - узкое и т. д.). Расскажите,  как оно попало к нам (ткач сделал ткань, швея - сшила, водитель - привез в магазин, продавец - продал, мы - купили). Занимаясь на кухне, расскажите, какие продукты лежат в холодильнике, из чего они сделаны, кто потрудился в их приготовлении, что из них готовят и как (режут, жарят, варят, тушат и т.п.).

  • Игра «Кто больше скажет слов» - возьмем игрушку Зайчика. Какой зайка? (подбираем прилагательные) Что умеет делать? (подбираем глаголы).
  1. Рассмотрим следующий раздел - «Грамматический строй речи».

Это умение согласовывать слова между собой, изменять слова.

  • Игра «Краски» - учит согласовывать существительные и прилагательные. Например: Я красный помидор, красное яблоко, красная ягодка.
  • «Хвастунишки» - образуем множественное число существительных. У меня - один предмет, а у тебя - несколько. (стол - столы, стул - стулья, яйцо - яйца и т.п.)
  • «Что из чего?» - образование прилагательных от существительных (стеклянный, шерстяной и т.п.)

-Очень важно четко произносить окончания слов, чтоб дети смогли правильно их расслышать и повторить.

  1. «Связная речь».

Как известно, речь развивается по подражанию. Следовательно, речь взрослых является для детей образцом. Следите за правильностью своей речи. Очень важно научить ребенка рассказывать сказки, пересказывать. Читая перед сном ребенку сказку, не спешите начинать новую главу. Предложите ребенку вспомнить, на чем вы остановились. Попросите рассказать содержание мультфильма, компьютерной игры и т.д., помогая правильно строить предложения. Придумывание сказок не только развивает речь, но и творчество, и фантазию детей.

Подведение итогов.

Надеемся, что наша встреча была полезна для Вас. Предлагаем Вам памятки, по которым вы сможете организовать развивающую речевую работу с ребёнком самостоятельно.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как правильно развивать речь детей».

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за  здоровьем зубов, состоянием прикуса.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того какую форму он принимает (распластанный или  образует желоб, кончик языка сужен или касается верхних резцов и т. п.) зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

ПРИМЕРНЫЕ СРОКИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Время появления звуков

1-2

года

2-3

года

3-5

лет

5-6

лет

звуки

а    о   э

п  б   м

и  ы   у

ф     в

т    д    н

г    к    х    й

с   з   ц

ш   ж

ч   щ

р

л


Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.  Вдох через нос и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой,  и наоборот.
Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова, например:
мал - мял, рак - лак.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

  1.  «Рожицы».  Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т.д.
    2.  Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд  щелкнуть,  цокнуть, свистнуть.  

З. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке.  Перекатывание орехов во рту.                                                                                                                

4. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.
5. «Повтори».  Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.            

Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.
Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

Играем в слова на кухне.

I.        Как называются предметы мебели на кухне?                                                                                                 Как ты думаешь, кто потрудился, чтобы сделать нам мебель? (Лесник, лесорубы, художник-дизайнер, столяры, ткачи.)

2.         Назови посуду, которая есть на кухне. Назови её предназначение.

З. Какие продукты лежат у нас в холодильнике?
Из чего делают растительное масло? Из чего получают творог и кефир, сливочное масло? Из чего делают колбасу, сыр? Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, тушёное, жареное, варёное.)

4. Какие продукты лежат в кухонном  шкафу?
Крупа гречка из какого растения получается? (из гречихи) Крупа рис из какого растения? (из риса) Крупа манная? (из пшеницы) Крупа перловая? (из ячменя) Крупа геркулес? (из овса) Из чего делают макароны, вермишель? (прочтите, что написано на коробке.) Из чего делают муку? (из пшеницы.) Из чего делают сахар? (из сахарной свеклы, сахарного тростника.)

5. Что делает мама на кухне?  Варит, режет, готовит, моет, жарит, трёт, давит, слушает радио, вытирает, включает, выключает, чистит, улыбается, поет, пробует, солит, шинкует, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достает...
Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне?

6. Как мама работает на кухне? Быстро, весело, ловко, медленно, спокойно, радостно, трудно, напряжённо, сосредоточенно...

Играем в слова в ванной комнате.

1. Что у нас есть в ванной комнате?

2. Какие бывают полотенца?  Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, маленькое, банное, ножное…

3. Что делают в ванной комнате?  Стирают, замачивают, выкручивают, включают, выключают, чистят, намыливают, вешают, вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят, сыплют…

4. Какая бывает вода в ванной комнате?
Холодная, ледяная, горячая, теплая, прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная, прохладная…

Играем в слова в раздевалке, в коридоре.

Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)?                                                                                                                                        

Кто участвует в изготовлении обуви?
Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из неё что-то скроить, художник-модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают. Чтобы обувь была красивой, разноцветной нужны краска и фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии»…
Покажи правый ботинок, левую туфлю…     Чем отличается женская, мужская, детская обувь?

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".

Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Методическая разработка семинара - практикума с родителями детей 5- 6 лет, имеющие речевые нарушения «Играя, развиваем речь»

Семинар - практикум "Играя, развиваем речь" был проведен с родителями на районном методическом объединение  педагогов психологов и учителей - логопедов муниципального района Уфимский ра...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями через работу с песком, на основе закрепления лексического материала.»

Для детей подготовительной группы.       Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в нескольких направлениях:- во-первых, происходит обогащение словаря, которые...

Говорим красиво: развитие выразительной речи в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общен...