Консультация для родителей «Развитие речи в разных видах деятельности детей»
консультация (средняя группа)

Грачева Н.Л.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.

-Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи в разных видах деятельности детей»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.

-Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

-С разными видами деятельности связано психическое развитие детей дошкольного возраста: игровая, изобразительная, конструирование, ознакомление с окружающим и другие. Познавательная деятельность развивается как практическая, то есть ребенок овладевает речью с помощью общения, в деятельности.

В дошкольном возрасте речевая деятельность обслуживает разные виды деятельности, и с учетом этого положения организовывается педагогическая работа по развитию речи детей с нарушением слуха. Развитие разных видов деятельности является одним из важнейших условий речевого развития дошкольников с нарушением слуха.

Развитие речи в быту (режимные моменты в дошкольных учреждениях)- основа для создания чувственной базы речи. Выполнение действий с предметом, его познание обязательно сопровождается словом, речью.

Организовывая режимные моменты, воспитатели используют устную речь, сообщая детям слова, обозначающие названия предметов, их свойства и качества. Этот речевой материал предъявляется и в письменной форме в более ограниченном объеме.

Речевой материал, который предъявляется в быту, должен быть готов заранее и зафиксирован на табличках в помещениях группы.

Речевой материал, который может быть введен при проведении режимных моментов должен быть:

  1. Актуальным для общения детей со взрослыми и между собой;
  2. Включать в себя разные коммуникативные конструкции (поручения, сообщения, вопросы, отрицания), которые содержат все части речи;
  3.  Обеспечен повторяемостью в разных ситуациях общения.

Особое место в жизни дошкольника занимает игра. 

  • В ходе дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр развивается и активизируется речь ребёнка, формируется речевое общение. В игре происходит развитие значений и функций слова. Основной фактор развития речи в игре - это организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности.
  • Большими возможностями располагает изобразительная деятельность в плане обогащения речевого развития детей с недостатками слуха: в процессе обследования предметов дети знакомятся с такими свойствами, как цвет, форма, величина; узнают приемы обследования предметов и техники рисования.
  • Музыкальные занятия формируют ритмико-интонационную сторону речи, развивает голос.
  • Познание предметного мира ребенком дошкольного возраста с нарушенным слухом происходит на основе чувственного познания. Путем наблюдения за действиями взрослых и собственных действий с предметами. Предметная деятельность ребенка у дошкольников с нарушениями слуха играет важную роль в плане формирования наглядной, чувственной основы речи. Процесс ознакомления с окружающим не может полностью подчиняться задачам формирования речи, он опережает речевое развитие детей с нарушенным слухом, стимулирует его.
  • Речевой материал, используемый в разных видах деятельности можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся слова и фразы, специфические для данной деятельности. Во вторую группу включают речевой материал, отражающий тематику деятельности. К третьей группе относятся слова и фразы, организовывающие общение детей со взрослыми и между собой по ходу деятельности.

В процессе обучения играм, рисованию и другим видам изобразительной деятельности, труду, в ходе физического и музыкального воспитания нужно учить детей пользоваться разговорной речью, помогать им вести простые диалоги, договариваться друг с другом, выражать желания и просьбы. Речевой материал, относящийся к различным видам деятельности не всегда отражают бытовую сферу жизни. Часть понятий связаны с определенной сферой научных знаний.

Таким образом, разные виды деятельности детей, формируются и развиваются в тесной связи с речью детей, что способствует формированию ее смысловой стороны, овладению навыкам речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...

Развитие речи дошкольниковв разных видах деятельности

Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

Консультация Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Презентация для МО по речевому развитию "Речь в разных видах деятельности в соответствиис ФГОС ДО"

Презентация для МО по речевому развитию "Речь в разных видах деятельности в соответствиис ФГОС ДО"...