Мастер – класс для педагогов «Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников»
методическая разработка
Цель: активировать знания педагогов по проблеме «Использование
инновационных технологий в развитии речи дошкольников»
Задачи:
познакомить педагогов с инновационными технологиями в развитии речи дошкольников;
дать представление об инновационной технологии «синквейн», показать значимость этой технологии в развитии речи дошкольников;
распространить передовой педагогический опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.16 КБ | |
| 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» Кабанский район Республика Бурятия
Мастер – класс
для педагогов
«Использование инновационных технологий
в развитии речи дошкольников»
Старший воспитатель Казакова Л.В.
.
г. Бабушкин 2025
Цель: активировать знания педагогов по проблеме «Использование
инновационных технологий в развитии речи дошкольников»
Задачи:
познакомить педагогов с инновационными технологиями в развитии речи дошкольников;
дать представление об инновационной технологии «синквейн», показать значимость этой технологии в развитии речи дошкольников;
распространить передовой педагогический опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как известно, игра – это способ познания мира и своего места в этом мире. Сегодня я хочу предложить вам начать наш семинар с игры «Ассоциация». Цель игры: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.
-С кем или с чем у вас ассоциируется педагог .Я предлагаю вам вытянуть лепесток, прочитать фразу и ответить на вопрос
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если педагог- это овощ, то какой?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если педагог – это время года, то какое?
Если педагог – это фильм, то какой?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то какой?
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета, то какая?
Если педагог-это фрукт, то какой?
Если педагог- это песня, то какая?
Сегодня на нашем семинаре мы поговорим об использовании инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдается ряд трудностей: скудный словарный запас, недостаточно сформирован навык построения связного высказывания, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Кроме того, согласно наблюдениям, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
А ведь современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. И одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи. Важно, чтобы современный ребёнок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.
Каким же должен быть выпускник детского сада? Рассмотрим целевые ориентиры речевого развития детей.
Итак, в идеале дошкольник:
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания
- может построить речевое высказывание в ситуации общения
- может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности
- способен договариваться, учитывая интересы других
- проявляет любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей
- знаком с произведениями детской литературы
Педагоги ДОУ всегда занимались и занимаются развитием навыков общения, обогащают словарь, исправляют звукопроизношение, знакомят с детской литературой и готовят к освоению грамоты. Но традиционные формы не позволяют ребенку раскрыть свой творческий потенциал, он быстро теряет интерес.
Становится, очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи дошкольников. Поэтому современный педагог должен постоянно развиваться, самообразовываться, искать новые нестандартные пути развития и образования детей. Ведь нестандартные приёмы и способы организации учебно-воспитательной работы положительно оцениваются не только педагогами и родителями, но и находят живой отклик у детей. Именно поэтому на занятиях с детьми по развитию речи рекомендуется сочетать традиционные формы обучения и инновационные.
Традиционные - образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание.
Инновационные - это технологии, формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видения мира, новое мышление.
Рассмотрим технологии речевого развития дошкольников.
Технологии
- проектная деятельность
- технология портфолио
- игровые технологии
- информационно-коммуникационные технологии
- технология проблемного обучения
Технология портфолио
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.
Речевое портфолио, в свою очередь, должно показать динамику развития именно речи детей. Оно строится таким образом, что под каждой работой ребенка записывается его высказывание на какую-то тему.
Речевое портфолио способствует формированию навыка контроля за правильностью собственной речи.
Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Формирование личности ребёнка.
Итак, портфолио – это технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей; способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;
Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей.
Для ребенка – это копилка личных достижений в речевом развитии, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни; это признание индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, разнообразии интересов, качестве познавательных процессов.
Технологию проектной деятельности.
Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который также способствует развитию связной речи у детей.
Главная задача педагога – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.
Проект дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в решении поставленной задачи.
Процесс познания завершается реальным результатом — продуктом.
Информационно-коммуникативная технология
В наш век современных технологий именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим используются мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление.
Применение компьютера мотивирует воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий.
В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: − зрительная; − слуховая; − моторная. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материала — самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных технологий. Они представляют для педагога интерес и являются дополнительным средством развития речи ребенка.
Использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Вывод:
Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте:
1. Расширяются представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.
2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.
5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка к проявлению интереса к стихам, загадкам, сказкам.
Технология проблемного обучения
Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность, в результате чего и происходит речевое развитие.
Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и озвучиаать собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями).
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к постановке вопросов, к догадкам, проблемным вопросам, начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? как думаешь?
11) Проблемная ситуация: Как ты думаешь нужно помогать птицам зимой? Почему?
Решение:
Вешать кормушки.
Домой брать больных птиц.
Около дома кормить в определенном месте.
Действительно все эти технологии способствуют развитию речи детей.
Игровые технологии
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей
широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Рассмотрим некоторые из них:
1.Дидактическая игра.
