Главные вкладки

    Консультация. "Детские опыты и эксперименты: оснащение, литература. оборудование уголка в детском саду"
    консультация по теме

    "Люди, научившиеся наблюдениям и

     опытам, приобретают способность

    сами ставить вопросы и получать на них

    фактические ответы, оказываясь на

    более высоком умственном и

    нравственном уровне в сравнении с

    теми, кто такой школы не прошел"

    К. А. Тимирязев

     

    Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

     

    Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:

    ·         формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

    ·         развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

    ·          расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

    ·          поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

    ·          расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

     

    Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

    В работах многих ученых педагогов (Г. М. Лямина,А. П. Усова,Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой предоставляется детям возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. В 1990 годы профессор, академик Академии Творческой Педагогики РАО Н. Н. Подъяков, проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. А в 2014 году экспериментирование как ведущий вид детской деятельности прописано во ФГОС дошкольного образования.

    Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование ,как ни какой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

    Одно из направлений детской экспериментальной деятельности-опыты. Они проводятся как в свободной самостоятельной, так и совместной с воспитателем деятельности.

    Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе экспериментально – опытная  деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

    Экспериментально-опытная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции  (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

    Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем возрасте  многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.

    В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

    Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

    В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств и связей. Эксперимент это особая форма поисковой деятельности ребенка, благодаря этому у детей развивается наглядно- образное мышление. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления  ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением.

    Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

    В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. 

    Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

    Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

    В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

     

    Экспериментирование в организованной деятельности.

     В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада  начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».

     В ней запланировано изучение с помощью опытов:

      - свойств песка, глины и камня;

     - свойств воды в ее различных состояниях;

     - температуры.

    В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

     Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

      - взвешивание тяжелых и легких материалов;

     - измерение длины с помощью мерок;

     - наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;

     - изучение смешивания цветов.

     

    Структура эксперимента в организованной деятельности.

     В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, опыт - эксперимент планируется по определенному плану:

      - постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);

     - выдвижение детьми предположений;

     - проверка гипотез;

     - фиксация результатов и подведение итогов;

     - обсуждение работы.

    Экспериментирование в свободной деятельности.

     Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

    У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования, в которой размещаются:

     - наборы для опытов с инструкциями-картинками;

     -игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

     - различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

     - измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

     - инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

     - другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

     - писчие принадлежности для фиксации результатов.

    Картотека опытов и экспериментов в детском саду

    Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.

     Экология:

      - строение растений;

     - условия, необходимые для жизни растений;

     - размножение растений;

     - опыты в огороде и цветнике;

     - опытническая деятельность по сезонам;

     - исследование животных.

     Исследовательская деятельность о человеке:

      - строение человека;

     - физиология;

     -гигиена.

     Физические опыты в детском саду:

      - движение;

     - измерение;

     - магнетизм.

     - вещества и материалы;

     - свет и цвет;

     - звук.

     Опыты на кухне.

    Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги также могут  находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.

     Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

    "Расскажи - и я забуду,

    покажи - и я запомню,

    дай попробовать – и я пойму"

    Только через действие  ребѐнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нѐм.

     

     

     

    Список литературы

    1. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. – СПб. :2016. – 320 с.

    2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : 2017. – 240 с.

    3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ. – 64 с.

    4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : 2017. – 240 с.

    5. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Люди, научившиеся наблюдениям и

     опытам, приобретают способность

    сами ставить вопросы и получать на них

    фактические ответы, оказываясь на

    более высоком умственном и

    нравственном уровне в сравнении с

    теми, кто такой школы не прошел"

    К. А. Тимирязев

    То, что я услышал, я забыл.

    То, что я увидел, я помню.

    То, что я сделал, я знаю.

    Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. 

    Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ: 

    • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
    • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
    •  расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
    •  поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
    •  расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

    Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

    В работах многих ученых педагогов (Г. М. Лямина,А. П. Усова,Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой предоставляется детям возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. В 1990 годы профессор, академик Академии Творческой Педагогики РАО Н. Н. Подъяков, проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. А в 2014 году экспериментирование как ведущий вид детской деятельности прописано во ФГОС дошкольного образования.

    Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование ,как ни какой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

    Одно из направлений детской экспериментальной деятельности-опыты. Они проводятся как в свободной самостоятельной, так и совместной с воспитателем деятельности.

    Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе экспериментально – опытная  деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

    Экспериментально-опытная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции  (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

    Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем возрасте  многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.

    В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

    Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

    В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств и связей. Эксперимент это особая форма поисковой деятельности ребенка, благодаря этому у детей развивается наглядно- образное мышление. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления  ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением.

    Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

    В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. 

    Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

    Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

    В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

     

    Экспериментирование в организованной деятельности.

     В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада  начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».

     В ней запланировано изучение с помощью опытов:

      - свойств песка, глины и камня;

     - свойств воды в ее различных состояниях;

     - температуры.

    В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

     Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

      - взвешивание тяжелых и легких материалов;

     - измерение длины с помощью мерок;

     - наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;

     - изучение смешивания цветов.

     

    Структура эксперимента в организованной деятельности.

     В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, опыт - эксперимент планируется по определенному плану:

      - постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);

     - выдвижение детьми предположений;

     - проверка гипотез;

     - фиксация результатов и подведение итогов;

     - обсуждение работы.

    Экспериментирование в свободной деятельности.

     Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

    У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования, в которой размещаются:

     - наборы для опытов с инструкциями-картинками;

     -игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

     - различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

     - измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

     - инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

     - другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

     - писчие принадлежности для фиксации результатов.

    Картотека опытов и экспериментов в детском саду

    Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.

     Экология:

      - строение растений;

     - условия, необходимые для жизни растений;

     - размножение растений;

     - опыты в огороде и цветнике;

     - опытническая деятельность по сезонам;

     - исследование животных.

     Исследовательская деятельность о человеке:

      - строение человека;

     - физиология;

     -гигиена.

     Физические опыты в детском саду:

      - движение;

     - измерение;

     - магнетизм.

     - вещества и материалы;

     - свет и цвет;

     - звук.

     Опыты на кухне.

    Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги также могут  находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.

     Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

    "Расскажи - и я забуду,

    покажи - и я запомню,

    дай попробовать – и я пойму"

    Только через действие  ребѐнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нѐм.

    Список литературы

    1. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. – СПб. :2016. – 320 с.

    2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : 2017. – 240 с.

    3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ. – 64 с.

    4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : 2017. – 240 с.

    5. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему-оформления уголков в детском саду в помощь воспитателям

    Я расскажу вам как красиво оформить группу.Делаем тесто :берем стакан муки,стакан мелкой соли и четерть стакана теплой воды.Замешеаем тесто.На лист бумаги красиво выкладываем узор в данном случае у ме...

    проект "Использование нетрадиционного оборудования на территории детского сада, как один из видов коррекции детей с ограниченными возможностями»

    Наш проект направлен на улучшение художественного оформления участков детского сада;способствует активизации творческих возможностей педагогов, детей и родителей;дает поиск новым формам оформительског...

    Музыкальные уголки в детском саду.

    Основные требования к муз. уголкам....

    ОСНАЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ЦЕНТРА В ДЕТСКОМ САДУ

    В данной статье рассмотрены необходимые материалы для всех возрастных групп общеразвивающей направленности....

    "Секреты обыкновенной бумаги" опыты и эксперименты с бумагой в подготовительной группе детского сада.

    Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

    Сказочный кабинет, или организация пространства и оснащение кабинета педагога-психолога в детском саду

    Презентация содержит фотографии и комментарии к ним - описание оснащения кабинета - мебели, мультимедийного оборудования, игр, игрушек и т.д., что наглядно демонстрирует, как из маленького помещения с...