Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Дмитриева Тамара Ивановна

 

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx50.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование мнемотехники
в развитии речи детей» (из опыта работы)

Дмитриева Т.И.,
воспитатель 1 квалификационной категории.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac26.htm

Послушай — и ты узнаешь, 

Посмотри — и ты поймешь, 

Сделай — и ты научишься.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  сенсорно-графическими схемами предметно-схематическими моделями , блоками-квадратами ,коллажем , схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

 я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac26.htm

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших — дети должны уметь самостоятельно.

НАПРИМЕР:

Рассказывание об овощах

3

1.      Цвет. (Какого цвета овощ?)

2.      Форма. (Какой он формы?)

3.      Два помидора. (Какого размера?)

4.      Морковь, перец. (Какой он  по вкусу?)

5.      Грядка. (Где овощ вырос?)

6.      Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)

МОРКОВЬ

(Примерный рассказ по мнемотаблице)

Морковь — это овощ. Она оранжевого цвета с зеленой ботвой. Морковь треугольной формы, небольшого размера. Этот овощ сладкий и сочный. Растет морковь на грядке, в огороде. Морковь очень полезна, в ней много витаминов. Из нее готовят салаты, ее добавляют в борщ и щи. Заяц любит морковь больше, чем все животные.

Как создать модель-схему?

Лист плотной бумаги размером 45*30 сантиметров разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).

  • Цвет: нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» — «форма».
  • Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.
  • Величина: нарисованы два предмета контрастной величины. Детям напоминают, что рассказывая о величине предмета, кроме понятий «большой — маленький», надо использовать понятия «высокий — низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий».
  • Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец...).
  • Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей необходимо заранее познакомить с названиями частей.
  • Действия с предметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.

В наш детский сад наряду с обычными детьми поступают дети с диагнозом «общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое нарушение речи». В детском саду имеется логопункт. Как показывает опыт, наибольшие затруднения возникают в самостоятельном определении при рассматривании предмета его главных свойств и признаков, установлении последовательности изложения выявленных признаков, удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.

Формирование связной устной речи у таких детей вызывает трудности на протяжении всего периода пребывания в детском саду.

Но и обычные дети, некоррекционные,  испытывают трудности именно в развитии связной речи.

Имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:

v    бедный, в основном общеупотребительный словарь;

v    плохое понимание оттенков значений слов:

v    аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложении, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;

v    предложения простые, чаще нераспространённые, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;

v    связная речь развита слабо — пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление (называние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.

Учитывая данные особенности в развитии, мы учим детей связно излагать мысли и чувства, формируем способность сообщать, убеждать, доказывать, сравнивать всевозможными приёмами моделирования связной речи.

Сравнение  активизирует мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.

Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование приёмов мнемотехники в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок.

Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления связной речи.

v    Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

v    Другой фактор — создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи приёмами мнемотехники заметно облегчает детям овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц  и  схем — моделей удалось  достичь следующих результатов:

  • у детей увеличился  круг знаний об окружающем мире;
  • появилось   желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появился   интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас  вышел  на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

4. Практикум.

Обмен идеями.

При проведении практикума всем участникам было предложено на выбор  задание:

1.     Составление мнемотаблицы и рассказа-описания по лексической теме «Осень» с использованием мнемокадров.

2.     Составление мнемотаблицы и рассказа-описания «Посуда», с использованием схем Т.А.Ткаченко

3.     Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.

4.     Составление сказочного сюжета и мнемотаблицы по предложенной серии сюжетных картинок.

Участники семинара показали мини-занятие по предложенным темам с применением схем и моделей.

Отчёт проведении семинара-практикума по теме : «Моделирование связной речи   у  детей  приёмами  мнемотехники»

Целью семинара-практикума по моделированию связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники является реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста ; а также оказание информационной и методической поддержки воспитателям детского сада, и обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.

Семинар — практикум состоял из трёх  вопросов:

1.     Постановка проблемы

2.     Просмотра презентации по использованию схем и мнемотаблиц в практике воспитателя

3.     Основные направления работы.

По первому вопросу выступала   воспитатель подготовительной группы «Рябинка»  Жаплова В.Н. Воспитатель  познакомила  своих коллег с обозначением  самого слова  «Мнемотехника».

По второму вопросу воспитатели смотрели  презентацию  по использованию схем и мнемотаблиц в практике воспитателя.

Далее воспитатели познакомились  с задачами мнемотехники , которые служат  для развития связной речи у детей дошкольного возраста, а также для становления психических процессов таких как: мышления, внимания, воображения, памяти; для развития у детей умственной активности , сообразительности, умения сравнивать, выделять существенные признаки, а так же для обучения детей правильному звукопроизношению.

Предлагаемая модель обучения рассказыванию с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:

  • использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедических занятий;
  • решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
  • специальную организацию пространственно-развивающей среды;
  • развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;

Технология использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с нарушениями речи предусматривает ведущую роль зрительного анализатора, зрительный контроль.

На семинаре-практикуме присутствовало 14 воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники в развитии речи детей"

Консультация для воспитателей«Использование мнемотехникив развитии речи детей» (из опыта работы)На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей д...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста»

В своей практике использую мнемотехнику для заучивание детьми стихов, а также и для пересказа очень помогает...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....