Презентация "Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в развитии речи дошкольника"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Белевич Светлана Олеговна

 


Презентация

«Использование инновационных и
здоровьесберегающих технологий
в развитии речи дошкольника»

Средняя группа
«Смешарики»

20021 – 2022 уч. Год

 

Воспитатель: Светлана Олеговна Белевич

 

Актуальность

 

Анализ ситуации на начало учебного года в области речевого развития детей выявил, что многие дошкольники имеют слабые показатели. Особенно в пересказах литературных произведений, составлении описательных и сюжетных рассказов, чистоте произношения звуков.

       Поэтому появилась необходимость использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие физическое развитие детей и стимулирующие их речевую активность.

       Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий помогут достичь максимально успешного результата в преодолении речевых трудностей и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

 

Цели и задачи

 

Цель: Развитие речи ребёнка с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • Обогащать словарный запас детей
  • Развивать интонационную выразительность речи, темп, ритм, силу голоса
  • Координировать движения с речью
  • Прививать литературный вкус
  • Формировать правильное произношение
  • Стимулировать развитие речевого творчества (сказки, загадки, потешки, считалки, составление описательных рассказов.)

Выстраивая систему работы, я определила для основные блоки деятельности:

1. Организация работы с детьми с помощью здоровьесберегающи, традиционных и инновационных технологий.

2. Взаимодействие с родителями дошкольников.

3. Создание развивающей предметно - пространственной среды, для развития связной речи дошкольников через дидактические игры.

Ознакомившись с методической литературой и материалами сети Internet в работе с детьми выделились несколько направлений:

  1. Движение с текстом
  • Подвижные игры с проговариванием
  • Физкультминутки
  • Использование художественного слова в режимных моментах (при выполнении культурно-гигиенических процедур, гимнастики после сна)
  • Игры с мячом на развитие речи
  • Дидактические игры на развитие речи с одновременной моторикой

 

Речевое развитие напрямую зависит от уровня развития общей и мелкой моторики.

Павлов И. П. говорил, что речь – это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Двигательная речевая область в нашем мозге расположена рядом с двигательной зоной, она является, собственно, её частью.

 

  1. Развитие мелкой моторики
  • Драматизация русских народных сказок с помощью пальчикового театра
  • Выполнение комплексов различных пальчиковых гимнастик

Тренировка движений пальцев, а также всей кисти является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.

Сухомлинский В. А. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковый театр одновременно развивает мелкую моторику, непосредственно речь ребёнка и закрепляет его знание русских-народных и других сказок.

 

  1. Развитие артикуляции и речевого дыхания
  • Дыхательные упражнения с применением тренажёров для развития дыхания и направленной воздушной струи
  • Игры на развитие речевого дыхания («Футбол» и т.п.)
  • Артикуляционная гимнастика в форме различных сказок для язычка.

Дыхание – это основа звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика тренирует мелкие движения языка, активизирует кровообращение в области рта, комплексно влияет на звукопроизношение и развитие речи. Сказки для язычка и их исполнение вызывают у детей массу положительных эмоций, в ненавязчивой и интересной форме способствуют развитию артикуляции.

Перечень проводимых работ с детьми.

1. Дыхательные упражнения с применением тренажёров для развития дыхания и направленной воздушной струи.

2. Драматизация русских народных сказок при помощи пальчикового театра.

3. Выполнение комплексов пальчиковых гимнастик.

4. Проведение дидактических игр на развитие связной речи, в том числе с одновременной моторикой.

5. Подвижные игры с проговариванием считалочек.
«У медведя на бору…», «Золотые ворота»,
«Водяной», «Кот и мыши» и другие

6. Отгадывание загадок

7. Заучивание стихотворений и считалок

8. Составление рассказов по картинке при помощи карточек для развития связной речи на различные темы.

9. Артикуляционная гимнастика - сказки для язычка.

Работа с родителями.

Основными методами в работе с родителями были выбраны следующие:

  1. Индивидуальные консультации по запросам родителей, а также инициативе воспитателей на предмет развития речи при помощи физического развития детей.
  2. Создание папок-передвижек в родительский уголок на различные темы с акцентом на лексические и укрепляющие здоровье и иммунитет.
  3. Изготовление стенгазеты «С физкультурой я дружу» с фотографиями детей, занимающихся физкультурой и дополненными рифмованными фразами для заучивания.
  4. Индивидуальные задания детям для выполнения на дому в конвертах.

 

Перечень проводимых работ с родителями.

1. Папки-передвижки в родительский уголок на темы:
Осень,
Зима,
Лексическая тема Зима – 2 шт,
Осенние месяцы
Зимние забавы

2. Совместная деятельность родителей и детей в изготовлении поделок.

3. Индивидуальные консультации по запросам родителей.

4. Стенгазета «С физкультурой я дружу»

5. Конверты с заданиями на дом для детей

Социальное партнёрство

Фотографии с экскурсии в большой спортивный зал 1 корпуса садика и выполнения ребёнком заданий Олимпиады по ОБЖ для дошкольников.

С учётом непростой в настоящее время эпидемиологической ситуации социальное взаимодействие было ограничено проведением экскурсии в большой спортивный зал 1 корпуса садика и участием детей в Олимпиаде по Основам Безопасности Жизнедеятельности для дошкольников.

Детям очень понравилось участвовать в данных мероприятиях (см. фотографии). Они познакомились с новыми людьми, послушали рассказ педагога, обогатили свой запас новыми терминами и получили огромное удовольствие от физической активности под руководством педагога по физической культуре.

В ноябре 2021 года воспитателями группы совместно с педагогом по физической культуре была проведена экскурсия для детей в спортивный зал первого корпуса садика.

 

Участники: дети, воспитатели группы, физорг Екатерина Алексеевна Трошина.

 

В декабре 2021 наши дети под руководством педагогов
приняли участие в олимпиаде по Основам Безопасности Жизнедеятельности
 

 

Фотографии

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды.

Практически все центры активности были пополнены новым тематическим материалом:

  • Папками-передвижками в родительский уголок
  • Тренажёрами на развитие дыхания и направленной воздушной струи
  • Массажными ковриками, бильбоке, эспандерами
  • Сборниками артикуляционных сказок с картинками
  • Раскрасками на тему различных видов спорта и детских забав.

 

Перечень пополнений

Развивающая среда была пополнена следующими пособиями:

1.  Картотека подвижных игр

2.  Картотека считалочек

3.  Картотека игр с мячом для развития речи

4.  Картотека дидактических игр для развития речи

5.  Сборник артикуляционных сказок

6.  Коллекция скороговорок и чистоговорок

7.  Коллекция загадок

8.  Картотека пальчиковых гимнастик

9.  Картотека физкультминуток

10. Картотека зарядок после сна

11. Карточки для развития связной речи по различным темам

12. Картотека зимних подвижных игр

13. Картотека малоподвижных игр

14. Картотека дыхательных упражнений

15. Тренажёры для дыхания и развития направленной воздушной струи

16. Папки-передвижки в родительский уголок по различным темам

17. Бильбоке, массажные коврики, эспандеры

Перспективы дальнейшей работы.

В процессе работы над проектом я продолжала обнаруживать для себя новые методы в работе по развитию речи дошкольника.

Тема явилась для меня источником вдохновения по поиску и реализации различных технологий и способов в организации работы с детьми.

      В дальнейшем я планирую использовать в работе Су-Джок элементы (упражнения с массажными мячиками для кистей рук), самомассаж и логопедический массаж, зрительную гимнастику, круги Луллия. А также ещё активнее задействовать родителей в индивидуальной работе с детьми.

Список литературы:

- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. – логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: «Издательство ГНОМ Д», 2009
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова.М.,1985
- Косинова Е.М. – Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: «Библиотека Ильи Резника», «ЭКСМО» 2004
- Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности, 2003
- Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист, 2010
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры – СПб, "Литера", 2007
Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику малышей, СПб, Литера, 2006
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения, М.: ТЦ Сфера, 2006
- Электронные образовательные ресурсы

Результаты

За время реализации проекта значительно расширился активный словарь детей, стали чаще употребляться слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества. Дети стали более развёрнуто описывать предмет и составлять рассказ по картинке.

Заметно активизировались психические процессы: память, внимание, мышление.

За время практической работы у детей значительно улучшилась общая координация движений, в том числе мелких движений кисти руки.

Дети пересказывают наиболее динамичный отрезок сказки, читают наизусть любое стихотворение, потешку или считалку.

Вывод

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий помогают наиболее эффективно улучшить речевое развитие детей. Привлечение родителей к проводимым в детском саду мероприятиям по развитию речи способствует улучшению качества работы с детьми и повышает общий уровень их здоровья.

Благодарим за внимание!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников...

Инновационные технологии по развитию речи дошкольников.

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест. В условиях реализации нового стан...

Презентация на тему: "Инновационные технологии в развитии речи дошкольников"

Инновационные технологии в развитии речи дошкольников...

«Инновационные технологии для развития речи дошкольников».

laquo;Инновационные технологии для развития речи дошкольников»в детском саду....

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работе

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работеНаходясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, ...

Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников""

Одним из основных показателей уровня развития умственных и познавательных способностей ребенка считается богатство его речи. Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении...

Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»

Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»...