2.Театрализованные игры.
3.Пальчиковые игры .
Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры.
Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно
реализовать на основе театрализованной игры.
2.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
игры – драматизации; режиссерские игры.
3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.
Технология мнемотехника-мнемотаблицы
Суть заключается суть мнемотехники?
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».Мнемотаблицы — это схемы, которые служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Схемы используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Изображение, которое нарисовано в мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.
Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Вывод:
Используя мнемотехнику, вы сможете развить у ребенка зрительную память, а также внимание, мышление и связную речь.
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песен.
ПОЧЕМУ – ЛОГОРИТМИКА? Как вы думаете?
-Всё, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.
Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием
чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей. Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.
Радость, которую получают воспитанники во время логоритмических игр, дает позитивный настрой и стремление проявлять себя, что в дальнейшем помогает приобрести уверенность в своих силах.
Логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья детей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.
Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
Развитие речевого выдоха;
Улучшение речевой памяти;
Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Технология -ТРИЗ в результате деятельности у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь ,логика, мышление. ТРИЗ способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи (диалогической и монологической), коммуникативных навыков, интеллектуального развития и творческого развития
ТРИЗ– теория решения изобретательских задач. Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.).
Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.
Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию.
Использование ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: -расширению словарного запаса; -развитию связной речи (диалогической и монологической); -развитие коммуникативных навыков; -интеллектуального развития; -творческого развития (фантазирование); личностного становления.
Хотелось бы остановиться на кругах Лулли.
Круги «Луллия" метод современной инновационной педагогической технологии для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений, познании окружающего мира, для решения проблемных ситуаций, повышение уровня речевого развития воспитанников.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала, способствует повышению уровня речевого развития детей.
Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор.
Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько кругов можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
- игры на подбор пары. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца;
- игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца;
- игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.
Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте.
«Найди заданный звук в начале, середине и в конце слова»
( Показываю круги Луллия )
Синквейн.
Синквейн – новая технология в развитии речи детей. Слово «Синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из 5 строк». Синквейн – это нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
Что же это за правила? Давайте рассмотрим.
1 строка - тема - называется 1 словом,
2 строка - это описание темы - в 2 словах,
3 строка - это действия - в 3 словах,
4 строка - это предложение из 4 слов,
5 строка - это одно слово, которое выражает свое отношение, настроение.
А сейчас давайте отгадаем загадку:
Ночью ходит, днем он спит,
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это … (еж)
На первом этапе вводится понятие:
“слово-предмет”, предъявляется модель «предмет» – вот так она выглядит.
Кто это? - Еж.
Далее вводится понятие “слово-признак”, предъявляется модель – «признак предмета». Вот так выглядит модель «признак предмета».
Ежик какой? - Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.
Далее вводится понятие “слово-действие”, предъявляется модель – «действие предмета». Она выглядит вот так – как видите, тут на модели уже появились и руки, и ноги – то есть мы объясняем ребенку, что мы на эту модель подбираем слова, обозначающие действия предмета.
Ежик что делает? - Фыркает, спит, сворачивается, ловит.
Когда дети научатся свободно подбирать слова к моделям, можно учить их составлять сам синквейн.
Алгоритм составления синквейна выглядит вот так (показ):
1 - од одно слово-предмет 2 - дв два слова – признак предмета 3 – тр три слова – действие предмета 4 - пр предложение по теме 5 – од одно слово – ассоциация по теме |
Наверно, у вас возникает вопрос, «Когда же можно начинать знакомство с приёмом синквейн?»
Как показывает практика - в старшем дошкольном возрасте!
А теперь давайте посмотрим по алгоритму, что у нас получилось на примере нашей отгадки:
- 1. Кто? – Ежик – 1 «слово - предмет»
- 2. Ежик какой? – Cерый, колючий – 2 «слова - признака»
- 3. Ежик что делает? – Фыркает, спит, сворачивается. – 3 «слова-действия»
- 4. Предложение о ежике из 4 слов – «Мне нравится маленький ежик».
- 5. Ассоциация к слову «ежик» - Лес.
Когда дети уже научатся сами составлять синквейн, эту технологию можно использовать при составлении описания предметов.
Например, мы хотим описать огурец.
Что? – огурец - (1 слово – предмет)
Огурец какой? - Зеленый, овальный (2 слова – признака)
Что можно делать с огурцом? – Взять, нарезать, попробовать (3 слова – действия)
Предложение про огурец – «Огурец растет на грядке»
Ассоциация к слову «огурец» - «овощ».
Синквейн также можно использовать при составлении загадок.
Например, я загадаю вам загадку. То, что я загадала:
- быстрая, мощная (2 слова признака),
- она едет, обгоняет, тормозит (3 слова действия),
- я люблю играть с ней (предложение),
- это транспорт (ассоциация к теме).
- Что это? – Правильно, машина.
