Главные вкладки

    консультация для педагогов "Использование мнемотехники для развития речи дошкольников"
    консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

    Смирнова Александра Вячеславовна

    К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

    В речи детей существуют множество проблем:

    - недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

    - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

    - бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

    Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

    Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому педагоги ставят перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня я хочу вас познакомить с методом «Мнемотехника».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kons.mnemotehnika.docx20.99 КБ
    Файл mnemotehnika.pptx1.73 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 15

    г.о. Тейково  Ивановской области

     

    Консультация для педагогов

    «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

    Подготовила:

    воспитатель

    Смирнова А.В.

    г.Тейково, 2019 год

        К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

    В речи детей существуют множество проблем:

    - недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

    - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

    - бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

    Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

    Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому педагоги ставят перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня я хочу вас познакомить с методом «Мнемотехника».

    Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

     Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

    Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

    Приемы мнемотехники начинают использовать на занятиях с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, ввести в обучающий процесс мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку, из мнемоквадратов и мнемодорожек можно составить мнемотаблицы.

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п., (черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна).

    Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

    Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

    Мнемотаблицы :

    • являются дидактическим материалом по развитию речи;

    • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

    • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывание загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.

    Работа с такими таблицами строится по принципу от простого к сложному:

    1. Рассматривание таблиц и разбор изображенных на ней символов.

    2. Преобразование символов в образы.

    3. Пересказ при помощи символов.

    На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию.

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа

    В результате использования мнемотаблиц у детей расширяется круг знаний; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.

    Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и мнемотаблицы, тем лучше разовьется связная речь, а она является важным показателем умственных способностей ребенка.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К . Д. Ушинский

    Слайд 2

    Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

    Слайд 3

    Факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Наглядность . План высказывания

    Слайд 4

    С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .

    Слайд 5

    Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

    Слайд 6

    Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .

    Слайд 7

    Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

    Слайд 8

    Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

    Слайд 9

    Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются: * при составлении рассказов, * при пересказах художественных произведений, * при проговаривании чистоговорок и скороговорок, * при отгадывании и загадывании загадок, * при заучивании стихотворений.

    Слайд 10

    Работа по мнемотаблицам проходит в три этапа. 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: О существляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

    Слайд 11

    Составление рассказа

    Слайд 12

    Пересказ художественных текстов

    Слайд 13

    Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

    Слайд 14

    Проговаривание скороговорок

    Слайд 15

    Отгадывание загадок

    Слайд 16

    Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

    Слайд 17

    Заучивание стихотворений

    Слайд 18

    Заучивание стихотворений

    Слайд 19

    Заучивание стихотворений

    Слайд 20

    Заучивание стихотворений

    Слайд 21

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) (

    Слайд 22

    Коллаж – это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые связаны одной темой и целью.

    Слайд 23

    Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. Схема описания игрушки

    Слайд 24

    Схема составления рассказа

    Слайд 25

    Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.

    Слайд 26

    Мнемотаблицы , отображающие последовательность действий .

    Слайд 27

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников

    Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...

    Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

    Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

    Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников

    Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...

    Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

    Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

    Консультация для воспитателей "Мнемотехника в развитии речи дошкольников"

    Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...

    Консультация «Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

    Консультация для педагогов «Использование методов мнемотехники  в развитии речи дошкольников» с презентацией....

    Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "

    Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "...