Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
консультация по развитию речи

Дунина Татьяна Владимировна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konultatsiya_po_mnemotehnike.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Счастливое детство»

658224, Алтайский край, г. Рубцовск,  ул. Громова, д. 12

Консультация для воспитателей

«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Выполнила воспитатель:

   Дунина Т.В.

«Учите ребёнка, каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.

 Проведя ряд наблюдений и бесед, мы сделали вывод, что в речи детей существуют множество проблем:

  • Речь состоит в основном из простых предложений, сложные предложения выстроены грамматически неправильно.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Глаголы и прилагательные очень часто не согласованы с существительными.
  • Детям тяжело правильно сформулировать вопрос и ответ на вопрос.

Исходя из таких результатов, мы считаем необходимым развивать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, последовательно составлять описательные рассказы и пересказы. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядностьРассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Поэтому мы решили использовать метод мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

 Мнемотехника помогает детям образовывать дополнительные ассоциации.

На занятиях по развитию речи мы используем мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Работа по мнемотехнике начинается от простого к сложному. Дети проводят ассоциативные связи.

Принцип работы с мнемотаблицей

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

Например: при заучивании стихотворения мы берем заранее подготовленную мнемотаблицу, читаем стихотворение, показывая на ассоциативные картинки. Другой метод, не менее эффективный: читаем стихотворение, при повторном чтении стихотворения вместе с детьми зарисовываем ассоциативные картинки.

Зрительный образ, сохранившийся у детей после прослушивания, сопровождающегося просмотром ассоциативных рисунков, позволяет намного быстрее запомнить стихотворение.

Для закрепления стихотворений мы составили книгу стихов в рисунках.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом при обучении составлению описательных рассказов. Мы предоставляем детям готовую мнемотаблицу, разбираем её, (очень важно, чтобы дети понимали значение каждого символа), затем составляем описательный рассказ (вначале все вместе, затем индивидуально каждый).

При составлении рассказов мы придерживаемся определенных этапов:

1. развивать умение детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами.

2. учить самостоятельно заполнять таблицу, используя символы, используем таблицу, как план рассказа.

3. закрепление изученного материала путем повторения рассказа с опорой на составленную таблицу.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Так же активному развитию речи и обогащению словарного запаса способствует отгадывание загадок. Отгадывание загадок предполагает наличие представлений о целом ряде предметов и явлений. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен – хорошо ли он уже познакомился с окружающим миром? Методика проведения работы с загадками по мнемодорожкам такая же что и по составлению рассказа.

Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:

• мощное развитие визуального мышления;

• выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);

• формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.(самостоятельная работа участников)- индивидуальные карточки.

 Таким образом, использование мнемотаблиц дало положительный результат:

• появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появился интерес к заучиванию стихов;

• словарный запас вышел на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....

Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники в развитии речи детей"

Консультация для воспитателей«Использование мнемотехникив развитии речи детей» (из опыта работы)На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей д...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста»

В своей практике использую мнемотехнику для заучивание детьми стихов, а также и для пересказа очень помогает...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Консультация для воспитателей«Использование мнемотехники в развитии речи детей» ...