Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему

Трифонова Татьяна Владимировна

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

Основная идея моей работы –это объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы. Сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.

Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи.

 

Для повышения уровня развития речи в ДОУ используется:

Методы: наглядные, словесные, практические. Словесные приемы: образец рассказа воспитателя, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи и вопросы. Игровые приемы: игры – дидактические. Речевые, словесные. Формы работы: чтение, обсуждение, разучивание.

Существующие проблемы:

Ребенок с нарушением речи –

1.   Недостаточный словарный запас.

2.   .Неспособность построить монолог,

3.    Плохая дикция,

4.   Отсутствие навыков культуры речи.

5.   Бедная диалогическая речь,

6.   Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

 

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» говорил Ушинскийй

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника строится от простого к сложному: МНЕМОКВАДРАТ- МНЕМОДОРОЖКА-МНЕМОТАБЛИЦА.

Она особенно эффективна при разучивание стихотворении. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом все стихи зарисовываются схематически .

 

Мнемотехника помогает развивать:

1.   Ассоциативное мышление;

2.   Зрительную и слуховую память

3.   Зрительное и слуховое внимание;

4.   Воображение.

 

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов.

Наши успехи и результаты:

1.   У детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятиях, так в повседневной жизни.

2.   Расширился круг знаний об окружающем мире.

3.   Расширился активный и пассивный запас.

4.   Появился интерес к заучиванию стихо и малых фольклорных форм.

 

.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ. Цель:  Приобщение детей к нравственным общечеловеческим ценностям, пробуждение эстетических чувс...

Использование инновационных технологий по развитию речи у детей дошкольного возраста

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

Презентация "Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в развитии речи дошкольника"

Презентация«Использование инновационных издоровьесберегающих технологийв развитии речи дошкольника»Средняя группа«Смешарики»20021 – 2022 уч. Год Воспитатель: С...

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников

Данная работа предназначена для педагогов ДОУ, в которой представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольнов посредством инновационных технологий...

«Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников»

laquo;Использование инновационных технологий в развитии речи   дошкольников»...

Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников""

Одним из основных показателей уровня развития умственных и познавательных способностей ребенка считается богатство его речи. Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении...