Дети по своей природе - исследователи
консультация на тему

Звягинцева Светлана Сергеевна

Все родители хотят, чтобы их ребёнок был любознательным, творческим,самостоятельным. Детское экспериментирование - один из лучших методов в развитии ребёнка. Эта деятельность поможет ему стать разносторонней личностью. Опыты помогают развивать мышление, логику, воображение, обогащают словарный запас. Поэтому, уважаемые родители, не пренебрегайте этим видом детской деятельности, не запрещайте ребёнку исследовать мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая статья

 «Папа, мама, я - учёная семья».

   Передача готовых знаний о мире – далеко не главная задача в воспитании ребёнка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов – это дать ребёнку возможность самому открыть что-то новое. Ребёнок познаёт радость открытия нового, узнаёт необычные свойства привычных предметов, расширяет свои представления о мире. Преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, он разовьёт волю, терпение и способность отстаивать своё мнение.

  Взрослые должны стремиться к тому, чтобы знания к ребёнку приходили не только через глаза и уши, но и  через руки, через деятельность.  Тем самым родители смогут подарить малышу радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.

   Немаловажно, чтобы опыт или эксперимент, который вы проводите вместе с ребёнком, был интересен и вам. Очень многое дети начинают любить, благодаря совместной деятельности с родителями. Много экспериментов можно провести в домашних условиях, и они не требуют специальной подготовки и материальных затрат.

   Каждый опыт предоставляет большой простор для творческого поиска ребёнка, так как его исполнение не является единственно возможным. Например, после проведения опыта «Прозрачность воды» с помощью прозрачного стакана с водой и ложки, ребёнок пустится в «самостоятельное плавание». У любознательного малыша наверняка возникнет масса вопросов, ответы на которые он будет искать уже сам, без помощи взрослого. Например: «А что будет, если я опущу ложку в газировку, какао?», «А если поменять ложечку на соломинку или стакан поменять на непрозрачный бокал?». Ну, а если вопросы не возникли, можно задать их малышу самим. Если папа или мама знают суть явления, то они  без труда смогут объяснить её ребёнку  своими словами.

Памятка для родителей

         Развиваем интерес у детей

 к  познавательному  экспериментированию

   «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».  

                                                                        Ральф У. Эмерсон.

 Чего нельзя делать                           Что нужно делать                                        

    родителям                                             родителям                                            

               

  Не следует отмахиваться от желаний ребёнка,

даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

  Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

  Нельзя  отказываться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не сможет развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

  Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое. Потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

  Сиюминутные запреты сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

   Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

  Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к  этому виду деятельности.

   С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

  Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

   Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретёт умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).  

 

Памятка для родителей

             «Сундучок для домашних опытов»

1. Изготовление сундучка 

Обклеить картонную коробку, сделать в ней отсеки -  перегородки из картона для сыпучих сухих веществ (песок, глина, опилки, крупы, камни, ракушки, пищевых красителей и т.д.), приборов-помощников, элементы разных отходных материалов.

 2. Наполнение сундучка

1. Изготовление приборов-помощников из подручного материала:

  • Из пластиковой бутылки можно сделать песочные часы, воронку, совок, стаканы мерные, лейку.
  • Весы можно смастерить из плечиков для одежды.
  • Сито  сделать из пластиковой тарелки.

2. Пипетки, шприцы без иголок, резиновые груши

3. Аптечные бутыли с пипеткой для жидких веществ (растительного масла, цветной воды, чистой воды, моющего средства и т.д.).

4. Коктейльные трубочки.

5. Магниты.

6. Лупа.

7. Зеркало, разноцветные стёклышки.

8. Формочки песочные и из-под конфет.

9. Воздушные шары

10. Скотч

11. Свечи, спички, спиртовки, уксус, бензин и другие опасные вещества должны быть у родителей. С этим предметами и веществами дети проводят опыты под присмотром взрослых.

 

                         *                         *                           *

Уважаемые родители! Всё то, что Вам негоже, отдавайте ребёнку, складывайте в его «лабораторный сундучок». Ваш ребёнок найдёт применение ненужной вещи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Береги свою природу

Закреплять знания детей о форме и размере нашей планеты, об условных цветовых обозначениях объектов природы на глобусе. Обобщать знания о не живой и живой природе, признаках живого организм...

Развлечение "Береги свою природу в любое время года!"

Экологическое развлечение.Цель: способствовать формированию понятия природы – как общего дома; навыков разумного поведения и бережного отношения к ней. Привлечь внимание детей к проблеме окружаю...

«Поле чудес». Конспект родительского собрания в средней группе «Бережём, знаем, любим свою природу»

Цель собрания: -создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; -повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экол...

Экологический квест-Сбережем свою природу

Цели:   закрепить знания детей о роли человека в природе; правилах поведения на природе; воспитывать чувство любви к природе, уважение ко всему живому и формировать привычку заботиться о ее ...

Люби свою природу!

Как не вредить своей экологии....

План на неделю " Относись к своей природе правильно" .ср.гр.

Создание условий для выоспитания осознанного бережного отношения дошкольного возраста к природе....

Экологическая акция "Береги свою природу"

Участие в экологической акции предоставило возможность воспитанникам осознать всю глубину проблемы загрязнения природы и защиты окружающей среды, самостоятельно искать решения этого вопроса. Благодаря...