Это может быть и автобус, и трактор… Данный пример показывает использование синквейна при составлении загадок.
Когда дети уже свободно научатся составлять синквейны, эту технологию можно начинать использовать при составлении описательного рассказа.
Давайте вместе составим синквейн к теме «Осень» (работа с залом):
- Слово-предмет (1) – Что? – «Осень».
- Слова – признаки(2) – (Осень какая?)
- Слова-действия (3) – (Осень что делает?)
- Предложение по теме(4)
- Одно слово, выражающее настроение.
Вот еще одни пример составления синквейна к слову «Осень»:
Осень.
Весёлая, красивая.
Радует, желтеет, шуршит.
Наберу букет листьев.
Красота!
В чем же эффективность и значимость синквейна при развитии речи дошкольников?
- Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
- Синквейн совершенствует словарную работу.
- Учит определять грамматическую основу предложений.
- Развивает языковое чутье, формирует фразовую речь, ассоциативное мышление.
- Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:
- Уточнение, расширение, активизация словаря;
- Знакомство с понятиями:
- «слово, обозначающее предмет»,
- «слово, обозначающее признак предмета»,
- «слово, обозначающее действие предмета»;
- Умение детей подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
- Знакомство с понятием «предложение».
Технология «Квест-игра»
Квесты становятся все более популярным методом обучения. Использование игровых заданий помогает вовлечь детей в процесс обучения и способствует развитию связной речи, логического мышления и воображения.
Пример: Организация речевого квеста по сказкам, где дети должны по подсказкам находить элементы сюжета и пересказывать их.
Мы переходим к практической части.
Вам сейчас будет необходимо применить одну из игровых инновационных технологий , которые способствуют развитию речи на практике.
Каждой группе предлагается конверт на выбор , в котором находится задание и вам необходимо его выполнить.
Выберите, пожалуйста, конверт. Вам надо составить мнемотаблицы к пословицам.
Задание для 1-ой группы
Команда изображает пословицу с помощью схемы, а команды соперников должны, отгадать какая пословица изображена на схеме.
(Весна красна цветами, а осень- пирогами и снопами)
(Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову.)
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
(Цыплят по осени считают.)
Задание для 2-ой группы
Составить синквейн к слову «Речь»:
что? | Речь |
речь какая? | Чистая, правильная |
что мы делаем с речью? | Учим, повторяем, закрепляем. |
Предложение из 4 слов о речи | Мы многое узнали о развитии речи. |
Ассоциация к слову «речь» | Здорово!!! |
Подводя итоги, можно сказать, что используя в своей работе инновационные технологии такие как ?
Давайте еще раз назовём их
- проектная деятельность
- технология портфолио
- игровые технологии
- информационно-коммуникационные технологии
- технология проблемного обучения
- Синквейн
- Технология «Квест-игра»
- ТРИЗ
- Логоритмика
- Моделирование
- (Различные виды терапий (Арт – терапия, изотерапия, сказкотерпаия и т. д., конструкторы ЛЕГО)
В результате применения инновационных технологий у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний, повышается качество звукопроизношения, лексико-грамматической и связной речи, которые определяет готовность ребенка к школьному обучению.
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
- Как сказал великий индийский философ Ошо «Кто-то пишет красивые стихи, кто-то поет, рисует, играет на музыкальных инструментах… У каждого свой смысл жизни…»
- А вы каждый день дарите малышам частичку души. И от этого ваши души становятся только больше. Вы настоящие профессионалы, которым родители доверяют самое дорогое — своих детей.
И хотелось бы закончить наш семинар игрой.(Цель: стабилизация психического состояния и последующего восстановительного баланса организма)
Мы собрались на семинаре,
Сидим в прекрасном кабинете
Если у вас настроенье хорошее,
То дружно хлопайте в ладоши.
Данная тема актуальна всегда!
Если согласны, то поменяйтесь друг с другом местами.
Знанья, если пригодятся, если будешь применять,
Тогда сейчас коллегу справа необходимо приобнять.
Если был семинар хорошим,
То снова хлопайте в ладоши.
