Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Харина Лариса Григорьевна

как развивать творчество в ребенке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей

дошкольного возраста»

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои

впечатления, свое понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в

художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности

является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с

помощью выразительных образов.

Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них

эстетическое отношение к окружающей жизни, способствовать накоплению

эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности,

способности.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок

создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел,

самостоятельно находя средство для его воплощения. Поэтому при планировании

творческих занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно –

образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи,

чтению художественной литературы, музыкальные занятия.

Следует помнить, что все виды изобразительной деятельности объединяет образное

отражение окружающей действительности.

К методам воздействия воспитателя, которые стимулируют детей к творчеству, прежде

всего, относятся наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические

методы. С детьми проводят беседы, которые помогают воспитателю обратить внимание

детей на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественные образы. С

этой целью также используется поэтическое слово, так как в нём иными

художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления

природы. У детей необходимо формировать представление о различном подходе в

передаче образа и поэтому желательно, во время беседы, рассматривать разные

варианты изображения. Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе

небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики,

декоративно – прикладного искусства. Устраивать также тематические выставки, итоговые

беседы и итоговые выставки.

Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей

развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень

различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В своих

рисунках дети используют эти оттенки. Воспитатель учит детей видеть, как изменяется

форма, величина предмета от освещения (так, например, вечером кажется всё более

тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным, предмет хорошо виден). Необходимо с

детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но

и второстепенные, подмечая выразительность очертания.

Развитию творчества у детей способствуют различные экскурсии в природу, в музеи,

целевые прогулки, а также организация праздников, развлечений, просмотр диафильмов,

прослушивание грамзаписи. На творческих занятиях необходимо использовать музыку.

Музыка способствует развитию воображения.

Одним из методов являются творческие задания. Содержанием таких заданий могут быть

явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих

заданиях дети ставятся в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти

различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель

должен создать необычную ситуацию новизны. Поисковые ситуации заставляют детей

идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. В

заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги,

который помогает создать цветовой образ рисунка. При изображении природы

воспитатель должен учить детей использовать разнообразные цвета. Всё это в целом

развивает у детей чувство цветовой гармонии. Необходимо спросить у детей, какие цвета

им больше нравятся.

Необходимым для развития творчества детей является их работа с разнообразными

материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т. д.), знакомство ребят

с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования. Необходимо ставить задачи

так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.

Одним из практических методов развития творчества является обучение детей различным

способам изображения предметов (например, рисование травки штрихом, мазком,

примакиванием, набрызгом и т. д.). Создание какой – то необычной игровой ситуации,

сюрпризного момента также может вызвать у детей желание создать творческий образ.

Рисовать можно чем угодно и как угодно (лежа на столе, на полу и т.д.)

Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь

придумывать.

Научившись рисовать, выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше

понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх пред рисованием, перед

тем, что ничего не получится. Он будет уверен, что у него все получится и даже очень

красиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»

Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...