Консультация для воспитателей: «Оснащение речевого уголка в детском саду»
консультация
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_ugolok.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Оснащение речевого уголка в детском саду»
Никурашина Татьяна Ивановна,
старший воспитатель МАДОУ
города Нижневартовска
ДС № 48 «Золотой петушок»
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этом направлении. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
Возраст детей | Задачи | |
1,5–3 года |
|
|
3–4 года |
| |
4–5 лет |
| |
5–6 лет |
| |
6–7 лет |
|
Таблички и эмблемы с названием уголка являются обязательным элементом оформления: они обозначают направление образовательной деятельности, содержат название и иногда изображение любимого детьми персонажа. Эстетически грамотно сделать для всех зон активности в группе табличке в одном стиле либо сохранить единообразие в эмблемах центров речевого развития.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
- Дидактическое оснащение должно соответствовать лексическим темам, структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
- Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
- Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
- Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
- Не следует перегружать речевой уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.
- Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.
- Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:
- Развитие лексической стороны речи
Картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные); Здесь допускаются презентации, картинки в электронном виде, но часть все равно должна быть в наличии, в бумажном виде.
- Работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи); игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
- Развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами); серии сюжетных картинок;
- Воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха):
предметы для поддувания: шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, картотека дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика;
- Звукопроизношение:
- схема артикуляционная гимнастика
- альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.);
- Фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например, «Игры с парными карточками» З.Т.Бобылевой;
- Подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения):
- схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы, магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»; альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласование существительных с числительными и прилагательными: «Одежда», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Настроение человека», «Герои сказок» и др;
- Развитие мелкой моторики:
- картотека пальчиковых игр
- Массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Содержание родительского уголка в детском саду»
Материал предлагает рекомендации по оформлению родительского уголка в группах детского сада. Содержание каждого из представленных в уголке разделов и основные требования к материалам, представленным в...
Консультация для педагогов «Организация речевого центра в детском саду»
Речевая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.Наполнение речевой среды определяется приоритетной линие...
Статья "Организация речевого уголка в детском саду"
Эта статья содержит советы и рекомендации по организации речевого уголка в детском саду в разных возрастных группах....
Методические рекомендации к оформлению речевых уголков групп детского сада
Содержание речевого уголка в группах дектского сада....
Оформление речевого уголка в детском саду.
Задачи и цели создания речевого уголкаГлавная цель создания таких островков обучения в государственных дошкольных учреждениях — максимально полноценно развить речевые способности ...
Речевые уголки групп детского сада
Наполняемость речевых уголков...
- Мне нравится (2)