Работа с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОО
рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Архипова Юлия Борисовна

 В данной работе я раскрываю формы работы с родителями своих воспитанников в ДОУ. Какие формы мы используем в своей работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»

Муниципальная научно-практическая конференция

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: условия введения и перспективы развития»                  

« Работа с семьями воспитанников

в условиях реализации ФГОС ДОО»

Воспитатель:

 Архипова Юлия Борисовна

г. Руза.

27 апреля 2016 г.

 Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

В связи с этим, в нашем ДОУ начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учётом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д. «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

В условиях открытого детского сада  родители  нашей группы имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребёнок, поиграть с детьми и.д. Родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей, и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий  воспитания в группе. А это – первые ростки сотрудничества.

 В настоящее время  нами используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить  родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

Также мы используем  такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьёй. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье до материала по воспитанию детей в неполной семье. О папка - передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками.

Буклеты, листовки, памятки.

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.    

В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д.    

Листовки — это короткая информация о конкретном мероприятии, например о проведении конкурса, приглашение на открытое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки - информация, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить с этим лучше всего путём проведения «Дней открытых дверей», целью которых является ознакомление родителей с дошкольным учреждением; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности ребенка;  открытые занятия, театрализованные представления, мини-концерты.

В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-логопедом).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических  навыков воспитания детей.  Для них мы проводим семинары-практикумы. Эта форма работы даёт возможность рассказать о способах и приёмах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном и др.

Семейные праздники в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого либо события. Таким особым днём может стать День матери, День отца, Новый год, Международный день семьи и др.

Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в  возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители.

Конкурс — это способ активного взаимодействия участников образовательного процесса, индивидуальное или командное состязание в творческом мастерстве, он проводится с целью создания условий для творческого самовыражения детей и родителей. Например, конкурс посвященный ко дню 8 марта «Великолепная восьмерка» и «Мама, папа, я – читающая семья».

Учитывая занятость родителей, рекомендуют  использовать и такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как группы в социальных сетях. Любой член семьи имеет возможность высказать своё мнение по поводу методов воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.

Удачной находкой в работе с родителями  оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение  в педагогической практике нашего ДОУ.

Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную  деятельность.

Вывод. Взаимодействие семьи и детского сада  - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.  В новых формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога, реализуется принцип доверительного партнёрства. Разнообразие интерактивных форм  взаимодействия с родителями позволяет значительно улучшить  отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей.

                             

       Список литературы

  1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.
  2. Михайлова – Свирская Л.М. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС. – М.: Просвещение, 2015 г.
  3. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительские собрания и конференции, дискуссии. – Волгоград: Учитель, 2015 г.
  4. Шитова Е.В. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации  по воспитанию детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш...

Статья «Внедрение инновационных форм работы с семьей в условиях реализации ФГОС»

Внедрение инновационных форм работы с семьей в условиях реализации ФГОС...

Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС

Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС...

«Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО» (из опыта работы)

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»(из опыта работы) Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым ...

Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС

Презентация для воспитателей "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС"...