Консультация для педагогов по мнемотехнике
консультация (старшая группа) на тему

Абросимова Ольга Евгеньевна

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из жизни. Учитывая, что в данное время дети пернасыщены информацией, необходимо, что бы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Широко используетя прием мнемотехники для обучения детей связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_mnemotehnike.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 Адмиралтейского района г. Санкт Петербурга

«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Составила:

Воспитатель Абросимова О.Е.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • бедность речи, недостаточный словарный запас.
  • употребление нелитературных слов и выражений.
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать     вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
  • плохая дикция.

          Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией,  необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Широко используются  по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

       Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации,  эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

      Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

      Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

      Составление описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, о семье. Данные  схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности. Любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу например: составление рассказа «Осень» по графическому плану. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Осень"

        Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  •  строение рассказа,
  •  последовательность рассказа,
  •  лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Например: заучивание стихотворения. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Если на начальном этапе работы дают готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигать и обсуждать различные версии и отбирать наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.  После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

       Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.

     Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

       Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

       Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование мнемотехники в детском саду"

Эдним из эффективных приемов развития детской речи является использование мнемотехники....

Консультация для педагогов " Использование мнемотехники в развитии связной речи"

Прекрасна речь, когода она как ручеек. Бежит среди камней, чиста, нетороплива.  И готов внимать ее поток, и восклицать: " О, как же ты красива!Проблема  развития связной речи детей хорошо из...

Консультация для педагогов по мнемотехнике

Использование приемов мнемотехники в в развитии связной речи  дошкольников....

консультация для педагогов "Использование мнемотехники для развития речи дошкольников"

К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описан...