Консультация для родителей "Гимнастика мозга"
консультация на тему

Хроменкова Светлана Николаевна

Развитие межполушарного взаимодействи является основой развития интеллекта.

Как обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

Что такое кинезиология?

Какие "кинезиологические"  упражнения можно выполнять в обычной жизни?

Ответы на эти вопросы Вы найдете в статье "Гимнастика мозга".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_mozga.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

С каждым годом жизнь  предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них высших психических функций: мышления, памяти, внимания и, конечно, речи. Это – основное условие успешного обучения.

Работая с детьми с различными нарушениями в речевом развитии  могу отметить, что для них характерны повышенная отвлекаемость, эмоциональная неустойчивость, психическая истощаемость, моторная неловкость.  Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития различных патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплекса специальных «кинезиологических»  упражнений.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.

Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них.

Левое полушарие

Отвечает за логическое – аналитическое мышление

Правое полушарие

Отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию

- анализирует факты;

- контролирует речь, а также способности к чтению и письму;

- контролирует движения правой половины тела;

- запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание;

- планирует будущее;

-отвечает за музыкальное образование, понимает смысл музыкальных произведений, различение музыкального ритма;

- отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами;

- отвечает за планирование.

- запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое целое;

- контролирует движения левой половины тела;

- ориентируется в настоящем;

- отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции;

- отвечает за воображение, фантазии и мечты, художественное творчество и способности к изобразительному искусству;

- реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа)

- отвечает за интуицию и интуитивную оценку.

         

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

Как я уже указала выше, при помощи специальных «кинезиологических» упражнений.

Основателем учения «образовательной кинезиологии» является американский доктор Пол Деннисон. Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга».

        «Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.

 Приведу несколько упражнений из комплекса:

«Руки – ноги»

И.п. – стоя.

Выполнять прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами;

- ноги вместе – руки врозь,

- ноги врозь-руки вместе,

- ноги вместе - руки врозь,

- ноги врозь-руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

«Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами»

И.п. – стоя.

- левая рука – вперёд, правая – назад + правая нога – вперёд, левая – назад;

- левая рука  - назад, правая – вперёд + правая нога – назад, левая – вперёд;

- левая рука – вперёд, правая – назад + правая нога – назад, левая – назад;

- левая рука – назад, правая – назад + правая нога – вперёд, левая – вперёд.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

«Кулак – ребро – ладонь»

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: распрямленная ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром.

Ребёнок выполняет движения за взрослым, затем – по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Движения сначала выполняются правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе. При затруднении взрослый предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»).

«Лягушка»

Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью да наоборот».

«Я хороший»

Одна рука гладит по голове, другая хлопает по груди. Хлопаем в ладоши. Затем – меняет положение рук да наоборот.

«Лезгинка»

Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

«Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Если вы решили разучить упражнения «Гимнастики мозга», помните, у вас получится четкое выполнение не с первого раза. Наберитесь терпения и разучивайте их систематически (каждое утро или перед конкретными занятиями). Попробуйте – результаты не заставят себя долго ждать! Доказано, что в результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.

И в заключение маленький совет:

Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы. Рисовать или даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что попробуйте, экспериментируйте, Это не только полезно, но и весело!

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Рука развивает мозг"

Поэтапное развитие игровых умений от 0 до 7 лет...

Консультация «Рука развивает мозг».

Консультация для родителей...

Консультация "Рука развивает мозг"

Рекомендации родителям -  как с помощью пальцев можно развивать головной мозг ребенка....

Консультация «Рука развивает мозг — рука готовится к школе»

Консультация «Рука развивает мозг — рука готовится к школе»...

Консультация "Как тренировать мозг ребенка"

Игры на развитие логического мышления....