Спасибо всем за плодотворную работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: активировать знания педагогов по проблеме «Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников» Задачи: познакомить педагогов с инновационными технологиями в развитии речи дошкольников; дать представление об инновационной технологии « синквейн », показать значимость этой технологии в развитии речи дошкольников; распространить передовой педагогический опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности; способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдается ряд трудностей: скудный словарный запас, недостаточно сформирован навык построения связного высказывания, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Кроме того, согласно наблюдениям, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Каким же должен быть выпускник детского сада? Рассмотрим целевые ориентиры речевого развития детей. Итак, в идеале дошкольник: достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания может построить речевое высказывание в ситуации общения может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности способен договариваться, учитывая интересы других проявляет любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей знаком с произведениями детской литературы
проектная деятельность технология портфолио игровые технологии информационно-коммуникационные технологии технология проблемного обучения Синквейн Технология « Квест-игра » ТРИЗ Логоритмика Моделирование (Различные виды терапий ( Арт – терапия , изотерапия , сказкотерпаия и т. д., конструкторы ЛЕГО) Традиционные - образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание. Инновационные - это технологии, формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видения мира, новое мышление. Рассмотрим технологии речевого развития дошкольников. Технологии
Технология портфолио Речевое портфолио, в свою очередь, должно показать динамику развития именно речи детей. Оно строится таким образом, что под каждой работой ребенка записывается его высказывание на какую-то тему. Речевое портфолио способствует формированию навыка контроля за правильностью собственной речи. Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Формирование личности ребёнка. Итак, портфолио – это технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей; способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;
Технологию проектной деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который также способствует развитию связной речи у детей. Проект дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в решении поставленной задачи. Процесс познания завершается реальным результатом — продуктом.
Информационно-коммуникативная технология используются мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление. Применение компьютера мотивирует воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная; слуховая; моторная. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материала — самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных технологий. Они представляют для педагога интерес и являются дополнительным средством развития речи ребенка.
Технология проблемного обучения Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность, в результате чего и происходит речевое развитие. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и озвучиаать собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к постановке вопросов, к догадкам, проблемным вопросам, начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? как думаешь ?
Игровые технологии В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе. Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Рассмотрим некоторые из них: 1.Дидактическая игра. 2.Театрализованные игры. 3.Пальчиковые игры .
Технология мнемотехника Суть заключается суть мнемотехники? Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».Мнемотаблицы — это схемы, которые служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Схемы используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Изображение, которое нарисовано в мнемоквадрате , обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов , изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории. Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками . Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки , только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации .
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песен. ПОЧЕМУ – ЛОГОРИТМИКА? Как вы думаете? Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей. Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память. Логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья детей, их сердечно-сосудистую , дыхательную, речедвигательную систему. Способствует Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения. Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания; Развитие речевого вЛыдоха ; Улучшение речевой памяти; Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений. Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Технология -ТРИЗ в результате деятельности у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь ,логика, мышление. ТРИЗ способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи (диалогической и монологической), коммуникативных навыков, интеллектуального развития и творческого развития ТРИЗ– теория решения изобретательских задач. Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.). Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь. Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию. Использование ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: -расширению словарного запаса; -развитию связной речи (диалогической и монологической); -развитие коммуникативных навыков; -интеллектуального развития; -творческого развития (фантазирование); личностного становления.
Синквейн – новая технология в развитии речи детей. Слово « Синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из 5 строк». Синквейн – это нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам. Что же это за правила? Давайте рассмотрим а лгоритм составления синквейна выглядит вот так 1 строка - тема - называется 1 словом, 2 строка - это описание темы ( признак предмета ) - в 2 словах, 3 строка - это действия - в 3 словах, 4 строка - это предложение из 4 слов, 5 строка - одно слово – ассоциация по теме
Технология « Квест-игра » Квесты становятся все более популярным методом обучения. Использование игровых заданий помогает вовлечь детей в процесс обучения и способствует развитию связной речи, логического мышления и воображения. Пример: Организация речевого квеста по сказкам, где дети должны по подсказкам находить элементы сюжета и пересказывать их.
что? Речь речь какая? Чистая, правильная что мы делаем с речью? Учим, повторяем, закрепляем. Предложение из 4 слов о речи Мы многое узнали о развитии речи. Ассоциация к слову «речь» Здорово!!! Практическая часть. Вам сейчас будет необходимо применить одну из игровых инновационных технологий , которые способствуют развитию речи на практике. Каждой группе предлагается конверт на выбор , в котором находится задание, которое необходимо выполнить необходимо его выполнить. Задание для 1-ой группы Команда изображает пословицу с помощью схемы, а команды соперников должны, отгадать какая пословица изображена на схеме. (Весна красна цветами, а осень- пирогами и снопами) (Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову.) Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей) (Цыплят по осени считают.) Задание для 2-ой группы Составить синквейн к слову «Речь»:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
данный материал будет полезен педагогам...

Мастер класс для педагогов "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного о...

Мастер - класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников"
Мастер - класс для педагогов...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Повышение профессионального уровня педагогов;- формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий рисования в патриотическом воспитании дошкольников».
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий рисования в патриотическом воспитании дошкольников».Цель: привлечь внимание и повысить компетентность педагого...

Мастер – класс для педагогов «Использование инновационных технологий в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников».
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота...

Мастер-класс для педагогов "Использование системного оператора в развитии речи дошкольников"
Системный оператор как технология ТРИЗ очень распространенна среди педагогов, но мало кто ее использует именно в развтии речи. Представлен мастер класс по использованию СО в составлении сказок....

