Развитие речи дошкольниковв разных видах деятельности
консультация на тему

Марковская Нина Валерьевна

Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx155.77 КБ

Предварительный просмотр:

               Развитие речи дошкольников в разных видах деятельности

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития  детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие  речи, ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.

Так, воспитатель заранее продумывает, какие речевые задачи могут быть решены:

в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;

совместной деятельности взрослого с детьми;

свободной самостоятельной деятельности детей.

Какие методы и приемы использовать:

Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско - поисковая деятельность.

 Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

СХЕМА  взаимодействия взрослого и детей   

занятия;

экскурсии, наблюдения, беседы, труд ;

специальные дидактические и развивающие игры;

сюжетно-ролевые игры;

игры-драматизации и др

подвижные игры;

театрализованная деятельность;

.ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)

Художественная литература

ЗАНЯТИЯ

Занятия познавательно цикла  создают широкие возможности для решения задач речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствованию слухового внимания и фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения).

Занятия эстетического цикла – лепка, рисование, конструирование и аппликация – создают условия для развития навыка общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения т.д. обычно возникают оживлённые диалоги детей. Поэтому эти занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ПАЛЬЧИКОВАЯ

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого  дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию  координации движений и даже постановке звуков

ФИЗМИНУТКА

Физминутки помогают снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

ЭКСКУРСИИ БЕСЕДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

С целью обогащения содержания речи, развития словаря, воспитания желания использовать в речи средства интонационной выразительности проводили экскурсии,  наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию:. «Наша группа», «Как выращивают тюльпаны? »,  «Моя семья», «Наша Родина- Россия»,  «Что у меня внутри».  «Золотая осень», «Что такое транспорт», «Зачем нужны правила дорожного движения», и многие другие.

ПРИРОДА

Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она не только закаляет здоровье и силы ребенка, но и  благоприятно воздействует на обогащение и развитие языка детей. Работа детей на воздухе, в саду и огороде, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, со всеми видами производств и человеческого труда способствует  увеличению и систематизированию  запаса их знаний ,  развивает и обогащает речь.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят  их в такие обстоятельства, которые требуют  нужного высказывания, развивают умение использовать вежливые формы обращения, умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

ИГРЫ

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят  их в такие обстоятельства, которые требуют  нужного высказывания, развивают умение использовать вежливые формы обращения, умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

В ходе дидактических  игр для пополнения активного словаря и развития речевой активности мы  учили детей отвечать на вопросы  не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. При проведении игр отметили, что некоторые дети легко справляются с заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию»,«Подскажи словечко», «Найди свое место», «Назови одним словом», и другие. В них дети учились самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. За каждый правильный ответ ребенок получал фигурку игрушки или кружочек,  что повышало речевую активность детей.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

В подвижных играх у детей развивали умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.

ИГРЫ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

ТЕАТРАЛИЗРВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для развития творческих способностей детей, связной речи, памяти и мышления использовали в своей работе театрализованную деятельность: игры- драматизации, настольный театр, театр кукол, которая способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

ИКТ ЧТЕНИЕ  ПОТЕШКИ

Информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того ИКТ способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей.  Презентации способствуют увеличению словарного запаса ребенка, развитию его кругозора, мотивируют получать новые знания, развивают внимание и  память.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Иллюстрации к произведениям помогают ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию и выразительность.

Пословицы и поговорки учат детей  ясно, лаконично и  выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно мыслить.

Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря.

               Речь ребенка развивается не только на занятиях по развитию речи, но и в течении всего времени пребывания в детском саду – в процессе общения с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...

Консультация Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Консультация для родителей «Развитие речи в разных видах деятельности детей»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.-Речь как ведущее средство общения сопровождает все вид...

Презентация для МО по речевому развитию "Речь в разных видах деятельности в соответствиис ФГОС ДО"

Презентация для МО по речевому развитию "Речь в разных видах деятельности в соответствиис ФГОС ДО"...